Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Георгий Валентинович Плеханов является одним из самых видных деятелей Российского и международного социал-демократического движения. Он был философом, историком, теоретиком и пропагандистом марксизма. Его политическая деятельность началась с 1875 года, когда Плеханов устанавливает связи с революционерами-народниками. Он был воспитан в образованной семье с передовыми взглядами на освободительных идеях А. И. Герцена, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова. Молодой Плеханов не мог остаться в стороне от политической жизни того времени. Покинув Петербургский горный институт, Плеханов становится революционером, видным практиком и публицистом революционного народничества. Он выступал против тактики политических заговоров и индивидуального террора как средства свержения самодержавия. Затем, преследуемый правительством, Плеханов эмигрировал за границу и жил до 1917 года в Швейцарии, Франции и других странах.
Для развития социалистической мысли примечательно то, что в эмиграции Плеханов изучал произведения Карла Маркса и Фридриха Энгельса, знакомился с западноевропейским рабочим движением, установил личные контакты с видными лидерами социал-демократического движения: К. Каутским, В. Либкнехтом, А. Бебелем и другими, а с 1889 года установил и личную связь с Фридрихом Энгельсом. Широкое идейное наследие Плеханова позволяет говорить о том, что он мог оказать влияние на развитие социалистической мысли в Европе, в том числе и в Германии. Актуальность данной темы обусловлена, прежде всего тем, что, претерпевая некоторые изменения, идеи социализма в современной Европе до сих пор являются популярными, а социалистические партии до сих пор принимают участие в политической борьбе.
Целью настоящего исследования является анализ развития идей социализма Г.В. Плеханова в Германии.
Для достижения данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) рассмотреть переход идей Плеханова от народничества к марксизму;
2) рассмотреть идейное наследие Плеханова через его работы;
3) исследовать развитие социализма в Германии в целом;
4) проанализировать реализацию идей социализма Плеханова в Германии.
Основным методом данной работы стал анализ источников, среди которых, прежде всего, работы Плеханова, а также переписка Плеханова с германскими социалистами.
Работа состоит из введения, двух глав, в которых раскрываются указанные выше задачи, заключения и списка литературы.
Глава 1. Идейное наследие Г.В. Плеханова
1.1. Развитие индустриального общества в творчестве Г.В. Плеханова: от народничества к марксизму
Георгий Валентинович Плеханов прошел трудный и противоречивый путь общественного деятеля, теоретика и практика марксизма. Он вступил в революционное движение народников, но, порвав с ним, создал первую русскую марксистскую группу, которая организовала распространение марксизма в России и сыграла большую роль в создании русского социал-демократического движения. В этом параграфе необходимо проследить переход одного из лидеров народнического движения к идеологии марксизма в исторических условиях России, где теория крестьянского общинного социализма доминировала в общественно-политическом движении.
Народничество как идеологическое учение и общественно-политическое движение значительной части интеллигенции и студентов Российской империи во второй половине XIX - начале XX вв. представляет собой целую эпоху в истории России. В 1870-х годах Г. В. Плеханов вступил в Северную революционную народническую группу «Земля и воля», которая стала ядром организации тайного революционного общества, возникшей в 1861 году, существовавшей до 1864 года и восстановленной в 1876 году как народническая организация. Будучи народником, Плеханов тем не менее признавал роль рабочего класса в общественном движении России. В декабре 1876 года он был одним из организаторов политической демонстрации рабочих и студентов в Казанском соборе в Санкт-Петербурге и занимался пропагандой популистских идей среди рабочих Санкт-Петербурга, Саратова, Ростова-на-Дону [2, с.10].
Как теоретик Г. В. Плеханов стал одним из редакторов окончательного варианта программы «Земли и воли» и одноименного журнала. В 1879 году он опубликовал в журнале статью «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России». По мнению историков, эта статья практически сразу выдвинула Плеханова в число ведущих теоретиков народничества. Плеханов был знаком с марксизмом. Он признал закономерность изменений в социально-экономических формациях, обнаруженных К. Марксом, и определяющую роль социально-экономических факторов в этом процессе. Однако он считал, что Россия пока не подчиняется этой схеме, потому что крестьяне держатся за общину. Г. В. Плеханов отметил, что, хотя большая часть крестьянства держится за земельную общину, нельзя полагать, что Россия вступила на путь этого закона, согласно которому капиталистическое производство было бы необходимой станцией на пути его развития.
