Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Подготовка к школе, оказывается, нужна не только в навыках и знаниях.
Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о ней
слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют
психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в крутых
школах и гимназиях, но что это такое, толком никто не представляет.
Вот с арифметикой или чтением все куда проще – читать и писать теперь
принято прямо с пеленок. И если по какой-то нелепой случайности до пятишести лет ребенок этому не научился, то за год перед школой его с легкостью
обучат этим премудростям на любых курсах по подготовке к школе или в
детском саду.
Но как же все-таки быть с психологией? Что представляет собой загадочная
психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься?
Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?
Психологи обнаружили четыре вида психологической готовности к школе.
Личностно-социальная готовность. Личностно-социальная готовность
заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к
общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.
На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это
делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных
усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у
«домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек
минимальный опыт по разруливанию конфликтных ситуаций, принятию
совместных решений.
Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не
слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог
спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью
отвечает: «Нас зовут Саша!».
У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно
разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому
установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в
магазине и пр.
«Домашние» дети нередко боятся большого скопления народа. По правде
сказать, и не всем взрослым в толпе уютно. Но не забывайте, что малышу
предстоит жить в коллективе, и поэтому постарайтесь иногда выбираться на
какие-то массовые мероприятия, брать ребенка на вокзал или в аэропорт – это
опыт «выживания в толпе».
Общее недоразвитие речи у детей изучалось давно, но по сей день это одна из
самых актуальных проблем логопедической терапии.
ОНР широко распространена не только среди воспитанников детских садов, но
и среди детей, посещающих массовые дошкольные образовательные
учреждения, и оказывает негативное влияние на весь процесс воспитания и
обучения, на умственное и речевое развитие ребенка.
Правильное понимание структуры OHP, причин, лежащих в ее основе,
различных соотношений первичных и вторичных расстройств необходимо для
отбора детей в специальные учреждения, для выбора наиболее эффективных
методов коррекции и для предотвращения возможных осложнений в
школьном обучении.
Современные исследования показывают, что 30-40% первоклассников не
готовы учиться в массовой школе.
Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на
современном этапе развития психологии как комплексная характеристика
ребенка, которая выявляет уровни развития психологических качеств, которые
являются важнейшими предпосылками нормального включения в новую
социальную среду и для формирования образовательной деятельности.
Цель исследования – изучить особенности и проанализировать формирование
готовности к обучению в школе у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – проблема готовности к обучению в школе детей.
Предмет исследования – изучение формирования готовности к обучению в
школе у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
- изучить и описать основные аспекты понятия готовности к обучению в школе;
- рассмотреть структуру готовности к обучению в школе детей с общим
недоразвитием речи;
- определить методы диагностики готовности к обучению в школе;
- проанализировать понятие об общем недоразвитии речи;
- охарактеризовать особенности формирования готовности к обучению в школе
детей с общим недоразвитием речи;
- описать особенности подготовки к обучению в школе детей с общим
недоразвитием речи;
- проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка
использованных источников, приложения.
1. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие готовности к обучению в школе
Эмоционально-волевая готовность. «А не буду, потому что не интересно
(слишком легко, или, наоборот, слишком трудно)!». Почему ребенок, который
блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает
глубокое разочарование от школы?
Конечно, здесь много зависит и от педагога, и от системы образования,
которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического
ученика. Но дело не только в этом.
Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные
вещи. Если первые – прежде всего, игра (а иначе просто не получится, ни один
нормальный дошкольник, если он, конечно, не супер-вундеркинд, не
предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не
всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень
важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что
надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра
особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат,
«Мемори», домино и пр.). Ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться
своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при
этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.
Полезно, если ребенок заранее привыкнет к смене деятельности – например,
спокойная работа за столом будет чередоваться с подвижными играми
(особенно важно это для возбудимых, подвижных детей). Так им будет легче
сдерживать свой порыв встать и побегать посреди занятия, ведь они будут
знать, что для этого есть специальное «шумное время» [1; 17].
Интеллектуальная готовность. Речь идет не о пресловутом умении читать и
писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному
труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.
Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает
развиваться уже с младенческого возраста – еще с того счастливого времени,
когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь
к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки отлично катится, а
кубик почему-то отказывается это делать.
Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя,
то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на
собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на свои
бесконечные «почему» и ««а что будет, если…», выстраивать причинноследственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим
миром.
Мотивационная готовность. К моменту поступления в школу у ребенка должно
быть сформировано положительное отношение: к школе; учителю; к учебной
деятельности; к самому себе.
Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о
том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр.
Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он
должен понимать, что школьный путь усеян не только розами, и просто так или
даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет [13; 28].
Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь
приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за
готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности –
оценивайте поступок, а не самого ребенка [21].
1.2 Структура готовности к обучению в школе детей с общим недоразвитием
речи
В психологическом словаре понятие «готовность к обучению»
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних
заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших младших школьников-СПб.: Детство-Пресс, 2015.-147 c.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии / В. М. Акименко. –
Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 109 с.
3. Альманах психологических тестов / под ред. Р. Р. Римских, С. А Римских. –
М. : КСП, 2016. – 400 с.
4. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы логопедического пункта в
ДОУ//Логопед. – 2016. – №4. – С. 50-60.
5. Баль Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи: учебно-методическое пособие для учителейдефектологов дошкольных учреждений – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2018. –
152 с.
6. Болдина М.А. Проблемы семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями [Текст] / М. А. Болдина // Психолого-педагогический
Гаудеамус. – 2016. – № 2 (10).
7. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В.
