Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Государство - это самостоятельная сложная политическая организация, обладающая суверенитетом и
специальными механизмами управления и принуждения, устанавливающая правовой порядок на
определённой территории. В основе образования государства лежат различные принципы, и в зависимости
от того, как оно устроено и какие методы применяются для осуществления власти, взаимосвязи между
государством в целом и его частями и т.д. различают формы его существования. Наличие конкретной
формы государственного устройства в определенной стране зависит от целого ряда социальных,
исторических, национальных, географических и иных условий. Именно эти условия и определяют её
специфику.
Абсолютно одинаковых государств не бывает и не может быть, понятие формы государства как раз и
помогает определить тип государства. Более полное представление о форме конкретного государства дает
анализ трёх ее составных частей: формы правления, формы государственного устройства и государственноправового режима, причём реально оценить демократичность последнего довольно сложно, особенно в
отношении государства, в котором не проживаешь и не знаешь исторических, культурных, религиозных и
других особенностей становления государства и его народа .
3
Одной из важнейших составляющих существования государства является территория, так как именно в
пределах неё осуществляется суверенитет, являющейся одним из основных признаков государства.
Государство не может образоваться без населения, которое составляет его политическую общность, и может
быть территориально организовано как в пределах страны, так и отдельных образований. Это имеет
особенное значение для осуществления власти и управленческой деятельности в масштабе всего
государства и на местах, её организации и устройства государства. При этом, с течением времени, меняются
и условия жизнедеятельности общества, что также требует реакции государства, его изменения.
Темой работы является федеративное государственное устройство. Она является очень важной и актуальной
в любой момент времени, причём как со стороны исследователей - правоведов и историков, так и простых
людей, наблюдающих сначала за изменениями в государстве, в том числе и в Российской Федерации.
Федерализм существовал задолго до возникновения первой официальной федерации США. И
«классическая» модель федерализма является итогом многолетнего опыта развития государства. До
появления американской федерации, подобные, но более ранние явления такого рода существовали в
вольных городах Европы. «Республику объединённых провинции» Голландии можно отнести к своего рода
прототипу федеративного государства.
Становления федерализма в России начинается с 1918 г., так на III Всероссийском Съезде Советов была
провозглашена Российская Федерация. До октябрьской революции Россия развивалась как унитарное
государство. Федерация в России возникла и развивалась по идеологии большевизма, в её основу была
положена не реальная демократизация власти, а скорее преодоление национального гнёта. Чистяков О.И.
одним из определяющих факторов в становлении федерации называет национальный фактор:
«Подавляющую часть населения составляли русские, поэтому РСФСР могла сложиться только как
федерация, основанная на автономии небольшого числа других наций с произвольными границами» .
Объектом исследования являются общественные и политические отношения в сфере устройства и
функционирования Российского государства.
Предметом - научные труды о федерации, как форме государственного устройства, законодательство,
подтверждающее форму государственного устройства РФ.
Цель исследования - это комплексный анализ особенностей государственного устройства Российской
Федерации, его становления и развития как федеративного государства, выявление существующих проблем
и предложений пути их решения.
Для достижения этих целей предполагается решение ряда задач, а именно:
- раскрыть понятие и рассмотреть существующие формы государственного устройства;
- проанализировать федеративную форму государственного устройства;
- определить виды федераций;
- изучить становление федерализма с России;
- обратить внимание на признаки, характеризующие Российское государство как федерацию.
Нормативную основу исследования составляют: положения федерального законодательства, теоретическая
база, сложившаяся за счёт комментариев законодательства, научных пособий, учебных пособий, публикаций
в периодической печати.
Основу методологии работы составили следующие методы: анализ, синтез, логический метод,
сравнительный метод, исторический метод.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
4
Глава 1. ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ЕГО ВИДЫ
1.1 Понятие формы государственного устройства
Государства отличаются друг от друга внутренним строением и структурой, отраженные в способе
территориального деления, и степенью централизации государственной власти. Эти различия и проявляется
в понятии форма государственного устройства.
В последнее время само понятие форма государственного устройства подвергается критике, «намечается
тенденция к исключению его из научного оборота и замене более подходящим термином» .
