Фрагмент для ознакомления
2
функция, отражающая направленность энергии на определённый объект, т.е.
выбор и осуществление планируемой линии поведения, связанной с достижением целей.
Направляющая функция тесно связана с устойчивостью мотива;
3. Регулирующая функция, сущность в которой сводится к тому, что мотив определяет характер
деятельности и поведения, от которых зависит реализация в поведении и деятельности человека
определённых потребностей. Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов.
5
Регуляция состоит в том, какие мотивы оказываются наиболее значимыми в данный момент
времени, и, следовательно, в наибольшей мере обусловливают поведение личности [3, 16, 30].
Таким образом, эффективность мотивации определяется факторами, побуждающими личность
предпринимать какие-либо действия; данные факторы могут содержать как внешние, так и
внутренние компоненты.
Изучение субъективного успеха на протяжении длительного времени является темой
многочисленных исследований отечественных и зарубежных психологов. При этом успех
определяется как субъективная характеристика, поскольку данный фактор имеет различные
критерии у разных людей, в отдельных случаях даже противоположные. Например, для одного
человека высокий рост является желаемым качеством, и наличие его вызывает ощущение успеха.
При этом для другого человека высокий рост является негативным качеством, что приводит к
недовольству собой, а, следовательно, не приводит к субъективному успеху. Такая позиция в
отношении рассматриваемого понятия свидетельствует о большом значении ценностных и
смысловых ориентаций человека при определении его субъективного успеха или неблагополучия.
В настоящее время получает всё большее распространение такой раздел психологической науки,
как позитивная психология. Позитивная психология занимается исследованием психологических
феноменов личности, направленных на преодоление жизненных трудностей в сознании и
положительное функционирование. Комплексный анализ данных характеристик личности
позволяет выявить ряд ценностно-смысловых факторов, раскрыть их психологическую сущность.
Однако данное направление психологии является новым, методики, разработанные в рамках
этого направления, преимущественно пилотажные и требуют глубокой проработки.
Смысл слова «успех» весьма широк. Во-первых, под данным термином понимается счастливое,
размеренное течение жизни, желаемое развитие важнейших жизненных событий. Как правило,
это семейное счастье, гармония во взаимоотношениях с детьми, финансовое благополучие,
любимая работа. Во-вторых, успех может быть использован как синоним счастья, ощущения
радости, позитивного психологического состояния. В-третьих, успех может иметь тождественный
смысл с материальной обеспеченностью. Также его рассматривают как совокупность достижений
человека. [7, 14, 15].
В середине прошлого столетия в связи с многочисленными исследованиями позитивных
психических состояний, преобразованием философских понятий успеха и счастья в предмет
самостоятельного анализа проблема субъективного успеха рассматривается в контексте
исследований удовлетворённости и качества жизни. Исторически первыми стали работы, согласно
которым субъективное представление успеха является результатом набора определённых
психологических качеств личности. При этом уровень субъективного успеха оценивается самими
человеком согласно его системе ценностей и предпочтений, которые являются индивидуальными
характеристиками. Исходя их этих представлений, критериев оценки успеха существовать не
может, и в задачи исследователей могут войти только определённые качества, формирующие
успех. В этом контексте совместно с понятием «субъективное представление успеха» применяется
понятие «качество жизни», которое способно охарактеризовать положительные и негативные
факторы счастья. Они могут быть психологическими, социальными, экономическими,
политическими, физиологическими, природными и др.[20, 24, 37, 39].
Зачастую понятие «субъективное представление успеха» отождествляется с понятием
«удовлетворённость». Это основное понятие для группы подходов к исследованию главных
6
факторов успеха, которые получили название гедонистических. В 80-х годах прошлого столетия
начали проводиться психологические исследования факторов субъективног представления успеха
Нормана Брэдбурна, а впоследствии и Эда Динера. Данные работы легли в основу теоретических
основ исследования субъективного успеха в зарубежной психологии. Норман Брэдбурн описывал
успех через систему понятий, характеризующих счастье, ощущение жизненной
удовлетворённости. Также ему удалось доказать, что позитивный и негативный аффект имеют
различную природу. Таким образом, успех представляет собой баланс позитивного и негативного
аффектов, проявляющийся в форме общей удовлетворённости или неудовлетворённости
существующей действительностью[4, 10, 31].
