Фрагмент для ознакомления
2
1.1 Сущность закономерностей «неравномерного развития составных
частей системы» и «расхождение темпов выполнения функций элементами
системы» и их проявление в функционировании системы
В период структурной трансформации исследование факторов, влияющих на
развитие экономической системы, приобретает особую актуальность.
Факторы развития элементов экономической системы весьма разнообразны.
Более того, они находятся в тесном взаимодействии и меняют свое качество
по мере формирования новой экономической системы. Такой подход
обусловливает необходимость тщательного анализа всех движущих сил,
влияющих на инновационную трансформацию экономической системы.
По нашему мнению, под факторами трансформации экономической системы
следует понимать условия и предпосылки структурной трансформации
экономики, изменения отношений собственности, которые находятся в
тесном взаимодействии, способствуют к переходу к инновационной
экономической системе во времени и пространстве и определяют
объективные возможности действия закона неравномерного экономического
развития в условиях постоянного изменения внешней среды. Концепцию
управления факторами развития экономической системы следует трактовать
как направленное, закономерное изменение системы, в ходе которого
меняется качество структуры экономики, а соответственно форм и способов
взаимодействия элементов данной структуры, и обусловленная этим
корректировка целей и задач совершенствования экономической системы в
условиях перехода на инновационный путь развития.
В данную концепцию включаются:
1) производство – производственные мощности – собственность –
потребление;
2) производственный потенциал – собственность – амортизация –
воспроизводство – конъюнктура;
2
3) межотраслевая сбалансированность в стоимостном и натуральном
выражении как базы выработки и осуществления стратегии инновационного
воспроизводства и формирования инновационной экономики V – VI техникотехнологического уровня.
Проблемы развития структуры экономики в экономической системе в
последнее время привлекают самое пристальное внимание ученых,
принадлежащих к различным школам и направлениям научной мысли. Это
определяет разнообразие взглядов на процессы, разворачивающиеся в
современной экономической системе России. В то же время сложность и
неоднозначность этих процессов позволяет нам находить внешне
убедительные аргументы, оправдывающие практически любую точку зрения.
Функционирование - это поддержание жизни социально-экономической
системы, сохранение ее целостности, качественной определенности и
существенных характеристик. Развитие включает в себя приобретение нового
качества социально-экономической системой, которая повышает ее
жизнеспособность в изменяющейся внешней среде. Другими словами,
развитие - это направленное, регулярное изменение, в результате которого
возникает новое качественное состояние объекта - его состав или структура.
Функционирование и развитие взаимосвязаны.
Функционирование сдерживает развитие. Развитие оказывает
разрушительное воздействие на многие функционирующие процессы, но в то
же время создает условия для более стабильного функционирования
социально-экономической системы в будущем. То есть существует
циклическая тенденция развития.
Основные тенденции функционирования и развития региональных
социально-экономических систем основаны на следующем
Основные теоретические концепции:
- теория пространственных преимуществ или теория размещения;
- схемы агломерации, концентрации и комбинации производства;
- концепция первичного и вторичного производства;
- Концепция стадий роста Д. Белла.
Развитие любой социально-экономической системы основано на законах и
законах. Развитие социально-экономической системы также имеет свои
законы. Паттерны являются причинно-следственными связями ряда законов
(в данном случае речь идет о взаимосвязи социальных, экологических и
экономических законов развития).
Схемы развития
3
Можно выделить некоторые наиболее общие закономерности развития
социально-экономических систем.
Первый из этих шаблонов
многовариантность. Процессы развития проявляются в ряде возможных
состояний, поскольку на практике существуют значительные различия как в
материальных, так и в нематериальных факторах и условиях. Из возможных
Ключевые слова:
развитие региона;
социально-экономические
подсистема;
функционирование и развитие; хозяйственный комплекс области;
закономерности развития
в условиях неравномерного развития разных стран у отстающих регионов
появляется возможность использовать опыт и достижения лидеров
реализован только один вариант. Причем его выбор может происходить как
сознательно (например, на основе разработки и реализации социальноэкономической политики), так и стихийно.
Вторая закономерность - это неравномерное развитие, которое является
результатом многовариантности как взаимодействия широкого спектра
факторов и условий как экономического роста, так и его социальных и
экологических последствий. Поскольку многовариантность экономической
динамики является основой различий в темпах и качестве роста, она служит
механизмом неравномерного экономического развития отдельных стран и
регионов, а также определяет наличие неравных возможностей для
сохранения окружающей среды.
Следующая картина проявляется как выравнивание (выпрямление) путей
развития. Учитывая неравномерное экономическое и социальное развитие
разных стран, существует возможность отставания регионов
использовать опыт и достижения лидеров. То есть для первых существует
шанс ускоренного развития их экономических и социальных структур.
Паттерн, который можно сформулировать как «ускорение развития»,
проявляется в двух формах: общей и частной. Общее присуще всему
историческому пути развития человека, частное является следствием
выпрямляющего явления.
Общая закономерность может быть проиллюстрирована данными о темпах
экономического роста. Частное, являющееся формой проявления
неравномерности, реализуется скачком социально-экономической динамики,
что в большинстве случаев означает снижение развития с течением времени.
4
В.Полтерович отмечает, что сторонники обоих точек зрения предполагают,
что доминирующая роль в формировании стратегии модернизации
принадлежит государству. По его мнению, стратегия должна опираться на
взаимодействие всех заинтересованных сторон и использование системы
индикативного планирования [3, с. 6].