Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из важнейших составляющих процесса
образования является нравственное воспитание подрастающего поколения,
которое на протяжении веков рассматривалось в качестве одного из центральных
этапов становления личности. Нравственное воспитание как один из видов
социальной активности специально подготовленных людей (педагогов) призвано
помочь подрастающему поколению в овладении социальным моральным опытом,
«присвоить» его и таким образом «приобщиться» к жизни в социуме.
Вопросы нравственного становления, воспитания, развития личности человека
всегда волновали социум. И сегодня можно встретить жестокость, грубость,
обман, сквернословие, поэтому проблема нравственно-эстетического воспитания
считается актуальной. Кто как не учитель, могущий влиять на воспитание ребенка
способен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей работе. И именно
поэтому целью педагога является защитить ребёнка от мира жестокости и
грубости, познакомить ребенка с принципами морали и этики, формировать
нравственные представления и понятия должен педагог-профессионал, в нашем
случае - учитель по экономике
Нравственное направление имеет особую значимость в экономическом обучении
и воспитании. Одно только присутствие знаний и представлений об экономике не
может говорить о том, что ученик умеет правильно их использовать в жизни.
Часто срабатывает сразу другая сторона - нравственная, которая помогает
ребенку ориентироваться в сложившейся ситуации самостоятельно.
В условиях рыночной экономики система образования и школа реализуют
экономическое воспитание учащихся, тесно связывает его с трудовым. Для
экономической подготовки юношества разработаны программы, учебные
пособия. Учащиеся должны не только знать элементарные основы экономической
2
жизни общества, но и приобрести навыки экономического мышления,
целесообразного личного экономического поведения. Уже в школе нужно научить
умению рационально решать вопросы о заработках и затратах, об экономике
семьи подростка; учить умению рассчитывать экономическую сторону его
ближайшей и отдаленной жизни, сознательно избирать нужный для этого
образовательный и профессиональный путь, делать карьеру. Необходимо дать
знания о сути и динамике экономических действий в государстве и мире.
Экономические знания и поведение человека связаны с социальным,
нравственным формированием, поэтому задачей экономического воспитания
представляется формирование у школьников стремления активно принимать
участие в трудовой и экономической жизни.
Объект исследования – нравственно-эстетическое воспитание школьников на
уроках экономики.
Предмет исследования - нравственно-эстетическое воспитание учащихся в
процессе обучения экономики.
Целью работы является изучение сущности нравственно-эстетического
воспитания школьников в процессе обучения экономики.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы нравственно-эстетического воспитания
учащихся;
2. Рассмотреть основные формы и методы осуществления нравственноэстетического воспитания на уроках экономики;
3. Применить практическую технологию осуществления нравственноэстетического воспитания;
Теоретическая значимость: основана на трудах В.А. Сухомлинского, А.С.
Макаренко, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, В.С. Автономова, А.Б. Азимова,
А.Ф. Аменда, П.Р. Атутова, Б.Т. Лихачева и др.
Практическая значимость: заключается в том, что данное исследование
рассматривает основы нравственно-эстетического воспитания учащихся в
процессе преподавания экономики и содержит практические рекомендации по
совершенствованию данного процесса.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования.
Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания учащихся
в процессе преподавания экономики в общеобразовательной школе
1.1. Сущность нравственно-эстетического воспитания и его особенности в
процессе преподавания экономики в общеобразовательной школе
В настоящее время общеобразовательные учреждения во многих регионах
России накопили определенный опыт организации преподавания основ бизнеса и
предпринимательства, и это позволяет перейти к широкому внедрению этого
нового элемента учебной программы во всех школах страны. [14]
Целью преподавания курса «Основы бизнеса и предпринимательства» является
формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и
навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно
подготовить их к самостоятельной предпринимательской деятельности и помочь
избежать при этом наиболее типичных ошибок.
Задачи преподавания:
• Формирование у учащихся систематизированного представления об
основах рациональной организации деятельности в области бизнеса;
• Осознание ими требований, предъявляемых этим типом деятельности к
тем выпускникам школы, которые пожелают выбрать его в качестве сферы своего
трудоустройства;
• Ознакомление с кругом профессий, которые существуют в сфере бизнеса и
3
примерным содержанием функций, с которыми сопряжена деятельность
специалистов различных профессий в этой сфере;
• Воспитание навыков организации элементарной предпринимательской
деятельности и понимания процедур и проблем, которые существуют в этой
сфере деятельности в России.
Преподавание курса наиболее рационально именно в старших классах (не ранее
9-го), поскольку желательно, чтобы учащиеся до начала занятий по данному
курсу или параллельно его изучению получали знания в области основ экономики
и права.[2]
Диалектика социально-экономического становления любого государства всегда
подразумевала взаимосвязь воспитания и образования, их социальных
институтов с развивающимся обществом, его экономическими нуждами. Каждый
новый поворот в истории человечества порождает новые подходы к
экономическому образованию и воспитанию подростков.
Более важной проблемой современного общества является нравственное
снабжение рыночных преобразований.
