Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена
интенсивными преобразованиями, происходящими в политике, экономике,
социальной сфере. Изменения настолько стремительны, что россияне не
успевают осмыслить смысл событий. Разные в содержательном и смысловом
отношении, они свидетельствуют о кризисном состоянии развития нашего
государства, о разрыве между властью и народом, об изменении норм и
ценностей, которые на протяжении веков передавались из поколения в
поколение. Справедливости ради следует сказать, что Россия не однажды
переживала сложные периоды, подтверждением чего является эпоха
3
правления Екатерины II, ярким представителем которой считается Н.И.
Новиков (1744 – 1818). Диапазон его интересов широк и необычен для XVIII
века: смелый журналист, успешный издатель, талантливый литератор,
общественный деятель, просветитель, педагог, организатор. Сейчас называют
такой тип личности человеком с активной гражданской позицией.
Преданный сын Отечества, он мечтал о таком государстве, которое было бы
внимательным к человеку. Со страниц журналов вступая в полемику с
императрицей, Новиков говорил о недостатках, поразивших не только
общество, но прежде всего сам Двор. Спасение соотечественников он видел в
просвещении, труде, духовном развитии. Идеи носили во многом
новаторский характер. Далеко не все нашли понимание в обществе.
Исследователями изучались различные аспекты деятельности Н.И. Новикова:
издательская (Г.В. Вернадский, А.И. Кондратьев, И.Ф. Мартынов, Л.Б.
Светлов и др.) и общественно-филантропическая деятельность (А.В. Западов,
С.В. Ешевский, М.Н. Лонгинов, П.П. Пекарский, А.Н. Пыпин и др.);
педагогическая (П.Н. Берков, А.С. Будзько, Д.Л. Добрусина, Е.Р. Корниенко,
Г.П. Макогоненко, Я.А. Ротковнч, Е.П. Трифильев, Н.А. Трушин и др.);
просветительская и общественная (А.Н. Афанасьев, П.Н. Берков, В.А.
Боголюбов, Л.А. Дербов, В.О. Ключевский, А.И. Незеленов, С.М. Некрасов,
В.П. Семенников, Е.И. Якушкин и др.). При всей значимости исследований
нет работы, в которой были бы систематизированы сведения о
просветительской, образовательной, издательской, организаторской
деятельности на селе, что актуализирует дальнейшее изучение темы.
Объект исследования – процесс развития русской журналистики эпохи
Просвещения (вторая половина XVIII века).
Предмет исследования – издательская, просветительская, образовательная,
организационная деятельность Н.И. Новикова эпохи Просвещения.
Цель исследования – на примере деятельности Н.И. Новикова показать
развитие русской журналистики эпохи Просвещения.
Задачи исследования:
4
1) охарактеризовать журнальную и книгоиздательскую деятельность Н.И.
Новикова;
2) обозначить просветительские идеи;
3) проанализировать педагогические воззрения Н.И. Новикова;
4) описать попытку создания первых крестьянских коммун.
Для решения поставленных задач был использован комплекс
исследовательских методов: сравнение, классификация, систематизация;
логико-теоретический анализ философской, исторической, педагогической
литературы по изучаемой проблеме.
Источники исследования представлены разными группами: 1) статьи Н.И.
Новикова, посвященные торговле, крестьянству, воспитанию; 2) переписка
Н.И. Новикова с современниками; 3) журналы, издаваемые Н.И. Новиковым
в период с 1769 по 1785 годы; 4) философская и историческая литература по
проблеме исследования (дореволюционная, советского периода,
современная); 5) публицистические статьи, отражающие общественнопедагогическую деятельность Н.И. Новикова; 6) публикации в
периодических изданиях, посвященные деятельности Н.И. Новикова.
Структура. Настоящее исследование состоит из введения, двух глав,
заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ОПЫТ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.И. НОВИКОВА
1.1 Журнальная и книгоиздательская деятельность
Николай Иванович Новиков сыграл выдающуюся роль в истории русского
издательского дела. Свою карьеру как издатель он начал с выпуска
сатирических журналов. И это было закономерным для второй половины
XVIII века, потому что «сатирический журнал – особый тип периодического
издания, характерный для эпохи Просвещения» [28, с. 99]. И хотя отдельные
статьи, переведенные с сатирических журналов, издававшихся за рубежом,
появились в первой четверти столетия, «оригинальные русские издания
5
такого типа появляются лишь в 1769 г.» [28, с. 99]. Первый сатирический
журнал Н.И. Новикова назывался «Трутень», что стало метафорической
характеристикой самого издателя: «Он иронически говорит о себе, что
неспособен ни к какому делу. Занятия, которым он не может посвятить себя,
перечислены. Лень не позволяет ему читать, просвещать, поступить на какую
бы то ни было службу» [28, с. 99]. Всего лишь за год «было выпущено 53 л.,
тираж, вначале составлявший 626 экз., к концу года удвоился» [8, с. 268].
