Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Формы, методы и средства обучения учащихся игре в баскетбол
Обучение младших школьников игре в баскетбол начинают с создания общего представления с помощью метода объяснения и наглядных методов. Рассказ о сущности игры дополняется объяснением основных правил баскетбола.
Главной задачей при овладении техникой игры является усвоение общей структуры приемов в целом. Одновременно уделяется внимание точности выполнения движений, а также развитию меткости, связанной с попаданием в цель.
На уроках изучается ограниченное число приемов; применяется целостный метод обучения, с использованием большого числа подводящих упражнений. Особенно важным является развитие непринужденного владения мячом. С этой целью можно использовать специальные упражнения в жонглировании мячами разного размера и веса в сочетании с работой ног.
Одновременно необходимо уделить внимание развитию способностей, которые связаны с тактическим мышлением, а также обучению индивидуальным тактическим действиям. Все это выполняется с соблюдением строгой последовательности и системности в обучении технико-тактическим приемам с преимущественным использованием игрового и соревновательного методов.
Мастерство играющих в баскетбол, в конечном счете, определяет уровень коллективного тактического мастерства, которое основано на высокоразвитом тактическом мышлении игроков и их умении эффективно взаимодействовать. В процессе развития тактического мышления и овладения коллективными взаимодействиями решаются следующие задачи:
‒ овладеть теоретическими основами тактических действий;
‒ совершенствовать тактическое мышление и развитие творческих способностей;
‒ овладеть индивидуальными, групповыми и командными действиями;
‒ развивать умения изменять общепринятые варианты действия применительно к возможностям отдельных игроков и команды в целом.
Практическое овладение основами техники и тактики игры в баскетбол предполагает освоение приемов нападения. Прежде всего, для создания двигательного фундамента техники изучают работу ног (стойка, бег, прыжки, стартовые ускорения, повороты и сочетания этих приемов).
Одновременно школьников обучают основным приемам владения мячом – ловле мяча двумя руками, передаче двумя руками от груди, броскам в корзину.
Первоначально учащиеся должны овладеть стойкой баскетболиста. Внимание при изучении стойки уделяют постановке стоп, распределению тяжести тела и сгибанию ног.
Одновременно со стойкой изучается техника бега. Обращается внимание на мягкую постановку стопы перекатом с пятки на носок. При освоении бега акцентируют постановку стопы на переднюю часть ее.
Обучение прыжкам происходит следующим образом: первыми изучают прыжки толчком одной ногой. Главное при этом – постановка стопы перекатом, опережение толчковой ногой линии туловища, отталкивание точно вверх. Прыжки толчком двумя ногами изучаются вначале с места, затем с разбега. Основное внимание уделяется исходному положению ног перед толчком.
При изучении техники работы ног рекомендуется использование комплексных упражнений, включающих разнохарактерные приемы.
Броски в корзину являются одним из самых важных элементов в баскетболе. Чтобы обыграть соперника, команда должна превзойти его в счете, что возможно достигнуть при помощи результативных бросков.
Эффективность и точность броска в корзину определяет, главным образом, рациональная техника выполнения, а так же физиологические и психологические способности игрока.
Чтобы броски были результативны, необходимо сосредоточиться на тщательном выполнении броска, направить зрение на корзину противника. Баскетболист перед броском обязательно оценивает ситуацию на площадке, возможную интенсивность и способ противодействия опекающего защитника.
В бросках лучше всего придавать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону, противоположную направлению полета.
В баскетболе броски классифицируют следующим образом:
1. Бросок двумя руками от груди преимущественно используют для атаки корзины с дальних дистанций.
2. Бросок двумя руками сверху выполняют со средних дистанций при плотной опеке соперника.
3. Бросок двумя руками снизу выполняют преимущественно при атаке кольца в затяжном прыжке под руками накрывающего мяч защитника.
4. Бросок двумя руками сверху вниз чаще используют игроки высокого роста с отличной прыгучестью.
5. Бросок одной рукой от плеча является распространенным способом атаки кольца с места со средних и дальних дистанций.
6. Бросок одной рукой сверху используют в движении с близких дистанций и непосредственно из-под щита.
7. Бросок одной рукой сверху в прыжке (бросок в прыжке) является основным средством нападения в баскетболе.
Рассмотрим более подробно методику обучения выполнению броска одной рукой от плеча с места со средних и дальних позиций. Бросок выполняют с наименьшими колебаниями туловища по вертикали. Одноименная с бросающей рукой нога выставляется вперед на полшага. Мяч из основной позиции выносится в положении перед лицом. Рука, выполняющая бросок контролирует мяч сзади. Пальцы широко расставлены и направлены вверх, тыльная сторона кисти обращена к лицу, левая рука поддерживает мяч снизу и убирается от мяча перед его выпуском из правой руки. Взгляд направлен на цель. При выпускании мяча игрок последовательно разгибает звенья тела: колено, бедро, плечо, локоть, кисть разогнута до момента полного выпрямления всех звеньев, после чего она выполняет захлестывающее движение и слегка разворачивается наружу, мяч должен уйти с кончиков пальцев. Затем игрок последовательно разгибает кисть, опускает локоть и плечо вниз [40].