По нашему мнению, школьное образование выступает своеобразным
приспособлением постижения экономического образования.
А экономическое образование обеспечивает следующее:
- экономическое самоопределение личности, создает условия для ее
реализации;
- формирование у школьников понятий соответствующих современному
уровню знаний и уровню образовательной программы экономики;
- формирование человека и гражданина, интегрированного в современные
экономические отношения.
Таким образом экономическое образование является одним из оптимальных и
интенсивных методов вхождения человека - гражданина в сферу экономики,
педагогический процесс передачи экономических знаний и духовно-культурных
ценностей экономической сферы [6].
Сегодня понятие «социализация» прочно вошло в круг педагогических
исследований. Нет, пожалуй, ни одной работы, отданной проблемам подготовки
молодого поколения к труду в условиях рыночной экономики, в которой бы не
применялся бы этот термин. Однако, несмотря на известную традиционность
данной проблемы, последние два десятилетия она, по сути, переживает второе
пробуждение [2]
В современных социально-экономических условиях рыночной экономики особая
значимость отводится непрерывному экономическому образованию.
«Экономическая подготовленность населения, особенно, молодежи, считается
признаком высокого уровня цивилизованности общества и одновременно
накопленного потенциала его предстоящего становления» [1]
Перестройка социальной действительности сопровождается возникновением
новых видов социальной действительности и появлением новых социальных
ролей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Л.Б. Уроки экономики в школе. М.: Аспект - Пресс, 2015 г. - 71 с.
2. Алиева, Т.,. Экономика: жизнь и игра /[Текст]:/ Лысенко В., Гиз Н. Обруч,
2018. - №3. - С. 3-4.
3. Аменд, А.Ф., Непрерывное экономическое образование в условиях
общеобразовательной школы [Текст]: Вестник института развития образования и
воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ:/ Аменд, А.Ф., Тюнин А.И.-
4
Челябинск.: Издательство ЧГПУ, 2018.- 20-28 С.
4. Гусева, Л.А Экономическая теория в школе. [Текст]:Книга для учителя / Под
ред. Гусева Л.А. - Ростов-на-Дону, ФЕНИКС, 2016. - 544 с.
5. Давыдов, В.В. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. [Текст]: / Гл.
ред. В.В. Давыдов. - М: БРЭ., 2013-2019.-Т 1-2.26)
6. Зайченко, Н.А. Педагогические возможности экономического образования
в современной школе [Текст]: Дис. ...канд. пед. наук. — СПб., 2018. - 248 с.
7. Землянская, Е.Н. Экономическое образование в школьной программе
//[Текст]: Народное образование. - 2017, № 10. - С.220-228.
8. Землянская, Е.Н. Экономическое образование школьников как условие их
социализации// [Текст]:Вестник института развития образования и воспитания
подрастающего поколения при ЧПТУ. Сер. 3; Экономическое образование. -
Челябинск. Изд-во: Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С. 37-45.
9. Каирова, И.А. Азбука нравственно-эстетического воспитания: [Текст]:
пособие для учителя: О.С. Богданова.- М.: Просвещение, 2017.-17 с.
- Лукьянова, Р. Формирование системы практических умений и навыков
учащихся на уроках экономики //[Текст]: Народное образование . 2013, № 10. - С.
157.
— Любимов,Л., Раннева, Н. Основы экономических знаний. :[Текст] Л.
Любимов., Н. Раннева.- М., 2015. - 585 с.
10. Мамарыгин, А.А. Духовно - нравственное развитие и воспитание личности.
[Текст]: / А.А. Мамарыгин // Дополнительное образование и воспитание. 2012 г. -
№ 9. - С. 8 - 10.
11. Молчанов, С.Г.,. Подготовка учителя к преподаванию экономики в системе
повышения квалификации педагогических работников [Текст]: / Вестник института
развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧПГУ.
Молчанов, С.Г, Ибрагимова, Л.Д.- Сер. 3; Экономическое образование. -
Челябинск. Издательство: ЧГПУ, 2018.-С. 45-49.
12. Нравственное воспитание в школе.-Режим доступа http://studopedia.ru/
13. Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. [Текст]:Пособие
для учителя. М: Вига - Пресс, 2019. - 447 с.
14. Сасова И. А. Экономическое образование: проблемы и решение [Текст]://
Школа. - 2015. -№2.-С.23
15. Сущность нравственно-эстетического воспитания. // Режим доступа
Студопедия URL: http://studopedia.ru/
16. Тюнин, А.И. Непрерывное экономическое образование в условиях
общеобразовательной школы: [Текст]:Авто реф. дис.... канд. пед. наук. -
Екатеринбург, 2001. - 23 с.
17. Тюнин, А.И. Особенности непрерывного экономического образования в
условиях общеобразовательной школы периода рыночных отношений//
[Текст]:Вестник института развития образования и воспитания подрастающего
поколения при ЧГПУ. Сер. 3; Экономическое образование - Челябинск. Изд-во
ЧГПУ. 2001 -С. 28-31.
18. Яновская, М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности
//[Текст]: Классный руководитель. 2017. - № 4 - с.24-29.