Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из движущих сил прогресса в любой области человеческой деятельности и знаний является синтез мирового опыта. В контексте реформирования системы образования в нашей стране изучение и анализ тенденций развития образования за рубежом приобретают все большее значение.
Как известно, процессы демократизации в настоящее время происходят в системах образования в основных странах мира. Его существенная характеристика - вместе с доступностью, изменчивостью и дифференциацией, децентрализацией управления - это открытость, преемственность всех его уровней.
В наши дни в мировом сообществе определяется содержание нового образования, разрабатываются и внедряются новейшие технологии обучения, постоянно совершенствуется учебный процесс. Этому способствуют многие важные факторы: постоянно растущий объем знаний и навыков, необходимых школьникам, результаты исследований о природе детства, опыт учебных заведений разных стран. Кроме того, мировое образование должно уважать новый уровень производства, науки, культуры. Поэтому обновление системы образования является актуальной и неизбежной задачей.
Образование является одной из важнейших жизненных ценностей. Стремление к образованию обусловлено не только желанием приобрести знания как гаранта извлечения материальных благ, но и осознанием необходимости широкой культуры. При классификации жизненных ценностей большинство населения развитых стран мира отдает предпочтение образованию.
Поэтому можно сказать, что анализ различных образовательных систем и выявление их достоинств и недостатков позволяют выделить предпосылки и тенденции формирования единого образовательного пространства.
Исходя из этого, целью данной работы является изучение реалий современных систем образования по примеру США и Великобритании.
Объектом исследования является образовательная система США и Великобритании, а предметом - анализ образовательных систем в этих странах.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Определить понятие образование и систему образования;
Изучить историю образования в США и Великобритании;
Проанализировать современное состояние высшего образования в США и Великобритании;
Выявить основные отличия высшего образования в США и в Великобритании.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных педагогов, социологов, материалы из научных журналов, интернет источники.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В США И ВЕЛИКОБРИТАНИИ
1.1 Теоретико-методологические основы содержания образования в США и Великобритании
В настоящее время значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества возрастает вместе с растущим влиянием человеческого капитала. Как государство, так и общество прекрасно понимают, что система образования способна конкурировать с системами образования развитых стран в контексте широкой общественной поддержки; ответственная и активная государственная образовательная политика; глубокая и полная модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой формирования личности, исторически сложившейся национальной системы образовательных учреждений и их органов управления, которая действует в интересах воспитания подрастающего поколения, подготовки его к жизни, самостоятельной и профессиональной деятельности, а также удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей. Она включает дошкольное образование, общее образование, учреждения профессионального образования (начальное, среднее и высшее), различные формы обучения, переподготовки и повышения квалификации работников, дополнительные формы обучения для детей.
Следовательно, система образования, с одной стороны, означает определенную целостность, порядок и взаимосвязь различных частей структуры такого явления, как образование. С другой стороны, эта концепция включает в себя социальный компонент, например, совокупность социальных отношений (политических, идеологических, правовых, социальных, экономических, педагогических, этических и т. д.), складывающихся в системе образования. Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образования (образования и профессиональной подготовки) ее выпускников. [13, с.49]
Развитие общества предъявляет новые требования к системе образования. Во-первых, нужны люди, получившие образование современным, высоко моральным и предприимчивым образом, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, предвидеть их возможные последствия; способны к сотрудничеству, характеризуются мобильностью, динамизмом, конструктивным мышлением, с чувством ответственности за судьбу страны.
Во-вторых, образование в настоящее время становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния в стране, благосостояния каждого гражданина. В связи с этим потенциал образования следует в полной мере использовать для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнической напряженности и социальных конфликтов на основе приоритета прав личности, равных прав национальных культур и различных конфессий и ограничить социальное неравенство.
В-третьих, обновленное образование должно играть важную роль в сохранении нации, ее генетического наследия, обеспечении устойчивого и динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданской, профессиональной и внутренней культурой.
В-четвертых, обновленная система образования должна гарантировать молодым людям справедливый доступ к высококачественному образованию во всех отношениях в соответствии с их интересами и наклонностями, независимо от финансового положения семьи, места проживания, национальность и состояние здоровья. [5, с.97]
В-пятых, необходимо использовать все возможные средства для социальной защиты детей и подростков, лишенных родительской опеки.
Наконец, важной задачей является также формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных и талантливых детей и молодежи.
