Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В работе, связанной с обучением детей, приходится сталкиваться с самыми разными проблемами. Одна из них – низкий уровень подготовки, есть мнение, что школа нужна для того, чтобы начать получать профессию. Однако необходимо кроме узких предметных знаний преподавать и знания по общеобразовательным дисциплинам. По этой причине на уроках следует всегда проводить связь теоретической части предмета с его практикой.
При обучении ученики получают знания теоретического характера относительно изучаемой науки. Однако в значительно меньшей степени их обучают овладению умениями, которые связаны уже с полем профессиональной деятельности. После завершения образования учащимся приходится приложить немало усилий и потратить немало времени для того, чтобы адаптироваться к новым условиям производства, где, к сожалению, не всегда удается применить знания на практике. Наблюдаются сложности при вступлении в должность. Чтобы владеть деятельностными приемами, необходимо установить в сознании школьника необходимую связь знания и опыта. Опыт, приобретаемый на практике, включает в себя не только теоретические знания, но и практические умения. В зависимости от сочетания уровня теории и практики согласно профессиональной направленности, можно спрогнозировать успех последующего овладения специальностью.
Таким образом, можно говорить об актуальности нашей работы в связи с необходимостью проведения практических или контекстных задач в момент преподавания физики.
Объектом изучения в нашей работе является использование контекстных задач на уроках физики.
Предметом изучения являются контекстные задачи по оптике.
Целью нашей работы мы определили следующее: Определить роль и положение контекстной задач по оптике в процессе обучения физике.
Согласно поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить понятие «контекстная задача»;
2. Рассмотреть методику использования таких задач на уроках физики;
3. Рассмотреть основные типы задач;
4. Изучить роль контекстных задач по оптике в процессе обучения.
Работа по структуре состоит из двух глав, пяти подглав, введения и заключения, списка использованной литературы, а также приложения со списком задач для самостоятельного изучения.
В современном образовании очень часто используют какие-либо проблемные ситуации, которые моделирует реальность противоречий в профессиональной сфере. В случае подготовки к профессиональной деятельности учащихся, традиционный подход к обучению не всегда эффективен. Её основная цель – обеспечить учеников необходимыми знаниями. Однако это не позволяет полноценно подготовить их к профессиональной деятельности в будущем. Поэты причине требуются новые технологии перехода практической работе от теоретических знаний. Это вызывает некоторые трудности:
— Существует противоречия между абстрактностью учёбы и реальностью предстоящих профессий.
— Знания разведены по разным предметам, однако профессиональная деятельность требует их объединения
— Существуют противоречия между личностным характером учёбы и коллективным характером профессиональной деятельности
— Позиция учащегося – исполнитель, позиция специалиста – активный деятель.
Если смотреть на эти проблемы с точки зрения контекстного обучения, то их решение представляется проще. Контекстное обучение представляет собой динамическая моделирование содержание профессиональной сферы труда, чем обеспечивает возможность трансформации теоретической и учебной деятельности более профессионально активную специализированную деятельность.
Глава 1. Занимательные контекстные задачи на уроках физики
1.1. Понятие « контекстной задачи»
Под понятием контекстных задач понимают задачи, имеющие мотивационный характер, в условиях которых есть конкретная ситуация из жизни, которая имеет связь с социокультурном опытом учеников. Требования задачи, являющиеся неизвестными, это анализ, осмысление ситуации или её объяснение. А также выбор способа действия в такой ситуации. Результатом решения задачи является осознание учебной проблемы и её личностной значимости для учащегося.
Чаще всего к контекстным задачам относят те примеры, которые отражают часто встречающиеся бытовые ситуации, ситуации общественной жизни или встречающиеся на производстве.
Ахметов, например, не дает чёткого определения для понятия «контекстное задание», однако его понимание можно обозначить, основываясь на его мнении о том, что процесс обучения должен формировать способность применения полученных знаний в жизненных ситуациях, это провоцирует необходимость использования заданий, в которых практическая сторона не просто изолирована, а включена в контекст жизни, связана с её иными явлениями.
