Фрагмент для ознакомления
2
приумножилось число городских мануфактур, в первую очередь текстильных, а также изготовлявших железный инвентарь, бумагу, стекло, сахар. Капитализм в шведской промышленности и торговле в первой половине XVIII века сделал, таким образом, заметные успехи, и привел к изменениям классовой структуры общества, более отчетливо проявившимся во второй половине столетия.
Если рассматривать политическую историю Дании и Норвегии в первой половине XVIII в., то она, по сравнению с историей Швеции, бедна событиями. Самодержавные монархи, включая долго царствовавшего Фредрика IV, несколько улучшили делопроизводство и судопроизводство, оздоровили финансы, развили средства сообщения, наладили помощь беднейшему населению. Однако, в 1733 г. под нажимом дворянства Кристиан VI восстановил крепостничество в Дании для мужчин в возрасте от 14 до 36 лет, а затем с 9 до 40. В XVII веке в скандинавских странах заметно ослабла церковная цензура печати. Идеи новой светской философии, сначала картезианства, а затем и естественного права, стали проникать вместе с точными науками в среду образованных людей, что способствовало развитию политического института скандинавских стран.
Вторая половина XVIII века характеризуется активными буржуазными реформами и формированием просвещенного абсолютизма. Начало промышленного переворота в Англии повлекло за собой усиленный спрос на предметы скандинавского экспорта. Экономическому развитию Скандинавии благоприятствовали такие события, как крупные колониальные и революционные войны второй половины XVIII века. Соблюдая во всех данных конфликтах нейтралитет, скандинавские государства обеспечили крупные прибыли своей торговой буржуазии.
Вторая половина века примечательна также дальнейшим распространением мануфактурной промышленности в обеих ее формах - централизованной и рассеянной. В Швеции расцвет крупных мануфактурных предприятий пришелся на 50-60-е годы XVIII в. Промышленное развитие Норвегии шло в том же направлении, но в меньших масштабах. Более успешно стала развиваться и датская мануфактурная промышленность, в первую очередь текстильная.
Хозяйственным успехам скандинавских стран помогали начавшиеся буржуазные реформы. Сословная структура общества, присущая феодализму, в течение XVIII столетия все более разлагалась и на рубеже XVIII-XIX вв. уже сосуществовала с классовой структурой буржуазного общества. Стирались фактические и юридические различия между сословиями и рос удельный вес новых внесословных социальных групп.
К концу XVIII в. ослабли имущественные и социальные позиции дворянства. Удельный вес его в общей массе населения Скандинавии не достигал 1% и был значительно ниже, чем на континенте. Для второй половины XVIII в. особенно характерен рост предпролетариата и пролетариата, прежде всего сельского.
Дальше всего разложение феодально-сословного общества к началу XIX века зашло в Норвегии. В Швеции крестьянство овладело примерно половиной земли, а полупролетариат и пролетариат, включая промышленный, достиг одной трети населения. В Дании, где феодальные отношения были сравнительно прочными, основная часть земли оставалась в руках помещиков, но крестьянство уже стало лично свободным. В условиях благоприятной экономической конъюнктуры середины века внутреннее положение Швеции упрочилось. Аграрная политика правящей группировки «шляп» носила ярко выраженный буржуазный характер. Республиканские тенденции «эры свобод» еще более усилились: в 1756 г. было решено пользоваться штемпелем с королевской подписью в случае нежелания короля подписать документ.
Однако «шляпы» позволили втянуть себя в новую европейскую войну - Семилетнюю. Растущая инфляция толкнула правительство «шляп» на недопустимые в глазах крестьян и горожан мероприятия: были запрещены выкуп коронной земли крестьянами и домашнее винокурение. Политика дефляции оказалась слишком поспешной и привела к недовольству буржуазии. Правительство «шляп» постоянно испытывало нажим буржуазно-демократической. Главное требование оппозиции сводилось к уравнению прав сословий занимать высшие должности.
На рубеже 60-70-х годов борьба классов и партий в Швеции крайне обострилась. На риксдаге 1772 г. «колпаки» получили большинство в трех податных сословиях. В королевскую присягу стараниями разночинцев «колпаков» были внесены пункты, вводившие, по сути дела, равенство сословий при назначении на должность. Однако, в результате вмешательства французской дипломатии, правительство «колпаков» было арестовано.
