Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современные социально-экономические трансформации, происходящие в сфере российского образования, привели к обострению ряда педагогических проблем, среди которых особое положение занимают вопросы формирования профессионально значимых качеств будущих специалистов в период обучения в вузе. В частности, актуальным является изучение процесса, связанного с профессиональным становлением музыкантов-исполнителей и формирования у них профессионально значимых качеств. Отдельные вопросы формирования профессионально важных качеств музыканта в своих трудах рассматривали А.Б. Гольденвейзер, М.Г. Круглова, В.И. Петрушин, Е.Р. Сизова, Б.М. Теплов, Ю.А. Цагарелли и т.д.
Анализ литературы по теме исследования позволил установить, что музыкально-исполнительская деятельность – это особое многокомпонентное образование, обладающее структурой и иерархичностью строения. Концертная деятельность имеет тесную связь с творчеством, она носит продуктивный характер, который предполагает внесение в прочтение нотного текста собственной интерпретации исполнителя. Концертное выступление – это кульминационный момент, особый вид музыкального творчества исполнителя.
Отдельные сведения по развитию профессионально значимых качеств личности будущего музыканта-исполнителя содержатся в книгах, статьях, исследованиях многих музыкантов и педагогов: Д.Д. Благого, Л.Л.Бочкарева, В.Ю.Григорьева, Л. А. Маковец, Г.М. Цыпина и т.д. Однако, в настоящее время данная тема остается мало изученной, что и обусловило актуальность настоящей работы.
Объект исследования - профессиональные качества музыканта-исполнителя.
Предмет исследования – профессионально значимые качества личности будущего музыканта-исполнителя.
Цель данного исследования – изучить условия формирования профессионально значимых качеств будущего музыканта-исполнителя в процессе обучения в вузе.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
-определение сущности процесса формирования профессиональных качеств музыканта;
-выявление специфики формирования профессионально значимых качеств личности у студента музыкального вуза;
-определение роли класс-концерта в формировании профессиональных качеств студентов;
-характеристика методов оценки сформированности профессиональных качеств студентов высших музыкальных образовательных учреждений.
Для решения цели и задач курсовой работы применялся комплекс взаимодополняющих теоретических методов исследования – теоретический анализ научной и методической литературы, анализ педагогического опыта, систематизация.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.
Глава I. Теоретические основы формирования профессионально значимых качеств будущего музыканта
1.1 Сущность процесса формирования профессионально значимых качеств
Сегодня проблема совершенствования системы музыкального образования в вузах, особенно в аспекте формирования профессиональных качеств музыканта, является необычайно важной и актуальной. Важность данной проблемы обуславливается тем, что сегодня заметна тенденция снижения профессионального уровня многих выпускников музыкальных вузов.
Причины такого явления зачастую как объективные, так и субъективные, включают в себя недостаточность использования индивидуальной системы обучения музыканта, сдвиг на дальний план его способностей и сведение педагогического процесса к банальному заучиванию музыкальных произведений. В связи с этим, повышение внимания к процессу и методологии формирования профессиональных качеств музыканта в системе высшего образования является не случайным, а полностью закономерным явлением.
Эффективная деятельность музыканта невозможна без развитых профессиональных качеств, значимых и важных для любого из них – музыкального мышления, музыкального воображения, надежности в процессе выступления, артистизма и т.д.
Вместе с тем, действующие в отечественных музыкальных вузах программы и методики обучения игры на различных инструментах, обычно просто декларируют на словах необходимость формирования вышеуказанных качеств. Наряду с этим, из-за отсутствия четких установок и представлений о степени важности отдельно взятых профессиональных качеств музыканта, нередко создается ситуация, когда некоторые малосущественные качества, которые в принципе не очень сильно нужны музыканту, становятся во главе всей системы обучения.
Например, в процессе проведения уроков сольфеджио огромное внимание уделено развитию у музыканта духового оркестра умения точно интонировать нужную мелодию голосом. Такое во многом ошибочное представление возникло из-за убежденности многих педагогов, что интонирование голосом фактически идентично интонированию на инструменте. Несомненно, данное умение важно и нужно, но стоит согласиться, вовсе не для инструменталиста.
Второй наглядный пример – большие усилия затрачиваются педагогами для развития у подопечных навыков решения задач по гармонии. По статистике, более 73% студентов консерваторий такие задачи привыкли решать не посредствам слуха, а через математическую логику. Из-за такого подхода учащемуся прививаются фактически бесполезные навыки расчета голосоведения по косвенным, формальным признакам вместо таких нужных музыканту навыков пользования своими собственными внутренними слуховыми представлениями.
Также нередко во время обучения музыкантов в музыкальных вузах встречаются и иные педагогические ошибки, связанные с неверными представлениями о вертикальной и горизонтальной структуре важных профессиональных качеств музыканта, а также о ее отдельных элементах.
Например, сегодня многие из получивших диплом высших музыкальных учебных заведений не обладают достаточно хорошо развитой музыкальностью, поскольку их основной задачей во время обучения было научиться в первую очередь развитой психомоторики.