Так как на страницах журнала Н.И. Новиков вступил в полемику со «Всякой
всячиной», издателем которой был секретарь императрицы Екатерины II Г.В.
Козицкий, то это вызвало цензурные ограничения. В результате,
просуществовав год, «Трутень» закрывается. Летом 1770 года журнал вновь
открывается, но под новым названием – «Пустомеля». Умеренная критика,
раздававшаяся с его страниц, вызвала протест властей. Издателю удалось
выпустить только два номера. В 1772 году Н.И. Новиков предпринимает
очередную попытку, открыв сатирический журнал «Живописец». На его
страницах были опубликованы такие смелые произведения, как «Письма к
Фалалею», где автор затрагивает стороны современной ему жизни:
невежество, ложь, грубость нравов, недопустимое обращение с крестьянами
и проч. По настоянию Екатерины II и это периодическое издание вскоре
закрывают. В 1774 году Н.И. Новиков берется за издание журнала
«Кошелек». За два месяца вышло 9 номеров. Издание постигла та же участь.
Интересно отметить, что в журнале «Пустомеля» образ издателя строится по
той же модели, что и в «Трутне»: он разговорчив и не вполне серьезен. В
«Живописце» и «Кошельке» несколько меняется тональность и образ.
Несмотря на то, что в речи издателя еще чувствуется ирония, направленная в
том числе и на себя, все же очевиден вполне серьезный дидактический
пафос. А в «Кошельке» образ издателя лишается и иронического аспекта,
обычного для сатирических журналов.
Исследователь М.Б. Свердлов, посвятивший свою статью анализу
публикаций Н.И. Новикова в вышеперечисленных изданиях, пишет: «В своей
6
журналистской деятельности он обличал все виды несправедливостей, в том
числе и крепостной действительности в современной ему России. В своем
требовании критики конкретных представителей зла он оппонировал
екатерининской критике обобщенно названных недостатков. Обличая
уродливые явления крепостничества, Новиков требовал гуманного
отношения к крепостным и рационального ведения хозяйства» [23, с. 221].
Неудачи не остановили Н.И. Новикова. Он понимал, что пороки не исправить
одними средствами сатиры: «Публика охотно читала сатирические журналы,
но мало кто серьезно думал об улучшении нравов» [30, с. 13]. Изменился и
сам издатель: «Уже прошло то время, когда Новиков полемизировал с
императрицей на страницах сатирических журналов – он теперь
сосредоточился на других вопросах» [30, с. 20].
Издатель, ставший в 1775 году членом масонской ложи, «решил, что для
исправления пороков общества нужно начать его просвещать» [30, с. 13]. В
истории московского масонства играют главную роль две ярких фигуры –
сам Новиков и Иоганн Шварц. Оба развили широкую просветительскую
деятельность. Так в России начали издаваться журналы, имеющие
публицистическую и философскую направленность: «Утренний свет» (1780),
«Московское издание» (1781), «Вечерняя заря» (1782), «Покоящийся
трудолюбец» (1784 – 1785). В них Н.И. Новиков представил собственные
социальные взгляды, стремился привить любовь читателя к знанию,
просвещению, труду. Большинство статей «Утреннего света» составляли
переводы известных западноевропейских философов и писателей. Благодаря
журналу наши соотечественники познакомились с сочинениями Плутарха,
Платона, Сенеки, Вергилия, Э. Юнга, Паскаля и др. В «Вечерней заре» Н.И.
Новиков публиковал «не только философские трактаты и статьи, но и
многочисленные переводы дидактических повестей и рассказов» [24, с. 181].
Сочинения найдут свое продолжение в последующих изданиях, в частности в
«Покоящемся трудолюбце».
7
Основной задачей журналов издатель считал познание природы человека и
удовлетворение духовных запросов, искание пути к примирению тела и духа.
В «Московском издании» появляются оригинальные статьи, в том числе и
мистического характера. Главный вопрос, который пытались решить на
страницах журналов, – соотношение разума и веры в жизни человека.
Авторы статей не отвергали и достижения науки, поскольку познание ведет к
развитию добродетелей. Не оставался без внимания прежний круг вопросов,
поднимаемых в журналах конца 60-х – первой половины 70-х годов:
положение крестьян, обличение пороков дворянства. Издатель способствовал
распространению периодики: «Если в мае 1778 г. на «Утренний свет»
подписались читатели из Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Пскова и
Твери, то в ноябре того же года журнал читали подписчики из Тамбова,
Глухова, Харькова, Переяславля, Полтавы, Смоленска и других городов.
Можно предположить, что такая высокая читательская активность в
провинции была вызвана модой, пришедшей из столицы» [30, с. 14].
Н.И. Новиков занимался не только издательством журналов, но и книг.
Благодаря меценатской поддержке «он создал обширную сеть из 40 книжных
лавок» [8, с. 268]. Говоря об экономической стороне вопроса, важно
отметить, что предприятие, выражаясь современным языком, постепенно
выходило на самоокупаемость. Причина – использование современных
методов, а именно: «кредиты, системы договоров. Им впервые в России было