Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Сегодня одними из главных признаков профессионализма
считаются профессиональная компетентность, лидерские и деловые качества,
коммуникабельность, умение ставить перед собой и достигать профессиональные цели,
профессиональная мобильность и т. д. Вместе с тем таким важным профессиональным качествам,
как саморганизованность, умение правильно планировать свое рабочее время (или
самоменеджмент) уделяется недостаточное, по нашему мнению, внимание.
Исследования временной организации профессионала является одной из актуальных проблем
современной психологии. С одной стороны, высокий темп жизнедеятельности в современном
мобильном обществе ставит особые требования к организации субъектом индивидуального
времени, а с другой – особенности процесса самореализации человека тесно связаны с
уникальностью как его представлений о времени, так и эффективной реализации в нем.
Развитие научно-технического прогресса и жесткие условия конкурентной борьбы между
субъектами рынка требуют новых подходов к качествам руководящих кадров. На первом месте
новых требований - способность руководителя овладеть техническими и технологическими
изменениями и способность управлять социальными изменениями и людьми. Обострение
конкуренции и социальные обстоятельства заставляют руководителей заниматься проблемами
«человеческих отношений», анализом мотивов, которыми руководствовались подчиненные.
У руководителей чаще всего возникают такие проблемы, препятствующие работе: отсутствие цели
и подетального плана, неопределенность в сроках выполнения работы, нехватка времени на
важные и срочные дела, отсутствие системности и последовательности и вовремя завершенный
рабочий день. Выявить и проанализировать прошлые ошибки и предотвратить будущие барьеры
можно с помощью информационных технологий. Их применение позволяет оптимизировать
рабочий процесс руководителя в управлении своим временем и бизнес-процессами на
предприятиях. Современные программные продукты помогают оперативно и эффективно
обрабатывать информацию, хранить и передавать большие объемы информационных ресурсов.
Поэтому сейчас исследование является актуальным, ведь эффективное применение современных
программных продуктов является отличным решением в эффективном планировании рабочего
времени руководителя и координации его деятельности.
Задача эффективного использования рабочего времени всегда актуальна для руководителей
потому, что они управляют не только собственным временем, но и рабочим временем своих
подчиненных.
Для того чтобы научиться оптимально и осознанно управлять рабочим временем, можно
обратиться к такому направлению менеджмента, как тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент – это
управление временем или искусство успевать, совокупность испытанных методов работы,
которые позволяют успевать сделать больше за меньший период времени.
4
В зарубежной практике подготовки управленческих кадров давно используется технология таймменеджмента. В отечественных вузах в учебных планах тоже начали появляться курсы по таймменеджменту.
Технология тайм-менеджмента заслуживает того, чтобы с ней ознакомиться и потому, что
существуют законы этой технологии независимо от того, знаем мы о них или нет.
Анализ последних исследований и публикаций. Вопросами рационального планирования
рабочего времени руководителя занимались М. Д. Виноградский, А. М. Виноградская, О. М.
Шканова, Г. В. Осовская и др. Они сосредоточивают внимание на организации работы менеджера
в целом, а также на детальном рассмотрении средств, с помощью которых работу руководителя
можно настроить более эффективно.
Объект исследования: тайм-менеджмент.
Предмет исследования: руководитель как субъект управления.
Цель работы: изучить планирование рабочего времени руководителя.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- охарактеризовать роль руководителя в организации;
- рассмотреть самоменеджмент и тайм-менеджент в организации;
- проанализировать особенности рационального использования рабочего времени
руководителем;
- выявить особенности ИТ-решения в работе руководителя;
- рассмотреть программные продукты для настройки времени руководителя;
- определить особенности тайм-менеджмента и самоменеджмента.
Методы исследования. В исследовании использовались методы источникового анализа:
выявление, отбор, критика происхождения, содержания и сравнения. В курсовой работе
применяются как специально-исторические, так и общенаучные методы: анализ, индукция,
сравнительно-исторический, текстологический. Масштабность предмета исследования
обуславливает необходимость комплексного применения различных методов его изучения.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Список использованной литературы содержит 24 источника.
Объем курсовой работы: 31 страница печатного текста.
5
ГЛАВА 1 Роль руководителя в организации
Центральной фигурой в системе менеджмента каждой организации является менеджерруководитель, который управляет организацией (предприятием), конкретным видом
деятельности, подразделением, службой, группой людей.
Задача руководитель заключается в оптимальном подборе персонала, создании четкой
организационной структуры управления предприятием, определении общего направления
деятельности организации, координировании работы, борьбе с непроизводительными затратами
времени, направлении усилий коллектива на овладение методиками интенсивной работы,
улучшения качества труда.