1.2 Общая характеристика системы высшего профессионального образования в США и Великобритании
Высшее образование Соединенных Штатов включает колледжи и университеты - частные и государственные. Согласно международным рейтингам, большинство из них входят в число лучших учебных заведений мира. Стоит заменить, что, в отличие от европейской системы образования, нет качественной разницы между колледжем и университетом в Америке. Например, Гарвард, первый в рейтинге на 2016 год, также в настоящее время разделен на школы, колледжи и институты. Единственное отличие состоит в том, что университеты предлагают только университетские программы, в то время как университеты и институты позволяют заниматься научными исследованиями и продолжать академическую карьеру в судебной системе (1-2 года), в аспирантуре (3-6 лет). и заниматься исследованиями после защиты докторской диссертации. Если специализация студента связана с медициной, юридическим или теологическим образованием, схема обучения несколько отличается: в конце программы обучения студент может поступить в профессиональную среднюю школу. Подобные учебные заведения существуют в крупных университетах, продолжительность их обучения составляет 3 года.
Технические колледжи и муниципальные университеты связаны с профессиональным образованием (аналог российских профессиональных школ), но могут служить в качестве первого этапа высшего образования, если после обучения у них студент переводится в университет для аспирантура. Как правило, перевод производится на 2-й или 3-й курс.
Рисунок 1. Структура высшего образования в США
Система высшего образования Соединенных Штатов характеризуется еще большей свободой, чем школы. Большинство университетов не принимают студентов на определенном факультете, а просто в университете. Однако кандидаты чаще всего выбирают университет, который является наиболее влиятельным в секторе, который они намерены изучать.
Например, Массачусетский технологический институт известен своими разработками в области робототехники и искусственного интеллекта, но если планы изменились, можно изучать историю, театр и литературу. Это связано с тем, что в течение первых двух лет студент может пройти практически все курсы, предлагаемые в стенах учебного заведения. Единственное требование - это достаточное количество заработанных «кредитов», которые студент получает за успешно доминируемые дисциплины.
На 3-м курсе необходимо определиться со своей специализацией и выбрать основное - основное направление профессиональных интересов. Именно за нее она получит диплом. Однако из-за того, что студент может свободно составлять свою учебную программу в Соединенных Штатах, можно получить самые редкие специальности на перекрестке различных профессий.
Демократия в формировании учебной программы, однако, требует довольно дисциплинированной позиции в исследовании: это вопрос посещения уроков и своевременного выполнения всей контрольной и исследовательской работы. Особое внимание уделяется последнему в системе высшего образования Соединенных Штатов: помимо уроков и семинаров, знакомых россиянам, американские студенты должны уделять много времени исследованиям или проектам. Часто они выполняются не индивидуально, а группой студентов: в Соединенных Штатах они уверены, что обучение может быть построено не только по схеме «учитель-ученик», но и «от ученика к ученику». Кроме того, эта работа развивает способность работать в группе, что высоко ценится не только в учебной среде, но и впоследствии работодателями.
Наконец, не последний фактор, который сделал американскую систему высшего образования столь уважаемой во всем мире, - это финансовая и материальная поддержка. Это позволяет не только поддерживать отличное оборудование университетов, но и поддерживать штат очень сильных преподавателей, которые часто приезжают в Соединенные Штаты из других стран.
Все вместе - сильный академический фон, способность выбирать дисциплины в соответствии с их профессиональными планами, ориентация образования на реальные сектора экономики - позволяет системе высшего образования Соединенных Штатов оставаться самой сильной в мире.
Великобритания имеет репутацию страны классического университетского и профессионального образования. Квалификации ее высшей школы (бакалавр - магистр) формально наиболее соответствуют положениям Болонской Декларации. В отличие от стран континентальной Европы, Великобритания имеет последовательную образовательную систему, похожую на систему США. Эта модель распространена во всем мире и, как отмечают сами англичане, в настоящее время она представляет собой де-факто глобальную модель для стандартов высшего образования.
В настоящее время высшее образование осуществляется непосредственно в университетах или имеющих университетский статус колледжах и институтах высшего образования. Всего в Великобритании насчитывается более 170 вузов, в том числе 102 университета, подавляющее большинство которых -государственные.
Университеты являются центрами академического образования и научно-исследовательской работы. Есть ряд общих важных особенностей, характерных для всех университетов. Все они присваивают свои собственные степени, например доктор философии Шеффилдского университета или бакалавр медицины Лондонского университета. Обучение в них ведется как по учебным программам, так и по исследовательским с присвоением ученых степеней. После получения степени бакалавра можно продолжить учебу по программам магистра и доктора. Большие университеты обычно подразделяются на колледжи, которые считаются частью университета.