Н. Брэдбурном была разработана модель структуры психологического успеха. Данная модель
основывалась на балансе позитивного и негативного аффектов. По мнению автора, жизненные
события, несущие противоположные эмоции для человека, накапливаются в сознании в форме
соответствующего аффекта. Негативные события в жизни, связанные с ощущением недовольства
собой, своим окружением, расстройствами, переживаниями, формируют негативный аффект. В
свою очередь позитивные события, приводящие к ощущению радости, уверенности в себе,
всплеску энергии, принятию себя, составляют позитивный аффект. Данные исследования
получили широкое распространение в психологической науке. Они до сих пор являются
актуальными в сфере изучения качественных характеристик субъективного успеха [9, 39].
Большое значение для исследования факторов успеха имеют работы Эда Динера. Именно ему
принадлежит термин «субъективное представление об успехе». Согласно исследованиями
данного учёного, субъективное представление об успехе содержит в себе три основных
компонента:
1. Удовлетворение
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976.
2. Баканов Е.Н., Иванников В.А. О природе побуждения // Вопросы психологии. - 1983. - № 4.
3. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф.
Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
4. Белоглазов С. Е. Исследование особенностей формирования мотивационно-смысловой
сферы студентов // Материалы III Междун. конф. студентов и аспирантов по фундаментальным
наукам "Ломоносов - 1996" (секция Психология). - М.: МГУ, 1996. - С. 11.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации
поведения детей и подростков. - М., 1972.
7
6. Вилюнас В.К. Психология развития мотивации. - СПб.: Речь, 2006. - 458 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних
учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Епифанова С. Формирование учебной мотивации // Высшее образование в России. - 2000. -
№ 3. - С.106-107.
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения /
Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России,
ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.
Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52.
10. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2006. - 508 с.
11. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал. - 1995. - Т.16, №2.
12. Кетько С.М., Пакулина С.А., Поминов А.В. Единство рефлексии, мотивации и адаптации в
сознании личности: Коллективная монография. - М., 2005. - 231 с.
13. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования
школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.:
Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
14. Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2006. - 352 с.
15. Москвичев С.Г. Мотивация, деятельность и управление. - Киев, 2003. - 490 с.
16. Озерникова Т. Повышение мотивационной функции системы вознаграждений // Человек и
труд. - 2003. - № 9. - С.40-44.
17. Попова Т.В. Формирование мотивационной составляющей психической саморегуляции
учебной деятельности студентов филологического факультета: Автореф. дис. … канд. психол. наук.
- Казань, 2002. - 24 с.
18. Семенов С.П. Мотивационный анализ: Психотерапевтическая версия. - СПб., 2001.
19. Сидоренко Е. Мотивационный тренинг. Практическое руководство. - СПб.: Речь, 2001. - 234
с.
20. Смирнов С.Д. Рецензия на книгу К. Двек "Я-теории, их роль в мотивации, становлении
личности и развитии" // Вопросы психологии. - 2001. - № 6.
21. Сураева Г.З. Психологические особенности мотивационно-смысловой интенции личности
(социокультурный аспект): Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2002. - 20 с.
22. Цуканов Н.Н. Цели и мотивы деятельности менеджера как факторы, влияющие на его
эмоциональное выгорание: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - Казань, 2002. - 20 с.
23. Чернявская А. П. Условия развития мотивации учебной деятельности студентов. //
Ярославский педагогический вестник — 2012- № 2- Том II (Психолого-педагогические науки)
8
24. Шадура А. Консультирование как мотивирующая деятельность // Школьный психолог. -
2001. - №14.
25. Байкова, Л.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высш. уч.
Заведений: Л.А, Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд.,
стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 144 с.
26. Викторов, Н. Досуг – дело серьезное / Н.Викторов // Воспитание школьника. – 2001. №5
27. Изучение и прогнозирование развития личности ученика. // Воспитание школьника. –
2001. №7
28. Мамонтова, Л.В. Теория и практика реализации ФГОС НОО: пособие для учителей
начальных классов/ Л.В. Мамонтова. - М.: Просвещение, 2012.
29. Соколова, А. К. К взрослой жизни через творчество / А.К.Соколова // Воспитание
школьника. - 2001. №5
30. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:,
Просвещение, 1980. – 210с.
31. Шлыкова, О. В. Российские Ресурсы Образовательной Среды. Интернет / О.В. Шлыкова. -
Москва: Наука, 2014. - 481c.
32. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы
образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
33. Atkinson J. W. & N. T. Feather (Eds.) A Theory of achievment motivation. New York: Wiley, 1996.
34. Graham,S., and Weiner, B. Theories and principles of motivation. In Handbook of Educational
Psycology, ed. David C. Berliner and Robert C. Calfee. New York: Macmillan, 1996.