К слову, данную проблему обсуждали еще классики музыкальной педагогической мысли второй половины ХХ века – Г.Г. Нейгауз, Г.М. Коган, А.П. Щапов и др. Они резонно указывали, что в таких условиях фактически упускается главный, базовый компонент профессионально важных качеств музыканта – музыкальность, а вместо него на первый план выходит исполнительская техника, то есть психомоторика. При этом последняя в процессе обучения студентов музыкального вуза как бы отрывается от музыкальности.
Таким образом, психомоторика исполнителя начинает превозноситься над всеми профессиональными качествами музыканта, доминировать над действительно важными, но неоцененными уровнями, формируется доминанта второстепенного над важным, что ведет к антипрофессионализму и деградации человека как музыканта.
Необходимо отметить, что современная музыкальная педагогика сама дает предпосылки для таких процессов: издано большое количество разнообразных монографий, пособий, учебников, направленных на формирование и развитие психомоторики музыканта. Но, в то же время, практически отсутствуют издания, обоснованные и систематизированные для практического формирования музыкальности.
Для решения данных проблем необходимо тщательно изучить сущность, основы, структуру основных компонентов профессиональных качеств музыканта и их процесс формирования во время учебы в высших учебных заведениях.
В качестве примера можно рассмотреть структуру деятельности музыканта-инструменталиста, которая обычно рассматривается в широком и узком планах. Так, в широком смысле деятельность музыканта анализируется в общем на протяжении многих лет и формирует так называемый макроструктурный уровень, или уровень занятий на репетициях, концертах, самостоятельных и учебных занятиях, тренировках и т.д.
Если рассматривать отдельные формы деятельности музыканта (концерт, номер, индивидуальные занятия), то основной структурной единицей будут являться конкретные умственные, двигательные или сенсорные действия в их целостной системе и взаимосвязях, выполняемых по определенному плану – это мезо структурный уровень.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры / Н.К. Бакланова. – М.: «Академия», 2003. – 287 с.
2. Баренбойм, Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: Учебное пособие / Л.А. Баренбойм. - СПб.: Планета Музыки, 2018. - 340 c.
3. Бочкарев Л.Л. Психология исполнительской деятельности. — М., 2006. – 352 с.
4. Гальберштам А.М. Взаимосвязь профессиональной рефлексии и эффективности музыкально-исполнительской деятельности студентов. — М., 2001. – 133 c.
5. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве. М.: Музыка, 1975. - 416 с.
6. Дергаева И.А. Комплексное исследование восприятия и психологического воздействия музыки: дис. … доктора псих. наук. Ярославль, 2005. - 197 с.
7. Евланов Л.Г., Кутузов В.А. Экспертные оценки в управлении. М.: Экономика, 1978. - 133 с.
8. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1989. - 278 с.
9. Князева Г.Л. Освоение художественных стилей на занятиях фортепиано в системе дополнительного образования // Искусствознание: теория, история, практика. 2016. №1 (15). – С. 55-59.
8. Князева Г.Л. Творческая интерпретация в становлении личности будущего педагога-музыканта // Инновационные проекты в системе модернизации музыкально-педагогического образования: материалы научно-практического мероприятия. – М.: МГПУ, 2014. С. 69-73.
10. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста — М., 1969. С. 3-130.
11. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психология технологии управления состоянием человека. — М., 2007. – 311 c.
12. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию. – СПб.: Питер, 2010. – 176с.
13. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М.: «Владос», 1996. – 419 с
14. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Юрайт, 2019. - 380 с.
15. Серебренникова К.А., Князева Г.Л. Концерт агитационного характера как эффективная форма привлечения учащихся в учреждения дополнительного образования // Инновационные процессы в культуре, искусстве и образовании. Коллективная монография. – М.: Издательство «Перо», 2016. – С. 213-218.
16. Серебренникова К.А., Олейник Д.В. Психолого-педагогические условия организации концертной деятельности младших школьников // Инновации и традиции в сфере культуры, искусства и образования. – М.: Издательство «Перо», 2017. – С. 308-313.
17. Сизова Е.Р. Профессиональная подготовка специалистов в системе классического музыкального образования: дис. … доктора пед. наук. М., 2008. - 450 с.
18. Сокерина И.В. Становление личностно-профессиональных качеств будущего педагога-музыканта (в процессе вокальной подготовки студентов в вузе) специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (музыка). Диссертация, Москва, 2011.
19. Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. - 328 с.
20. Христозова Х. Попытка изучения физиологии эстрадного волнения // Вопросы психологии. — М., 1962 — № 1. C. 143-147.
21. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. СПб.: Композитор Санкт-Петербур», 2008. - 367 с.
22. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. — М., 1988.-382 c.
Интернет источники
1. Гольденвейзер А.Б. Об основных задачах музыкального воспитания. Несколько слов по поводу музыкального образования // Московская консерватория имени П.И. Чайковского. URL: http://www.mosconsv.ru/ru/book.aspx?id=128771 (дата обращения 01.06.2020 г.)
2. Круглова М.Г. Профессиональная подготовка музыканта широкого профиля как проблема современного музыкального образования // Universum: Психология и образование. 2016. № 8(26). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3466 (дата обращения 01.06.2020 г.)