В колледжах высшего образования студенты обучаются только по программе бакалавра. В отличие от университетов, эти вузы являются узкоспециализированными в таких областях, как живопись, дизайн и др. В колледже можно прослушать один или несколько курсов с присвоением диплома по успешно оконченным программам обучения (например, улучшить свой уровень знания английского языка и получить официальный сертификат, подтверждающий эти знания) Колледжи редко предлагают магистратуру и никогда - докторантуру.
Высшее образование в университетах осуществляется по классической трехуровневой схеме: бакалавр-магистр-доктор со сроками обучения 3-4, 4-6 и 7-9 лет соответственно.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Harper S., Simmons I. Black Students at Public Colleges and Universities: A 50 State Report Card. USC Race and Equity Center. Los Angeles: University of Southern California. URL: https://race.usc.edu/wp-content/uploads/2018/09/ Black-Students-at-Public-Colleges-and-Universities-A-50-State-Report-Card-Harper-and-Simmons-1-9-26.pdf (accessed: 07.06.2020).
2. Walter R. Allen Higher education in the USA: memory, status, and trends // Мониторинг. 2018. №5 (147). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/higher-education-in-the-usa-memory-status-and-trends (дата обращения: 07.06.2020).
3. Антонова Д.О., Белова Л.Я. Некоторые вопросы профессионального образования и производственного обучения в современной Англии. - М.: Педагогика и народное образование, 2016, Выпуск 8, 14 с.
4. Аранский B.C., Лапчинская В.П. Система народного образования в Англии. М., 2017. 175 с.
5. Аскольдова С.М. Высшая школа США в исследованиях американских историков // Американский ежегодник 2016. М.: Наука, 2016. 144 с.
6. Барбарига А.А., Федорова Н.В. Британские университеты. М.: Высшая школа, 2019. - 127 с.
7. Бурова, И.И. Две тысячи лет истории Англии Текст. / И.И. Бурова. - Спб: Бельведер, 2018. 543 с.
8. Василенко, К. Столпы Британского образования Текст. / К. Василенко // Карьера. 2017. - №4. - С. 76-77.
9. Вахштайн В.С. Обзор систем высшего образования стран ОЭСР. Система высшего образования США // Центр ОЭСР-ВШЭ.ЦКЬ: - http://www.oecdcentre.hse.ru/mate-па1/0ЕСБ_и8А_2005 (дата обращения: 30.05.2020).
10. Венгер Л.А. Воспитание и обучение детей в Великобритании // Дошк.; воспитание. 2016. - №1. - С. 72 - 74
11. Воскресенская Н.М. Великобритания: стратегические направления развития образования // Педагогика. 2016. - №4. - С. 91-98.
12. Вяльцева М. Особенности подготовки бакалавров в США и России.//Научный аспект. — 2017. № 2. — с. 59–60.
13. Дмитриева В.П. О системе классического образования в Англии. // Учительская газета. - 2017. - №28-29. - с. 11-23.
14. Зайцева, Е. А. Сравнительный анализ систем высшего образования в США, Великобритании и Российской Федерации / Е. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 7 (87). — С. 416-419. — URL: https://moluch.ru/archive/87/16880/ (дата обращения: 30.05.2020).
15. Карташевич А.Н., Носкова С.А., Скикевич Т.И. Высшее образование в США // Педагогика. 2014. № 3. С. 93-95.
16. Михайлова Яна Юрьевна Формирование системы высшего образования США // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sistemy-vysshego-obrazovaniya-ssha (дата обращения: 30.05.2020).
17. Моховикова ГВ., Якубовская И.Я. Традиции американского высшего образования и формирование американской политической элиты (Ф. Д.Рузвельт: Истоки политического мировоззрения) // Вестн. Новгород. гос. ун-та. 2017. № 16. С. 15-19.
18. Павлова Н.А., Николаев Б.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И США // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 6.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28313 (дата обращения: 30.05.2020).
19. Розенфельд Ю. Н., Рощупкин Г. В. Особенности системы высшего образования в Великобритании // ППМБПФВС. 2006. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sistemy-vysshego-obrazovaniya-v-velikobritanii (дата обращения: 06.06.2020).
20. Федоров И.Б., Еркович СП., Коршунов СВ. Высшее профессиональное образование. Мировые тенденции.- М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2018.
21. Штокман Е.А., Штокман А.Е. Высшее образование в США // Высшее образование в США: науч.-популяр. изд. М.: Ассоциация строительных вузов, 2015. 200 с.