Фрагмент для ознакомления
2
общему весу. То есть повезти 25тонн машиной по Европе мы не сможем. Железнодорожный транспорт мог бы подойти по объему, но не подходит по странам транзита, как не подходит, на самом деле, и автотранспорт. Сербская свинина закрыта для транзита по ЕС (хотя говядина - открыта). Остается только морской транспорт может в данном случае подойти, при этом портом погрузки должен быть черногорский порт Бар и это единственный возможный вариант, так как Черногория еще не водит в состав ЕС. Отметим, что в случае, если какой-то из видов перевозки является единственно возможным, цены на нее резко вырастают, что вполне логично, так как спрос – рождает предложение.
Пример 2.
Требуется перевезти 5тонн филе лосося из Финляндии в Гонконг [9]. Расстояние велико, и не представляется легко преодолимым автомобильным транспортом. Подошел бы вариант транспорта железнодорожного, но объем при этом слишком мал, чтобы подключать целый рефрижераторный контейнер, по той же причине не подходит и морской рефрижераторный контейнер. Продукт – недешевый сам по себе, а загруженный в 25тонный контейнер с перспективой везти 20тонн «воздуха», он становится непомерно дорогим. Кроме того, филе лосося – это продукт, имеющий высокую ценность именно в охлажденном, а не замороженном виде. В связи с этим, предпочтение отдается быстрой авиаперевозке, которая возможна для 5 тонн продукции, хотя 5тонн является уже предельным весом, который большинство авиаперевозчиков соглашаются грузить на борт.
Пример 3.
Российский покупатель выбирает между покупкой древесины из Европы или из Латинской Америки. Сам по себе продукт – идентичен. Но цена латиноамериканского продукта – дешевле, чем европейского. Покупатель имеет определенные обязательства по отношению к своим партнерам – мебельной фабрике, которая ожидает бесперебойную
поставку сырья. Кроме того курс рубля по отношению к курсам мировых валют ухудшается с каждым днем. Российский покупатель делает ставку в пользу покупки европейского товара и, соответственно, ориентируется на наземный быстрый транспорт. Несмотря на высокую цену самого продукта, риск оправдан, так выполнятся обязательства по срокам поставки и цена не ухудшится так сильно, как ухудшилась бы в случае долгой морской перевозки.
Из этих примеров видно, как каждый из перечисленных выше факторов, может влиять в пользу выбора одного или другого вида перевозки.
Кроме того, нужно отметить, что очень популярными являются и комбинированные перевозки, когда контейнер доставляется, как наземным видом транспорта, так и, например, морским. Также очень популярны «сборники», когда можно объединить свой небольшой объем продукции с объемом продукции партнера, что дает в результате, меньшую цену за кг. Однако тут имеются ограничения.
Так, в частности, нельзя везти замороженную и охлажденную продукцию в одном контейнере, как и нельзя везти несочетаемые виды продукции, например замороженные сырое мясо и ягоды [11]. Если речь идет о технике и оборудовании – рисков «не сочетаемости» нет, поэтому тут легче формировать «сборники». Но, если груз- с высокой надбавленной стоимостью, как в случае, если продуктом является электронное оборудование, важным фактором является страхование груза. Кроме того, страховка будет ниже, если груз идет наземным транспортом, чем в случае, если он плывет морем [9].
Таким образом, выбирая способ перевозки нужно понимать, что важно выбрать правильный транспорт не только для получения оптимальной стоимости, но и оптимального времени перевозки.
Поэтому важно определиться с тем, какой вид транспорта нужно использовать и когда.
Оценки, осуществляемые экспертами, показывают, что значимость различных факторов при выборе вида транспорта, распределяется в следующем порядке:
• надежность соблюдения графика доставки;
• время доставки:
• стоимость перевозки.
При этом показатели, предоставленные табл. 1 служат только для оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки с определенным приближением [20].
То, насколько правильным оказывается выбор вида транспорта должно быть подтверждено за счет технико-экономических расчетов, которые основаны на результатах анализа всех расходов, которые связаны с транспортировкой с использованием различных видов транспорта.
Таблица 1 - Оценка различных видов транспорта в разрезе основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта
Так, чтобы доставить 5 т некоего груза с высокой ценностью (например, 50тыс евро) с применением автомобильного транспорта, потребуется потратить 1тыс евро, а если самолетом, то 3тыс евро.
Надо отметить, что авиатранспорт является наиболее дорогостоящим видом грузоперевозок исходя из цены за 1 кг перевезенного продукта [5]. Морские перевозки, автоперевозки и перевозки железнодорожным транспортом конкурируют между собой и для различных ситуаций бывают в большей или меньшей степени предпочтительны.
2.3. Разработкой рекомендаций по оптимизации деятельности предприятия в рамках рассматриваемой и решаемой проблемы логистической деятельности
Анализируемое предприятие смогло достичь хороших оборотов в секторе международной перевозки, однако, сектор внутренних перевозок требует улучшения, в связи с чем рекомендации в данном разделе будут относиться, прежде всего, к организации внутренних перевозок и выбору перевозчика.