Рабочий, по словам Плеханова, важен не сам по себе, а прежде всего, как союзник главной революционной силы - крестьянства. Основные силы русских революционеров в концепции Г.В. Плеханова должны быть нацелены на полное разрушение любого государства и предоставление крестьянину возможности развивать коллективные принципы, присущие общине. Ликвидация самодержавия могла привести к победе общинного социализма в России. Таким образом, Г.В. Плеханов, будучи убежденным народником, имел представление о марксизме - новой теории, которая возникла и утвердилась в Европе с середины XIX века. По некоторым данным, в 1873 году он посетил Императорскую публичную библиотеку и изучал отдельные произведения К. Маркса и Ф. Энгельса на немецком языке. В 1879 году в связи с разногласиями революционных народников относительно дальнейших сфер деятельности в Воронеже состоялся съезд «Земли и воли», на котором произошел раскол на сторонников организации политического террора с целью поднять народ за революцию и сторонников последовательной работы с крестьянством во главе с Г.В. Плехановым. Народническое движение во главе с Плехановым создало организацию «Черный передел», в основе которой лежала идея распределения земли по-черному на основе крестьянского обычного права. Организация подверглась преследованиям со стороны полиции и в 1880 г. Г.В. Плеханов В.И. Засулич, Г.Л. Дейч, Я. В. Стефанович были переправлены через российскую границу. По мнению некоторых авторов, эмиграция Г. В. Плеханова и чернопередельцев была продиктована не только угрозой ареста, но и поиском новых идей, необходимых для выхода российского освободительного движения из идеологического тупика популизма, в котором оно тогда нашло себя [3, с.50]. Доступные в России книги не отвечали на вопросы российской действительности. Эмигрирующие члены организации «Черный передел», возглавляемой Плехановым, обладали глубокими и обширными знаниями о России: о крестьянском вопросе и теории крестьянского общинного социализма, разложении крестьянского сообщества и возникновении в нем социального неравенства, характеристиках рабочего движения и опыте политической борьбы революционных народников; о специфике промышленного переворота и развития капитализма в России. Западная Европа в то время была совершенно другой. В промышленно развитых странах произошла ранняя промышленная модернизация - завершение промышленной революции, формирование правопорядка и гражданского общества, начался процесс индустриализации, и рабочий класс вышел на политическую арену.
Процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу был очевиден, многие российские процессы, например, развитие внутреннего рынка, процессы социальной дифференциации, развитие капитализма в сельском хозяйстве, стали более понятными и очевидными на фоне процессов в западной цивилизации. В 1881 г. Г. В. Плеханов начал работу над переводом на русский язык «Манифеста Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1882 году был напечатан манифест. Значительное количество экземпляров Манифеста было отправлено в Россию, которые распространились в революционных кругах. С этого события начинается деятельность по пропаганде марксизма в России группой, которая в 1883 году была названа «Освобождение труда». За переводом Манифеста появилась целая серия оригинальных авторских произведений, написанных с позиций марксизма. В своих первых марксистских работах «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», опубликованных в Женеве, первая и вторая версии проекта программы русских социал-демократов [3, с.44].
Плеханов связал ближайшее будущее России с развитием капитализма и рабочего движения. Он противопоставил модель народной модели социализма идее двух последовательных с относительно небольшим (позднее пришел к выводу, что значительным) интервалом революций - буржуазно-демократической и социалистической. Главной движущей силой этих революций он считал пролетариат во главе с марксистской партией. Плеханов видел в крестьянстве, как и в зарождающейся либеральной буржуазии, союзников рабочих в их борьбе против самодержавия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Dugdale E.S., National Socialism in Germany / E.S. Dugdale //The English review, 1908-1937. – 1931. – №. 5. – С. 565-573.
2. Бережанский А. С., Г. В. Плеханов: от народничества к марксизму. / А.С. Бережанский. – Воронеж: Изд-во Воронежского университета, 1990. – 515 с.
3. Курбатова И. Н., Начало распространения марксизма в России: литературно-издательская деятельность группы" Освобождение труда". / И.Н. Курбатова – М.:Мысль, 1983. – 345 с.
4. Плеханов Г. В., Избранные философские произведения. / Г.В. Плеханов. – М.: Госполитиздат, 1957. – Т. 3. – 103 с.
5. Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. / Г.В. Плеханов. – М. : Госполитиздат, 1949. – 256 с.
6. Плеханов Г. В., К шестидесятой годовщине смерти Гегеля / Г.В. Плеханов. – М. : Мосполиграф, 1923. – 315 с.
7. Плеханов Г. В., Наши разногласия. / Г.В. Плеханов – М. : Новый мир, 1906. – 367 с.
8. Плеханов Г. В., О материалистическом понимании истории. / Г.В. Плеханов. – М. : Госполитиздат, 1938. – 278 с.
9. Плеханов Г. В., Основные вопросы марксизма. / Г.В. Плеханов. – М. : Московский рабочий, 1922. – 433 с.
10. Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма. / Г.В. Плеханов. – М. : Московский рабочий, 1922. – 398 с.
11. Плеханов Г. В., Политическое завещание. / Г.В. Плеханов. – М. : Красная площадь, 2001. – 336 с.
12. Плеханов Г. В., Социализм и политическая борьба. / Г.В. Плеханов – М. : Госполитиздат, 1939. - 237 с.
13. Плеханов Г. В., Философско-литературное наследие Г.В. Плеханова: Г.В. Плеханов и международное рабочее движение. / Г.В. Плеханов – М.:Наука, 1973. – Т. 2. – 395 с.
14. Тютюкин С. В., Г. В. Плеханов. Судьба русского марксиста. / С.В. Тютюкин. – М. : РОССПЭН, 1997. – 438 с.