Обучение броску одной рукой сверху (от плеча, от головы) в движении состоит в следующем:
1. Первым этапом обучения является объяснение и показ броска учителем в полной координации.
2. Вторым этапом является имитация броска без мяча – выполнение прыжка толчком одной ногой справа и слева от корзины после одного, двух шагов с места.
3. На следующем этапе учащимися выполняются имитации броска с выпуском мяча вверх над собой после одного шага с места.
4. Далее учащиеся выполняют бросок в корзину после одного шага с места.
5. То же самое, но с ловлей мяча, слегка подброшенного партнером вверх.
6. Следующий этап – выполнение приема в целом после встречного набрасывания мяча партнером снизу (передача выполняется практически из рук в руки).
Таким образом, бросок одной рукой над головой представляет собой очень эффективный способ выполнения броска в непосредственной близости от щита. Этот бросок может выполняться как с места, так и в движении.
Игроки должны освоить управление мячом без зрительного контроля, равноценно владеть правой и левой рукой, приобрести навыки асинхронно действовать ведущей рукой и ногами.
Овладение этими умениями должно сочетаться с развитием способности ориентироваться при ведении мяча, оценить ситуацию и принять решение. Поэтому на начальном этапе изучают ведение на месте и при прямолинейном движении, обращая внимание на правильную стойку, работу руки в локтевом суставе, движения кисти.
Вначале используются подготовительные упражнения с одноразовыми ударами мяча в стену и в пол активным разгибанием предплечья. Затем эти приемы сочетают со стойкой и с передвижением приставными шагами вперед-назад, вправо-влево. После этого используют многоразовые удары в пол правой и левой рукой стоя на месте, при беге на месте, с небольшими перемещениями в разные стороны. И наконец, выполняют передвижение с ведением мяча.
Изучать выбивания мяча начинают с овладения выбиванием его из рук нападающего, стоящего на месте, а затем – выполняющего с ним «два шага» и прыжок. В обоих случаях осваивают короткое, быстрое движение руки, а также выбор момента, способа и силы выполнения приема. Затем осваивают выбивание при ведении мяча.
Таким образом, особенности методики обучения младших школьников игре в баскетбол заключаются в том, что главное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, которыми учащиеся должны владеть в значительной мере.
Учащиеся должны научиться рационально использовать приобретенные навыки, опираясь на знания и умения. Сначала технику изучают раздельно по приемам. В дальнейшем изолированные приемы объединяют в игровые действия, в которые могут входить два и более разных приемов. Изучая любой прием техники или тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков. Основное внимание в обучении
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Балбатун, О.А. Нормальная физиология. Краткий курс [Текст]./ Учебное пособие / В.В. Зинчук, О.А. Балбатун, Ю.М. Емельянчик; Под ред. В.В. Зинчук. - Мн.: Вышэйшая шк., 2012. - 431 c.
2. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст]./ И.С. Барчуков, А.А. Нестеров; под ред. Н.Н. Маликова. – 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 528 с.
3. Баскетбол на уроках физкультуры. – URL: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98722697
4. Булычева, Т.И. Роль педагогических умений при обучении игре в баскетбол / Т.И. Булычева // Физическая культура в школе. - 2012. - №2. - С. 35-38.
5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной силовой подготовки в спорте [Текст] / Ю. В. Верхошанский. М.: Советский спорт, 2013. 215 с.
6. Гарина А.В. Подвижные игры на уроках баскетбола – URL: http://www.scienceforum.ru/2015/1346/15199
7. Железняк, Ю.Д. Теория и методика спортивных игр: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк. – 8-е изд. перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 464 с.
8. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена / В.М. Зациорский. - Советский спорт, 2009. – 200 с.
9. Зиятдинов, В.Р. Эффективность применения игровых упражнений в учебно-тренировочном процессе для развития физических способностей баскетболистов 8 -10 лет / В.Р. Зиятдинов // Успехи современного естествознания. – 2012. - №5. – С. 32-35.
10. Индивидуальные свойства спортсменов-игровиков / Т.В. Балыкина-Милушкина [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №1. - С. 9-11.
11. Киселев, П.А. Подвижные и спортивные игры с мячом / П.А. Киселев, С.Б. Киселева. – М.: Планета, 2015. - 224 с.
12. Кислицын, Ю.Л. Физическая культура [Текст]./ Учебник / Ю.Л. Кислицын, Н.В. Решетников, Р.Л. Палтиевич. — М.: Академия, 2015. – 176с.
13. Коробков, В.В. Подвижные игры и эстафеты на занятиях по баскетболу в вузе. Методические указания / В.В. Коробков. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – 42 с.
14. Красникова, О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О.С. Красникова. — Нижневартовск: Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.
15. Певицына Л. М. Как построить урок физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС [Текст]./ Л. М. Певицына // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- № 2 (15) .- 2013.- С. 91-97
16. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. - М. : Издательский центр «Академия», 2004. - 520 с.
17. Федеральный Закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.pravo. ru/document/view/693/51343363
18. Холодов, Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ.учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 11 е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480 с.