Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь является первостепенным фактором успешного существования человека в обществе. Речь – это не только способ общения и коммуникации, но и средство освоения человеком многообразия психической и социальной жизни с самого рождения.
В этой связи крайне важно наличие у человека способности к правильной речи, полноцен-ному использованию своих речевых способностей в обществе. Этому могут помешать рас-пространенные в последнее время нарушения и отклонения в речевом развитии, в частности в звукопроизношении.
Дошкольный возраст- это время открытий: себя, семьи, окружающего мира. В данный важ-ный период для формирования ребенка как личности ему следует установить различные свя-зи как с миром природы, так и миром людей. В соответствии с целевыми ориентирами Фе-дерального образовательного стандарта к окончанию этапа дошкольного образования ребе-нок открыт внешнему миру, уверен в своих силах, относится положительно к окружающим и себе, активно взаимодействует как со взрослыми, так и сверстниками. Может выражать свои желания и мысли, хорошо понимает устную речь, проявляет любознательность, задаёт вопросы, интересуется причинно-следственными связями, у ребёнка складываются предпо-сылки грамотности, также хорошо развита мелкая и крупная моторика.
Эти целевые ориентиры нацеливают нас на полноценное развитие речи дошкольника, по-скольку ведущим фактором в социализации ребенка является речь, правильная, красивая и понятная, поскольку чем легче ребенку высказать свою мысль, чем речь полноценнее и со-держательнее, тем проще ему находить общий язык как со сверстниками, так и взрослыми людьми. Правильная речь один из самых важных показателей готовности ребенка к обуче-нию в школе, следовательно, нужно заботиться о правильном формировании речи и вовремя исправлять и замечать все нарушения.
К сожалению, в последние годы, все чаще стали встречаться отклонения в речевом развитии детей и их число, и тяжесть только повышается с каждым годом. Нарушение речи часто не является единственной патологией в развитии ребенка, а все чаще сочетается с разными ви-дами нарушений нормального развития. Так у детей, которые имеют нарушения в речевом развитии не редко встречаются нарушения развития моторной сферы.
Как правило причины данных отклонений связаны с незрелостью определенных зон голов-ного мозга, или их дисфункциями. Страдает не только звукопроизношение, но и нарушается механизм понимания речи, а также координация артикуляторного аппарата.
В появлении речевых нарушений нейрофизиологи и кинезиологи ведущую роль отводят нарушениям функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. таким образом выделяя «координационную неспособ-ность» к обучению, неспособность левого и правого полушария к интеграции, при этом своевременно проведенная коррекционная работа помогает развивать соответствующие психические функции. Формирование межполушарного взаимодействия занимает ведущее место в коррекционной работе.
Совершенствование и развитие интеллектуальных и мыслительных процессов нужно начи-нать в соответствии с онтогенетическим принципом - от движений пальцев рук и тела к ре-чи. От движения к мышлению выстраивается развивающая работа.
Для того, чтобы ребенок мог достаточно успешно осваивать образовательную программу, и в целом гармонично развивался нужно, чтобы вовремя было сформировано полноценное межполушарное взаимодействие. Именно дошкольный возраст является самым благоприят-ным для этого периодом в жизни ребенка.
Происходящие изменения в обществе и принятый стандарт дошкольного образования вы-двинули новые требования к системе образования. Дошкольное учреждение призвано со-здать условия для интеллектуального, творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. В условиях модернизации дошкольного об-разования воспитание творческих и интеллектуальных способностей становится одним из главных направлений в работе с детьми.
Актуальность работы обусловлена необходимостью формирования интеллектуальных спо-собностей через способность межполушарного взаимодействия. Это позволяет избегать трудности у детей в обучении и в создании условий для формирования новых возможностей искомых психических навыков и процессов, которые могут сформироваться и стать нужны-ми ребенку через кинезиологические приемы и методы. Ведь работа здесь направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Новизна данного опыта состоит в применении комплексного и системного подхода в осу-ществлении интеллектуального развития через метод кинезиологии. А также эту задачу по-могает решать применение нетрадиционных пособий.
Вышеизложенное обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей развития психологических процес-сов (памяти, внимания, мышления) методами кинезиологических упражнений.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач, таких как:
рассмотреть понятие кинезиологии;
раскрыть методы, используемые в кинезиологии;
провести анализ взаимосвязи компонентов кинезиологического потенциала старших дошкольников.
оценить результаты анализа и сделать выводы;
разработать методику организации занятия по развитию памяти, внимания, мышле-ния старших дошкольников.
Объектом исследования являются процессы памяти, внимания, мышления, предметом – осо-бенности их развития у детей дошкольного возраста при помощи методов книзеологических упражнений.
Гипотеза исследования: установить, что психологические процессы старших дошкольников развиваются при помощи кинезиологических методов, при этом дошкольное детство отли-чается сенситивными периодами развития двигательных процессов.
Теоретико-методологической основой выполнения курсовой работы послужили: научная литература, нормативная и законодательная база по вопросам развития психологических процессов у дошкольников, научные публикации отечественных и зарубежных авторов.
В работе использованы системный и комплексный подходы. Для исследования применялись методы наблюдения, научного эксперимента, критерий Шапиро-Уилка, статистические ме-тоды, программа Statistica 10.0 фирмы Statsoft.