Говоря о внутренних перевозках и об одном виде транспорта, например, автомобильном, следует отметить, что транспортные затраты и метод их расчёта зависит от того, на какое расстояние происходит перевозка груза. При этом, методы расчета позволяют избежать выполнения вычислений под каждую отдельную поставку. Когда говорится о небольшом расстоянии перевозки, то обычно район, по которому осуществляется доставка, разбивается по зонам, где располагается наибольшая концентрация потребителей. Для каждой из зон, вычисляют величину среднего расстояния до центра этой зоны от точки, где располагается оптовый состав.
Данное расстояние берется как основа при расчетах транспортных затрат по доставке грузов потребителю, который находится в радиусе данной зоны. Затраты на перевозку на 1км пробега транспортного средства, таким образом, будут равны величине, полученной при делении общей величины транспортных затрат на базовый период по совокупному пробегу всех транспортных средств по этому самому периоду.
По-другому, рассчитывать стоимость транспортных услуг можно определяя стоимость доставки одной 1т груза на 1км пробега транспортного средства.
Расчеты при этом будут следующие. Определяется общий грузооборот определенного вида транспорта по перевозке грузов покупателям в специальных единицах (тонно-километры). Он вычисляется при суммировании результата умножения веса отдельных грузовых отправлений в тоннах и расстояния перевозок в расчете на километры за определенный временной период.
Например, если при использовании автотранспорта в годовой период до покупателя Х довезено 100 тонн груза с расстоянием перевозки 120 км, а до покупателя Y -150 тонн с расстоянием 70 км, а покупателю Z - 140 тонн груза с расстоянием 110 км, то получим следующий грузооборот в год:
[(100 *120) + (150 *70) + (140 * 110)]. То есть в тонно-километрах = 37900. Основываясь на данных за базовый период, можно определить общую сумму по затратам для организации и транспортировки грузов до покупателей.
То есть, величина транспортных затрат на перевозку одного тонно-километра рассчитывается при делении общей суммы транспортных затрат на величину грузооборота транспорта, исчисляемую в тонно-километрах.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдулабекова Э.М. Развитие логистики в России / Э.М. Абдулабекова // Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции (19-20 мая 2005 г.). - Махачкала: Ипц дгу, 2015.
2. Афанасьев Л. Л., Островский H. Б., Цукерберг С. М. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. «Автомобили и автомоб. хоз-во». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Трансп., 1984.
3. Волков, В.Д. Транспортные, информационные и системные аспекты логистики / В.Д.Волков: моногр. — М.: «Техполиграфцентр», 2010
4. Воронов В.И. Международная логистика / В.И. Воронов // Вестник университета (Государственный университет управления). - 2014. - 700 с.
5. Воронов В.И. Международные аспекты логистики: Учебное пособие / В.И. Воронов, А.В. Воронов, В.А. Лазарев, В.Г. Степанов. - Владивосток: Издво Вгуэс, 2016. - 168 с.
6. Гаджинский А. М. Логистика: Учебник. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 472 с.
7. Герами В.Д. Территориально-функциональное ранжирование логистических центров. Сборник научных трудов МАДИ (ГТУ) «Логистика и транспорт», 2008.
8. Гладов, Г.И., Петренко, А.М. Специальные транспортные средства. Теория. / Г.И. Гладов, А.М. Петренко, под. ред. Г.И. Гладова. – М.: ИЦК «Академкнига», 2006.– 215 с.
9. Гладских Е.Ю. Международные перевозки и транспортные коридоры / Е.Ю. Гладских, Н.А. Озернова // Экономика и бизнес: теория и практика. -2016. - №5. - С. 53-55.
10. Как рассчитывается стоимость грузоперевозки автомобильным транспортом? Trans.ru [Электронный ресурс] https://trans.ru/education/spravochnik-logista/kak-rasschitat-stoimost-isebestoimost-gruzoperevozki-avtomobilnym-transportom (дата обращения 20.05.2019)
11. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2013. – 216 с.
12. Онлайн калькулятор. Международная транспортная компания. [Электронный ресурс] https://nrg-tk.ru/client/calculator/ (дата обращения 31.05.2020)
13. ООО «Восток» [Электронный ресурс] https://vostok-gruz.ru (дата обращения 20.05.2019)
14. Сергеев, В.И. Управление цепями поставок: учебник / В.И. Сергеев. – М.: Изд-во Юрайт, 2014. – 479 с.
15. Фасхиев Х.А., Илдарханов Р.Ф., Крахмалева А.В. Оценка экономической эффективности подвижного состава в международных автомобильных перевозках.//Автотранспортное предприятие. -2004. -№2. -С.10-14
16. Transport Sector Overview//TheWorld Bank Group.[Электронный ресурс] http://www.worldbank.org/transport/whytsimp.html (дата обращения 20.05.2019)