Различие между контекстными и ситуативными заданиями пытались объяснить и другие исследователи: они утверждали, что ситуационные задания по своей цели учат использовать внешние ресурсы при их решении, эти задания вызывают интерес, желание разбираться и находить новые способы действий. А контекстные задания это те, которые также имеют определённый интерес для учащихся, однако требуют понимания ситуации, описанной в задаче.
По этой причине А.Н. Лямин рассматривает контекстную и ситуационную задачи как синонимы. Однако он делает между ними небольшую разницу: относит ситуативные задачи к тем, которые могут встретиться в жизни школьника, а контекстные к познавательным заданиям, которые также основаны на какой-то жизненной ситуации. В этом случае мы будем использовать термин «контекстная задача» в виду его частого употребления в литературе
Сам же контекст это одна из систем, которая соединяет внутренние и внешние условия жизни, а также деятельность человека, контекст влияет на восприятие, на понимание и на преобразование конкретной ситуации, её интерпретацию. Внутренним контекстом считаются индивидуальные психологические особенности и знания человека, внешним контекстом являются пространственно-временные характеристики ситуации, предметные и социокультурные её черты. Благодаря наличию контекста человек понимает, что ему следует ожидать, может провести интерпретационный анализ, прежде чем предпринять какие-либо действия, предвосхищая будущие события.
1.2. Методика использования контекстных задач на уроках физики
Современное качество образования это гарантия того, что дети и подростки умеют решать реальные жизненные задачи основываясь на знаниях изучаемых предметов. Очень малое количество людей во взрослом возрасте, кто профессионально не связан с математикой или физикой, может вспомнить формулы или теоремы из школьного курса. К сожалению, все злободневные проблемы человеческого общества рассмотреть на занятиях не представляется возможным, тем более нет возможности предложить их решения. Но по всем учебным предметам, вне зависимости от их отдалённости друг о друга, можно обнаружить универсальные стратегии, которые касаются познания жизни и окружающего мира.
На уроках естественнонаправленных, на языковых и исторических предметах ученикам предлагаются к пользованию примерно одинаковые наборы интеллектуальных систем: это распознание и сравнение каких-либо явлений или форм, отбор и классификация данных по критериям, обобщение.
С этой позиции рассматриваются и контекстные задачи, так как это именно тот тип задач, который позволяет ученику освоить интеллектуальный способ работы с информацией. Особенность контекстных задач заключается в том что они направлены на практику, но для того чтобы их решить, необходимо иметь конкретно знания о предмете. Чаще всего для решения какой-либо контекст на задачи ученикам необходимо знать ни один предмет, а несколько. Мы бы хотели остановиться более подробно на методических способах создания учебных ситуаций.
Особенность контекстных задач заключается в том что они направлены на практику, но для того чтобы их решить, необходимо иметь конкретно знания о предмете. Чаще всего для решения какой-либо контекст на задачи ученикам необходимо знать ни один предмет, а несколько.
Практическая преобразовательная деятельность человека имитируется при помощи во создания ситуаций, для принятия креативных решений. Это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Болотов, В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / Педагогика. — Б. М. Яворский и А. А. Детлаф Справочник по физике. — М.: Наука, 1971. Б. М. Яворский и А. А. Детлаф Справочник по физике. — М.: Наука, 1971. Б. М. Яворский и А. А. Детлаф Справочник по физике. — М.: Наука, 1971.2003. — № 10. — с. 26.
2. Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.
3. Андреев, А. Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования. // Вестник Российской Академии наук, 2010. — Т. 80. — № 2. — с. 99–106.
4. Байденко, В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11. — С. 17–22.
5. Б. М. Яворский и А. А. Детлаф Справочник по физике. — М.: Наука, 1971.
6. Колтун М., Мир физики, издательство «Детская литература», 1987г.
7. Ландсберг Г.С., Элементарный учебник физики, издательство «Физматлит», 2003г.
8. Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Учебник по физике 11 класс, издательство «Просвещение», 2009г.
9. Павленко Ю.Г., Начала физики, издательство «Экзамен», 2007г.
10. Пинский А.А., Граковский Г.Ю., Физика, издательство «Форум», 2012г.