Брушлинский. – М. : Знание, 2014. – 96 с.
8. Быстров А. А. Мышление. Развивающие игровые упражнения / А. А. Быстров
А.А., Е. С. Быстрова. – Х. : Торсинг, 2014. – 80 с.
9. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у
детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М.
Дьяченко и др. – М. : Просвещение, 2019. – 127 с.
10. Елесина Г.Е., Мульдаров В.К. Особенности действий детей 6-7 лет при
переходе от наглядно-действенного и образного мышления к мышлению о
понятиях // Психологическая наука и образование. – №3, 1997. – с. 15-19.
11. Журавель Н.И Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ. – М.:
ТЦ Сфера, 2018. – 64 с. (Библиотека журнала «Лого¬пед»-2)
12. Задумова Н. П. Логопедия: дислалия, ринолалия, дизартрия: учебнометодическое пособие: в 3 ч., Ч. 1. Дислалия – СПб.: ЧОУВО «Институт
специальной педагогики и психологии», 2015- 88 с. – Режим доступа:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=438776&razdel=257 (дата
обращения: 14.06.2020).
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст]:
Книга для воспитателей детского сада и родителей / А. И. Захаров. – М., 2017.
14. Знакомьтесь: игра Никитиных «Сложи узор» / [Режим доступа:
http://blog.danilova.ru/vse-o-detyah/slozhi-uzor.html] (дата обращения:
14.06.2020).
15. Игнатьева С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в
развитии [Электронный ресурс] / С. А. Игнатьева, Ю. А. Блинков. – М. : Гуманит.
изд. центр «ВЛАДОС», 2016. – Режим доступа: http://nashaucheba.ru/v37843/.
16. Лынская М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с
использованием инновационных технологий: методическое пособие - М.:
Парадигма, 2012. – 128с.
17. Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок [Электронный ресурс]:
автореф. дис. ... канд. мед. наук : 14.00.18 / Майрамян Р. Ф. ; Моск. мед. ин-т
им. И.М. Сеченова. – М., 2016. – Режим доступа: www.search.rsl.ru.
18. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями [Текст]: Книга для
родите- 38 лей / А. Р. Маллер. – М. : Педагогика-Пресс, 1996.
19. Мастюкова Е.М. Позиция родителей детей с нарушенным зрением [Текст] /
Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина // Психология семьи и больной ребенок :
хрестоматия / сост. И. В. Добряков, О. В. Защиринская. – СПб. : Речь, 2017.
20. Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической работы
специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста
с нарушениями психофизического развития [Текст] / Г. А. Мишина //
Дефектология. – 2016. – № 1.
21. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)
[Текст] / Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс. – СПб. : Изд-во «Речь», 2010.
22. Набойченко Е.С. Психологическое сопровождение семьи, имеющей ребенка
с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е. С. Набойченко, С. И.
Блохина. – Екатеринбург : Бонум, 2004.
23. Никитин Б. П. Интеллектуальные игры / Б. П. Никитин, М. Гея // изд. 6-е исп.
доп. с новым вступлением. − М.: Световид, 2009.
24. Никитин Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина // в 2
томах. − М.: Самокат, 2015. – 435 с.
25. Никитин Б. П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без
болезней / Б. П. Никитин − Л., 2019. – 191 с.
26. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры / Б. П. Никитин
− Кемерово: К., 2018. – 157 с.
27. Осокина Т.И. Игры и развлечения детей на воздухе / Т.И.Осокина,
Е.А.Тимофеева, Л.С.Фурмина. – 2-е изд., М., 1983. – С.2-16.
28. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И.Осокина. – 3-є изд. –
М., 2017. – С.5-13.
29. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 304 с.
30. Пастухова К.Е. Психокоррекционная работа по формированию личностной
сферы детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Научное
сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат.
XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). URL:
https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf (дата обращения: 14.06.2020).
31. Педагогический словарь: [учеб. пособие для студентов вузов] /под ред. В.И.
Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2018. – 344 с.
32. Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет /
Л.И. Пензулаева. – М.: Владос, 2015. – 80 с.
33. Пестрикова Е.Д. Роль семьи в развитии личности ребенка [Текст] / Е. Д.
Пестрикова // Логопед. – 2015. – № 3.
34. Руководство по организации работы логопеда в ДОУ: Сборник примерных
форм документов и методических материалов/ Авт. – сост. В.О. Йощенко.-
М.:АРКТИ, 2018.- 248 с.
35. Степаненкова Е.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Я.Степаненкова. –
2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
36. Степаненкова Е.Я. Теория и методики физического воспитания и развития
ребенка / Е.Я.Степанкова. – М., 2016. – С.2-14.
37. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 112 с.
38. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А.Сухомлинский. – Москва:
Политическая литература, 1982 – с.200-270.
39. Тимофеева Е.А. Подвижные игры для детей младшего дошкольного
возраста / Е.А.Тимофеева. – 2-е изд. – М., 2018. – С.65-78.
40. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической
антропологии / К.Д.Ушинский. Том I – Режим доступа:
http://dugward.ru/library/pedagog/ushinskiy_chelovek1.html (дата обращения:
14.06.2020).
41. Фадеева Ю. А., Жилина И. И., Пестерева Е. П. Особенности воспитательной
работы с дошкольниками нарушениями речи [Текст] // Педагогика сегодня:
проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017
г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 40-43. – URL
https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12180/ (дата обращения: 14.06.2020).
42. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества: Место игры в интеллектуальном
развитии дошкольника: метод. рекомендации для воспитателей ДОУ и
родителей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2016. – 128 с.
43. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=210582 (дата обращения:
14.06.2020).