Проявлением типа руководителя является его поведение в этой социальной роли как по
вертикали (начальники, подчиненные), так и по горизонтали .
Поведение руководителя является производной общественного направления личности (как я
должен выглядеть перед другими) и «сокровенного «Я», то есть ориентации на себя (потребности,
мечты, планы, скрытые цели, психологические установки, комплексы и тому подобное).
Итак, три фактора – общественная направленность личности, «потаенное «Я» и, как следствие,
стереотипы поведения – и составляют триединый целостный монолит, который называют типом
руководителя.
Качества и черты руководителя, который достигает успеха, поделим на психологические,
интеллектуальные, профессиональные и социальные.
Психологические – стремление к лидерству, способность руководства; сильные волевые качества;
готовность к разумному риску; стремление к успеху, честолюбие; способность к доминированию в
экстремальных условиях; устойчивость против стресса; быстрая приспосабливаемость к новым
условиям.
Интеллектуальные – стремление к постоянному самосовершенствованию; склонность к
восприятию новых идей и достижений, способность отличить их от иллюзорных; широта
мышления; искусство быстро обрабатывать информацию и принимать решения; способность к
самоанализу; умение понимать, принимать и использовать полезную мысль, противоположную
собственной; психологическое образование.
Руководитель (менеджер) - ключевой элемент в системе оценки персонала. Руководитель
успешно добивается поставленной задачи, так как приумножает свои физические и
интеллектуальные способности за счет совместных сил подчиненных и сознательно использует их.
Это задача руководителя любого административного уровня. Суть работы менеджера - это
реализация ряда функций. Среди этих функций должны быть выделены, в первую очередь, в
качестве основной стратегической функции, которая заключается в том, чтобы поставить на
основе ситуационного анализа и прогнозирования цели организации, координировать разработки
стратегии и создания плана.
Управленческая деятельность является особым видом трудовой деятельности, которая возникла в
результате сложного исторического процесса развития производства . Численность работников
управленческого труда постоянно увеличивается, и это мировая тенденция. Но не только
увеличение количества работников, а, прежде всего, значимость этой категории, как в масштабах
6
отдельной фирмы, так и в масштабах экономики всей страны, в целом, актуализирует проблемы
управленческого труда.
В целом эффективность протекания управленческого процесса, готовность к эффективной
деятельности коллектива предприятия, отношения между сотрудниками зависят от многих
факторов: непосредственных условий труда, профессиональных качеств кадровых работников,
уровня
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адонина В. В. Оценка социально-психологических характеристик руководителя: подходы,
методы, инструментарий / В. В. Адонина // «Экономика. Менеджмент». – 2017. - № 23 (И). – С. 69-
74.
2. Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / А.С. Белкин. – Челябинск:
Юж.-Урал. изд-во, 2014. – 173 с.
3. Берд П. Тайм-менеджмент: Планирование и контроль времени / П. Берд. – Москва: ФаирПресс, 2003. – 281 с.
4. Блинов А. В. Искусство управления персоналом / А. В. Блинов, А. Н. Василевская. – М.:
Гелан, 2015. – 247 с.
5. Болотова А. К. Психология организации времени: учеб. пособ. / Болотова А. К. – М.: Аспект
Пресс, 2006. – 254 с.
6. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А.С. Большаков, В.И.
Михайлов. – СПб., 2012. – 416 с.
7. Боровский Э.В. Формирование и развитие управления в Российском государстве: учебник
для вузов / Э.В. Боровский, С.А. Иванов, И.Н. Макашов, Н.В. Овчинникова, Ю.А. Синельников. – М.,
2011. – 240 с.
8. Гапоненко Т.В. Управленческие решения: учебное пособие / Т.В. Гапоненко. – Ростов н/Д:
Феникс, 2008. – 284 с.
9. Гвишиани Д.М. Организация и управление. 3-е изд., доп. / Д.М. Гвишиани. – М., 2011. – 684
с.
10. Зуб А.Т. Принятие управленческих решений / А.Т. Зуб. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 400 с.
11. Казначевская Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс,
2012. – 452 с.
12. Кокоткина О. Как организовать работу по самообразованию / О.Кокоткина // Дошкольное
воспитание. – 2017. – № 8. – С.11-15
13. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции в профессиональном
образовании / Л.Н. Корнеева. – М.: Владос, 2010. – 296 с.
14. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель / Р.Л.Кричевский. – М., 2014. – 183 с.