35. Locke, e.a., and Latham, G. Building a practically useful theory of goal setting and task
motivation. The American Psycologist, 57(9), 705–717. 2002.
36. Murray, H. A. Exploration in Personality. New York: Oxford University Press. 1938.
37. Steinmayr,R., Spinath, B. The Importance of motivation as a predictor of school achievment.
Learning and Individual Differencies, Vol. 19(1), 80–90. 2009.
38. Steers, R.M., and Porter, L. W. Motivation and work behavior. New York: McGraw-Hill. Inc.
Lincoln. 1991.
39. Weiner, B. Human motivation: Metaphors, theories and research. Newbury Park, CA: Sage,
1992.
40. Wigfield, A., Eccles, J.S., Roeser, R., and Schiefele, U. Development of achievment motivation/ In
W/ Damon and R. M. Lerner (Eds.), Developmental Psychology: An advanced Coursebook/ New York:
Wiley, 2009
41. Дьяченко М.В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные
представления // Финансы и кредит. 2012. №8(488). С. 59 - 68.
9
42. Паскевская Н.А. Анализ современных подходов к повышению финансовой грамотности
молодежи // Актуальные вопросы экономических наук. 2008. №4-1. C. 254 – 259.
43. Хаксевер К., Рендер Б., Рассел Р., Мердик Р. Управление и организация в сфере услуг:
теория и практика. - СПб., 2014. - 496 с.
44. Департамент по финансовому и фондовому рынку [Офиц. сайт]. URL:
http://finmarket.kubangov.ru (дата обращения: 24.09.2014).
45. Алифанова Е.Н., Евлахова Ю.С. Анализ методических подходов к разработке индикаторов
финансовой грамотности населения //Финансы и кредит. 2013. № 12. С. 18-26.
46. Папкова Л.Г., Навакова Е.Ж. Повышение финансовой грамотности населения на примере
центра финансового образования «citi professors» //Финансовые исследования. 2009. № 24. С. 56-
59.
47. Федеральный закон от 21.12.2013 N 355-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на
одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной
услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также
специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год (принят
Гос. Думой 21 декабря 2013 г.) // Справочная правовая систем «Консультант плюс».
48. Вещенко А.В., Ласицына С.В. «Поведенческие финансы -- новое направление финансового
менеджмента. История возникновения и развития»/ Ващенко Т.В., Лисицына Е.В // Финансовый
менеджмент - 2006. - №1.
49. Маркевич И.В. Социокультурные факторы финансового поведения населения на
потребительском рынке.
50. Казина Г.С. Экономико-психологическое моделирование финансового поведения
населения // Психология. 2004. №3
51. Лиребков Ж.О. «Основные типы и факторы кредитного поведения населения в
современной России»/ Стребков Д.О. // Вопросы экономики, № 2, 2004
52. Михеева H.A., Галенская Л.Н. Менеджмент в социально-культурной сфере. -- СПб.: Изд-во
Михайлова В.А., 2015. - 170 с.
53. Бизнес-цитатник. Тема «управление персоналом» в «Бизнес-цитатнике». Лучшие цитаты,
афоризмы, высказывания, крылатые фразы [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.business-citation.ru/tag/ – Данные на 18.01.2009г.
54. Бондаренко И. В. Этапы жизненного цикла организации и эффективное управление
предприятием [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.progressivemanagement.com.ua/vs11 – Данные на 2009г.
55. Бухалков М.И. Управление персоналом: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 368 с.
56. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. – М.: Экономистъ, 2003. – 528 с.
57. Дуракова И.Б., Родин О.А., Талтынов С.М. Теория управления персоналом/ – Воронеж: ВГУ,
2005г.- 102 с.
10
58. Егошин А. П. Управление персоналом/ А. П. Егошин – Новгород: Издательство «Март»,
2000 г. – 238 с.
59. Ивановская И. Л. Стратегия управления персоналом [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://financier.consultant.ru/ – Данные на 2011г.
60. Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебное пособие. – Ростов н/Д: "Феникс". 2002. – 352 с.
61. Кибанов А. Я. Управление персоналом организации. Отбор и оценка при найме,
аттестация: учебное пособие/ – М.: ИНФРА-М, 2005 г. – 301 с.
62. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение и организационное
моделирование: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003. – 944 с.
63. Менеджмент. Учебное пособие для вузов. / Под ред. В.И. Подлесных – Санкт-Петербург:
Изд. дом «Бизнес-пресса», 2002. – 472 с.
64. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2002. – 704 с.
65. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,
2005. – 558 с.
66. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure/org/vacancy/73 – Данные на
01.09.2012г.