Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Социализация подростка, с отклоняющимся поведением, на сегодня является одной из значимых областей в педагогике и психологии. В процессе адаптации происходят изменения во внутреннем мире ребенка. Изменяются, прежде всего, привычные представления о содержании ведущей и иной деятельности, об особенностях нового социального окружения и т.д. Таким образом, возникает, новая информационная основа адекватности психической и предметно-практической деятельности человека.
Как писал В. А. Сухомлинский: «В сложный период внутренних личностных противоречий особенного внимания требуют подростки группы риска. Именно этим молодым людям приходится бороться не только со своими внутренними переживаниями, но и с тем грузом жизненных обстоятельств, в которых они оказались» [20].
Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Подобные отклонения в поведении ярко и часто проявляются в подростковом возрасте в силу особенностей развития молодого человека.
Подростку свойственно противопоставлять себя взрослым, экспериментировать своими отношениями с окружающими и поведением в поисках реализации своих потребностей и испытания новых ощущений, что нередко влечет за собой асоциальные и другие ненормативные проявления в поведении подростков, которые выходят за рамки дозволенного в обществе.
Степень изученности проблемы. Среди различных теорий и концепций девиантного поведения важное место занимают исследования психоаналитической ориентации, которые в основном базируются на трудах 3. Фрейда.
В трудах его последователей А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни, В. Шуту генезис преступности, в частности, рассматривался вместе с такими другими формами атипичного поведения как неврозы, психастения, сексуальные расстройства и др.
В отечественной психологии М.А. Алеманнский, Л.М. Зюбина, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.И. Фельдштейн и криминологии В.Т. Кудрявцев. М.Г. Миньковский, А.Р. Ратиков, А.Н. Яковлев убедительно показано, что девиантное поведение не определяется «прирожденными механизмами», оно обусловлено социально - психологическими причинами, а также характером микросреды, недостатками воспитания. Исследованию пропедевтики девиантного поведения посвящены работы С.А. Беличева, А.С. Белкина, В.П. Кащенко и др.
Несмотря на большое количество литературы рассматривающей социально-психологическую реабилитацию подростков с отклоняющимся поведением, не в полной мере освещена технология социально-психологической реабилитации этой категории подростков.
Объект исследования: поведенческие особенности подростков.
Предмет исследования: склонность к отклоняющемуся поведению у подростков.
Цель работы – исследование склонности к отклоняющемуся поведению у лиц юношеского возраста.
Для достижения поставленной цели, в соответствии с объектом и предметом исследования, решаются следующие задачи:
- проанализировать отклоняющееся поведение как социально-педагогическое явление;
- рассмотреть причины склонности к отклоняющемуся поведению у лиц юношеского возраста;
- провести эмпирическое исследование склонности к отклоняющемуся поведению у лиц юношеского возраста;
- разработать программу работы с подростками отклоняющегося поведения.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
1. Деятельностный подход к развитию личности - Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин;
2. Системный подход в психологических исследованиях П.К. Анохина, В.М. Бехтерева, Н.В. Кузьмина, Б.Ф. Ломова;
3. Труды отечественных ученых, посвященные проблеме социализации подростков, входящих в «группу риска», его профилактике и коррекции А.А. Александрова, В.Д. Менделевич, Г.Р. Сафина, Г.П. Медведева.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические: анализ, обобщение, моделирование.
2. Эмпирические: констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
- 16 факторный личностный опросник (Р. Б. Кеттелл);
- Диагностика состояния агрессии (опросник А. Басса - А. Дарки);
- Диагностический опросник для выявления склонности к различным формам девиантного поведения («ДАП-П»);
3. Статистико - математические: Т - критерий Вилкоксона.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования личностных особенностей подростков отклоняющегося поведения
1.1. Отклоняющееся поведение как социально-педагогическое явление
Любое общество сохраняет жизнеспособность, если его члены воспроизводят из поколения в поколение определенную группу правил и придерживаются некогда выработанных норм. В том случае, когда происходит отклонение от обозначенного вектора, возникают риски. Прежде всего, само общество может утратить целостность. Разбившись на сегменты, оно перестанет существовать в изначальном виде. Во избежание этого сам социум старается регулировать поведение людей с помощью норм, простейшей из которых являются понятия «допустимо» или «недопустимо».