По мнению Чиркина В.Е., понятию «государственное устройство» в политической литературе придается
слишком широкое значение, включающее также некоторые важнейшие элементы общественного строя.
Отсюда и стремление к замене термина более конкретными формулировкам.
Однако, полностью соответствующего термина, обозначающего систему взаимоотношений между
центральной государственной властью и
действующими в территориальных составных частях органами публичной власти пока нет .
От традиционного понимания государственного устройства отказываются и некоторые другие советские
юристы, так Чистяков И. О. и Н. П. Ферберов пришли к выводу, что целесообразнее термин «форма
государственного единства», исходя из принципа, что если нет единства - нет и государства . Но, эта
позиция не получила поддержки ни в советской, ни в современной теории государства и права. И до
появления альтернативы, сохраняется традиционный термин.
В юридической же литературе при употреблении термина «государственное устройство» имеется ввиду,
именно, устройство территории государства, соотношение его как целого с составными частями, его
внутреннее деление, правовое положение его частей, их взаимоотношения друг с другом и центральными
органами власти. Так, В.М. Корельский под формой государственного устройства понимал, именно
территориальную организацию государственной власти, соотношения государства как целого с его
составными частями .
Миронов О. определяет государственное устройство как внутреннюю национально-территориальную
организацию государства, и соответственно как соотношение целого и его частей . В научной и учебной
литературе также не выявлено разногласий в понимании данного термина.
Итак, форма государственного устройства – это национальное и администpативно-теppитоpиальное
строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями,
между центральными и местными органами государственной власти.
Организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и
государственного суверенитета в центре и на местах, их разделения между составными частями государства.
Таким образом, форма государственного устройства показывает из каких частей состоит структура
государства; каково правовое положение этих частей и как взаимодействуют их органы; как строятся
отношения между центральными и местными органами; в какой государственной форме выражаются
интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно правовые акты
5
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // Российская
газета. 25.12.1993.
Научная и учебная литература
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и
факультетов. М., 2007. 481 с.
2. Бурмистров К.Ю. Теоретические основы федерализма // Гуманитарные, социально-экономические и
общественные науки. 2016. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-federalizma.
3. Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных отношений // Конституционное право
России. М., 2008. 369 с.
4. Глигич-Золотарёва М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право.
2006. № 2. С. 22-27.
5. Журавлева И.А. Типология моделей федерализма в теории права // Вестник Сибирского института
бизнеса и информационных технологий. 2015. № 4 (16). С. 102-107.
6. Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства. М., 2007. 352 с.
7. Кокотов А.Н. Новая модель разграничения полномочий // Российский юридический журнал. 2004. № 1.
8. Лоскутов Н.В. Типология моделей федерализма // Вестник науки и образования. 2019. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-modeley-federalizma.
9. Сюткина Н.С. Об особенностях российского федерализма // Наука, техника и образование. 2015. С. 70- 72.
10. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов./ под ред. В.М. Корельского и В.Д.
Превалова. 2-те изд. испр. и доп. М.: Изд. группа Норма; Инфра-М. 2001. 401 с.
11. Теория государства и права: Курс лекций./ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. 2-ре изд., перераб. и
доп. М.: Юристъ, 2001. 478 с.
12. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. - М., 2005. 472 с.
13. Тихомиров Ю.А. Об институциональных аспектах федеративных отношений // Государственная власть и
местное самоуправление. 2006. № 3.
14. Турусин С.В., Шевченко Е.Б. Федерация и федерализм: сходство терминов и различие содержания //
Основы экономики, управления и права. № 3. 2012. С.17 -19.
15. Турусин С.В. Мировоззренческие основания идеи федерализма // Основы экономики, управления и
права. 2014. № 1. С. 20 -23.
16. Фарукшин М.Х. Федерализм: Теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ, 2004. 276 с.
17. Фёдоров А. Ф. Российский федерализм: исторический опыт и современность. М.: ТДК Москва, 2006. 346
с.
18. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ // Государство и право. 1994. №
8-9.
6
19. Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник. 2-ок изд. испр. и доп. М.: Юристъ, 2000. 584 с.
20. Чистяков О.И. Становление Российской Федерации (1917-1922). М., 1996. 495 с.