Практическая значимость работы заключена в предложении актуальных на современном этапе тенденций и направлений совершенствования механизма развития психологических процессов методами кинезиологии.
База исследования – ДОУ, в исследовании принимали участие 109 детей в возрасте 5– 6 лет. Из них 51 мальчик и 58 девочек.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1 Теоретические аспекты кинезиологии и ее применения в коррекции психологиче-ских процессов
1.1 Понятие кинезиологии
Идея применения метода кинезиологии в развитии интеллектуальных способностей до-школьников требовала теоретического обоснования, изучения литературы и научных под-ходов по избранной теме. Познакомившись с книгами Т.Т. Хризман и В.Д. Еремеевой «Мальчики и девочки. Два разных мира», Сиротюк А.Л. «Коррекция развития интеллекта дошкольников», А.В. Семинович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», я нашла подтверждение тому, что используемые игры и кинезиологических упражнения – ценнейший инструмент в развитии дошкольников.
Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Это наука о движении мыслей, чувств, мышц тела человека.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие меж-полушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаи-модействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитар-ное, образное; левое — математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполу-шарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей.
Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих процес-сов головного мозга.
Выше упомянутыми учеными было доказано, что под влиянием кинезиологических трени-ровок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения. Сила, рав-новесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Что данная кинезиологическая методика позволяет выявить скрытые способности ребенка до-школьного возраста и расширить границы возможностей его мозга.
Кинезиология является одним из наиболее эффективных методов всестороннего развития детей с ОВЗ. Она способствует развитию всех психических и двигательных процессов, и является здоровьесберегающей технологией для детей с ОВЗ. Исходя из актуальности и про-тиворечия вытекает проблема использования воспитателями нетрадиционных видов работы в коррекции речи у детей 5-6 лет дошкольного возраста с дислалией как один из разделов кинезиологии.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверьянова Н.И., Рудавина Т.И., Старкова А.И., Старкова И.Л., Соколова В.А. Насыщение крови кислородом у младших школьников // Актуальные вопросы педиатрии : сб. трудов конф.. Пермь, 2016. С. 10–13.
2. Авсеенко Н. В. Педагогические условия формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Мурманск, 2011. - 190 с.
3. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. - М., 1985.
4. Афонькин С.Ю., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. - СПб., 1997.
5. Божович Л. И. Отношение дошкольников к учению как психологическая проблема // Вопросы психологии школьников. - 1951. - Вып. 36. - С. 52-55.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические тру-ды / под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. - 212 с.
7. Борисова Н. В. Адресная помощь как условие подготовки детей к школьному обуче-нию: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 01. - Сургут, 2010. - 230 с.
8. Бугова Г. В. Психолого-педагогические условия формирования инновационной про-дуктивности младших школьников: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00.01. - Калининград, 2006. - 218 с.
9. Вершинин М.А., Финогенова Н.В., Сабуркина О.А. Физическое воспитание старших дошкольников на основе использования средств спорт игр // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 57–58.
10. Волкова С. Н. Психологическая поддержка развития личности первоклассника на этапе адаптации к школьному обучению: дис. ... канд. психол. наук: 19. 00. 07. - Ставрополь, 2004. - 200 с.
11. Выготский Л. С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
12. Гордеев В.И., Александрович Ю.С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) – новый инструмент оценки развития детей. – СПб.: Речь, 2001.
13. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 3-е изд. перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2000. - 184 с.
14. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности - М., 1989.
15. Деннисон П., Деннисон Г. «Программа «Гимнастика ума». Пер. С.М. Масгутовой, Москва, 1997 г.
16. Еремеева В.Д. «Мальчики и девочки – два разных мира», «Линка – пресс», Москва, 1998 г.
17. Загревская А.И. Актуализация кинезиологического потенциала студентов в условиях физкультурно-спортивного образования // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. № 1. С. 28–30.
18. Загревский В.И. Программирование обучающей деятельности спортсменов на основе имитационного моделирования движений человека на ЭВМ : автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 1994. 47 с.
19. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М.: Педагогика, 1991. - 152 с.
20. Кравцова Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребёнок. психологическая готовность к школе. - М.: Знание, 1987. - 94 с.
21. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. – СПб.: Речь, 2002.
22. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. М. : Карапуз, 2000. 272 с.
23. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
24. Паутова В. В. Роль кинезиологического подхода в осуществлении здоровьезбереже-ния детей старшего дошкольного возраста // Ключевые аспекты научной деятельности - 2014: материалы X междунар. науч.-практ. конф. (7-15 января 2014 г.). - Белгород: ООО «Руснаучкнига», 2014. - С. 49-52.
25. Рузина М.С. Пальчиковые и телесные игры для малышей – СПб.: Речь, 2003.
26. Сазонова Н. П. Дошкольная педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. пед. фа-культетов. -Барнаул: БГПУ, 2008. - 160 с.
27. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, характер, личность – М.: Наука, 1984.
28. Сиротюк А.Л. «Обучение детей с учётом психофизиологии», «Сфера», Москва 2001.
29. Сосуновский В.С. Структура и содержание психомоторной подготовленности детей 11–12 лет // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 399. С. 236–240.
30. Ханнафорд К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой / пер. с англ. С. М. Маскутовой. -М.: «Восхождение», 1999. - 182 с.