В наиболее общем виде под нормой имеют в виду «границы, в которых вещи, явления, природные и общественные системы, виды человеческой деятельности и общения сохраняют свои качества, функции, формы воспроизводства» [6, с. 13].
На рубеже смены шаблонов, какие мы наблюдаем в настоящее время, представления о допустимом и недопустимом становятся расплывчатыми. Об этом пишет Н.В. Федорова, посвятившая свою публикацию проблеме нормы в социологии. Как следует из содержания ее работы, размышляя «о современном обществе, обществе перемен, все чаще звучит мнение о его ненормальности. Будь то отношения между людьми или государствами, поведение, мышление или предпочтения людей, выбор их жизненных приоритетов или образа жизни» [24, с. 32].
Следовательно, нормы не являются чем-то раз и навсегда заданным. По тенденциям в современном социуме мы видим, что все время «расширяются границы дозволенного и терпимости со стороны общества» [24, с. 33]. Перечисляя свойства норм с точки зрения социологии, Н.В. Федорова называет их историчность, объективность, схематичность, универсальность, безусловность.
Отклонение от заданного вектора получило название девиации, а отклоняющееся от норм поведение называют девиантным (от лат. deviatio – отклонение). Проблема девиантного поведения достаточно широко представлена в научной литературе.
Пристальный интерес к ней со стороны социологов, юристов, культурологов, психологов, педагогов, представителей философский мысли объясняется тем, что в любом типе общества были, есть и будут люди с отклоняющимся поведением.
Свой вклад в осмысление научной проблемы внесла российский философ и психолог К.А. Абульханова-Славская. В одной из ее работ отмечается, что существует тип людей, которые пытаются заявить о собственном существовании «противостоянием другим», именно таким образом они пытаются «удовлетворить притязания. Отсюда акцентуация рискового, противоправного, открыто негативного поведения и наличие критического, подчас циничного сознания. Так, например, девиантный тип удовлетворяется, прежде всего, нарушением норм» [1].
В коллективной монографии, написанной М.Г. Дмитриевым, В.Г. Беловой, Ю.А. Парфеновым, авторы которой посвятили свою работу описанию диагностики лиц, отличающихся девиантным поведением, дано следующее определение: это «система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы» [4, с. 4].
В данном исследовании уточняется, что это сложное социальное явление, не имеющее однозначной оценки в силу ее противоречивости. С одной стороны, когда некий человек занимается эксгумацией трупов, то его деяния однозначно имеют негативный характер. Но если учесть, что усопшие предназначались для детального исследования анатомических подробностей самому Леонардо да Винчи, то восприятие его поступков станет совсем иным. И для своего, и для нашего времени такой тип личности является новаторским.
Другой исследователь, А.А. Бабаева об этом феномене пишет так: «Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию. О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами» [2, с. 61].
В зависимости от вектора направленного воздействия девиация может приобретать как положительные, так и отрицательные черты. Значит, под определение отклоняющегося поведения попадают «гении, конфессиональные лидеры, ученые, творцы-новаторы» [2, с. 60].
Перефразируя сказанное, А.А. Бабаева уточняет, что каждая девиация содержит в себе разрушительное и созидательное начала: «Границы между позитивной и негативными формами девиантного поведения подвижны во времени и социальном пространстве» [2, с. 60].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. — М.: Наука, 2015. — 335 с.
2. Бабаева, А.В. Классификация позитивной девиации и ее проявления / А.В. Бабаева, Н.А. Попова // Научно-исследовательские публикации. – 2017. №3. – С. 58-63.