Сессия риксдага послушно приняла новую конституцию 1772 г. Конституция усилила власть короля, который отныне управлял единолично. Вместе с тем, в области чисто экономической, а также в сфере гражданских прав, реформы, начатые «колпаками», были подхвачены и развиты.
В этот период в Дании подъем торговли с середины XVIII в. и рост мануфактурной промышленности вынудили самодержавных монархов к проведению буржуазных реформ, включая наиболее неотложную - отмену крепостного права. Общественная жизнь в Дании оживилась, идеи англо-французских просветителей завоевывали все больше сторонников. В конце 60-х годов в окружении императора уже существовала небольшая группа дворян - сторонников реформ в духе просвещенного абсолютизма.
Отмена крепостного права сопровождалась другими либеральными реформами. Монополия ряда столичных датских торговых компаний завершилась. Были расширены права печати, запрещена работорговля в датских колониях и введены принудительные отчисления в пользу беднейшей части населения. Закон о бедных 1803 г. - один из старейших актов социальной политики в Европе.
Однако внутриполитическая жизнь Норвегии того периода, несмотря на значительный экономический подъем, не изменилось. За исключением апелляционного суда и канцелярии наместника в Акерсхусе, Норвегия не имела своих центральных учреждений. Собираемые с норвежцев подати расходовались преимущественно за пределами страны. После исчезновения дворянского землевладения в Норвегии основным эксплуататором местных жителей выступала датская казна. В условиях явного роста народного неповиновения датские власти, особенно при регенте кронпринце Фредрике, несколько улучшили управление Норвегией, предоставляя больше должностей местным уроженцам. Однако к этому времени окрепшие буржуазия и чиновничество уже требовали отдельного норвежского банка и расширения центральной администрации - создания норвежской коммерц-коллегии.
В целом, буржуазный рационализм, космополитизм и гуманизм - отличительные идейные черты культуры скандинавских стран во второй половине XVIII в. Даже в абсолютистской Дании высказываться можно было свободнее, чем в германских государствах. В Швеции уже выдвинулся первый ученый-экономист, финляндский священник А. Шюдениус, самостоятельно пришедший к ряду выводов А. Смита. Различного рода общества и клубы, политические кофейни и салоны, газеты и журналы стали обычным явлением в жизни датчан и шведов.
Крупные буржуазные реформы в Скандинавии совпали со взятием Бастилии, а затем с падением монархии во Франции. Эти реформы ослабили общественное недовольство и возможное воздействие революционного примера на скандинавов. Тем не менее, новости из Парижа, идеи и лозунги революции с жадностью воспринимались образованной частью общества, особенно молодежью. Революция во Франции поначалу имела для Скандинавии только внешнеполитические последствия. Однако ситуация изменилась после отказа Швеции от политики нейтралитета и вынужденного союза Дании с Наполеоном и Александром I. В Швеции произошел политический переворот. Совершился он без участия народных масс и постепенно перерос в верхушечную буржуазную революцию и завершился принятием Конституции 1809 г.
Исполнительная власть в государстве по-прежнему поручалась королю, однако существенно ограничивалась. Члены назначаемого им правительства - государственного совета - несли перед риксдагом уголовную ответственность за свои рекомендации монарху, тщательно протоколируемые. Это был еще не парламентаризм, но его бесспорный зачаток. Без подписи одного из министров или статс-секретарей королевское постановление, за исключением постановлений военного характера, не имело силы. Король и члены его совета лишались доступа на заседания почти всех комитетов риксдага. Король сохранил пост главнокомандующего. Он же назначал чиновников на основе их деловых качеств, однако чиновники и судьи, кроме высших, могли быть смещены не иначе, как по суду.
Законодательную власть король делил с риксдагом. Обе стороны имели право инициативы и право абсолютного вето. Риксдаг сохранил за собой исключительное право налогообложения. Решения рискдага принимались по-прежнему большинством трех сословий, и лишь для изменения привилегий требовалось согласие четырех сословий. Впрочем, перед самым принятием конституции шведское дворянство добровольно поступилось своими привилегиями в землевладении, налогообложении и при занятии высших должностей. Конституция также провозгласила ряд гражданских свобод, как свободы личности, собственности, вероисповедания и печати. Цензура печати отменялась.