3. Бубнова И.С. Социально-педагогическое сопровождение как средство профилактики девиантного поведения у подростков из многодетных семей / И.С. Бубнова, В.И. Рерке // Педагогический имидж. - 2019. - Т. 13, № 2 (43). - С. 202-212.
4. Дмитриев, М.Г. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков: коллективная монография / М.Г. Дмитриев, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов. – СПб.: ЗАО ПОНИ, 2016. – 316 с.
5. Кащенко В.П.. Мурашов Г.В. Исключительные дети: Их изучение и воспитание. - М., 1929. - С.23
6. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения [Текст]: учеб. пособие для вузов Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера. 2015. - 192 с.
7. Комлев Ю. Ю. Девиантность и социальный контроль: теория, исследования, практика: избр. ст. / Ю.Ю. Комлев. – Казань: КЮИ МВД России, 2016. – 409 с.
8. Кондрашенко, В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты [Текст] / ВТ. Кондрашенко. - Минск: Беларусь. 2016.- С. 77-83.
9. Краковский А.П. О подростках / А.П. Краковский. - М.: 2016. - 167 с.
10. Майсак, Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения // Современные проблемы науки и образования. 2016. – № 4. – С. 78-86.
11. Медведев, A.M. Хронотоп как схема понимания развития личности [Текст] / A.M. Медведев. Е.В. Шокина Теоретические и прикладные аспекты психологии развития: проблемы, решения, перспективы - Кемерово: Кузбассвузиздат. - 2015. - С. 166-171.
12. Медведева И.В. Технологии социальной работы с лицами девиантного поведения // Вестник Тюменского областного государственного института развития регионального образования. – Тюмень, 2016. – № 2. – С. 328-330.
13. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб. пособие / В.Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2015. - 445 с.
14. Муханова Е.Д. Социальная работа с девиантными подростками // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2016. – №3. – С. 60-66.
15. Петрова К.С. Работа классного руководителя и социального педагога при социальной профилактике и коррекции девиантного поведения детей // Россия в многовекторном мире: национальная безопасность, вызовы и ответы: материалы междунар. междисциплин. науч. конф. - 2017. - С. 177-179.
16. Петровский, А.В. Основы теоретической психологии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 528с.
17. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты: учеб. пособие / Т.А. Родермель. – Новосибирск, 2015. – 99 с.
18. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции [Текст] / Л.М. Семенюк. - М., 2015. - 90 с.
19. Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М.: Знание, 2016. - 96 с.
20. Социально-педагогическая профилактика: учебно-методический комплекс / Сост. Г.Ф. Бедулина, Е.К. Погодина. – Минск: БГПУ, 2018. – 132 с.
21. Социология девиации: метод. разработка / В.М. Лукьянова, Т.А. Баннова. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. – 36 с.
22. Татунец О.И. Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема и аспект социальной работы // Гуманитарный трактат. – Кемерово, 2019. – С. 12-14.
23. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие / - СПб.: Питер, 2016. - 304 с.
24. Федорова, Н.В. О норме в социологии // Успехи современной науки. – 2016. Т.5. № 10. – С. 32-35.
25. Холостова Е.И. Теория социальной работы / Е.И. Холостова, Л.И. Кононова. – М.: Юрайт, 2016. – 345 с.
26. Хусаинова Н. Ю., Рахимова А. Ф. «Я-концепция» наркозависимого. - Казань: ЗАО «Новое знание», 2016. - 108 с. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов, 2015.-780 с.
27. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков: монография. – Воронеж: Веста-М, 2015. – 336 с.
28. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. Учеб. Пособие для студентов пед. ин- тов. М., «Просвещение», 2015.- 176с.
29. Эриксон, Э. Трагедия личности [Текст] / Э. Эриксон. - М.: Алгоритм. Эксмо. 2013. - 256 с.