Вследствие вспыхнувшего конфликта в 1813-1814 гг., Дания уступила Швеции Норвегию. Шведский король назначил наместником Норвегии
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмонд, Г., Верба, С. Гражданская культура: политические установки и демократия в пяти странах / Г. Алмонд, С. Верба. – М.: Мысль, 2014. – 500 с
2. Айхлер, В. Демократия как лучшая и сложнейшая форма жизни общества / В. Айхлер. – СПб.: Литера,1999. – 257 с.
3. Алеман, У. фон. Парламентаризм / У. фон Алеман // Политология. Вып. 3. – М., – 1993. – С. 20–42.
4. Анкерсмит Ф. Р. Политическая репрезентация. М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. – 288 с.
5. Барнашов A.M. Теория разделения властей; становление, развитие, применение. - Томск, 1988. - 100 с.
6. Борисенков, А. А. О политической власти и её связи с государственной властью / А. А. Борисенков // Право и политика. – 2013. – № 5. – С. 643–641.
7. Браун, А. Политическое лидерство и политическая власть / А. Браун // Полис. Политические исследования. – 2016. – № 1. – С. 104–120.
8. Вебер М. Политика как призвание и профессия / Избранные произведения. М., 1990. С. 644-706
9. Весь мир // Энциклопедический словарь. Минск, 1996. 655 c.
10. Гунель М. Введение в публичное право: Институты. Основы. Источники/ М. Интроатэк-Р, 1995. - 278 с.
11. Даль, Р. А. О политическом равенстве / Р. А. Даль. – М.: Московская школа политических исследований, 2010. – 112 с
12. Жамалдаев, Ш. В., Тарасов, И. Н. Роль парламента в демократизации политической системы / Ш. В. Жамалдаев, И. Н. Тарасов // Власть. – 2006. – № 3. – С. 51–56.
13. Исаев, М. А., Андреева, Г. Н.Основы конституционного строя Норвегии: М.: Муравей, 2001:реферат /М. А. Исаев, Г.Н. Андреева.//Конституционное право. -М. : ИНИОН РАН, 2005. -С. 79 – 83
14. Катасонов, А. В. Методологические аспекты проблемы легитимности политического господства в социологической модели макса Вебера / А. В. Катасонов // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 1998. – № 1. – С. 34– 48.
15. Керимов, А. А. Современный парламентаризм: особенности и проблемы развития / А. А. Керимов // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Политология. Религиоведение». – 2015, Т.11. – С. 30-37.
16. Ковлер А. И. Очерки по истории парламентаризма // Парламенты мира. М., 1991. - С. 579-623
17. Конституционное право зарубежных стран: / Под общ. ред. М. В. Баглая, Ю. И. Лейбо, Л. М. Энтина, – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 976 с.
18. Липсет, М. Политический человек: социальные основания политики / М. Липсет. – М.: Мысль, 2016. – 612 с.
19. Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения: в 3 т. Т. 3. М. : Мысль, 1988. С. 137-405.
20. Могунова М. А. Скандинавский парламентаризм: теория и практика / Рос.гос.гуманит. ун-т, Рос.-Швед. центр. М. , 2001. - 348 С
21. Могунова, М. А. Центральные органы власти Скандинавских государств : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 711 -Государственное и административное право /Науч. рук. Н. Я. Куприц ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. Юридический факультет. -М.,1969. -23 с.
22. Монтескье Ш. Избранные произведения. М. : Политиздат 1955. – 800 с.
Э. Ольгейрссон. Из прошлого исландского народа. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1957.
23. Петерссон О. Шведская система правления и политика. - М.: Ad Marginem, 1998.- 207 с.
24. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. - М.: Юр. лит., 1993. -256 с.
25. Социальная политика Швеции. - М.: Социальная защита, 1999. - 191 с.
26. Тимашкова O.K. Скандинавская социал-демократия на современном этапе. -М.: Наука, 1978. - 272 с.
27. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. – 252 с
28. Ходусов А.А. Проблемы социальной политики в условиях рыночной экономике / А.А. Ходусов // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. — 2017. — № 4. — С. 100-107
29. Шавкеро А. Б. Соотношение понятий «парламент» и «парламентаризм» / А. Б. Шавкеро // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 30-33.
30. Шмитт К. Духовно-историческое состояние современного парламентаризма // Социологическое обозрение. 2009. № 2. Т. 8. С. 6-16
31. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. М., 1995. – 540 с.