Фрагмент для ознакомления
2
использовании нарушающих в предложении связь слов словоформ; недостаточно информативно.
2 балла (уровень ниже среднего) – составление адекватной фразы высказывания было сделано с
помощью указывающего на действие, которое выполняет субъект, дополнительного вопроса.
1 балл (низкий уровень) – даже с помощью дополнительного вопроса адекватный ответ получить
не удалось, Перечисление изображенных на картинке предметов подменяет составление фразы.
2. Составление фраз по картинкам с изображением простых действий.
Цель: выявить у детей способность устанавливать между предметами логико-смысловые
отношения и передавать их в форме законченной фразы высказывания.
Детям предлагалось сначала назвать картинки («лес», «корзинка», «девочка»), а после составить
предложение таким образом, чтобы в нем присутствовали все три предмета. Вспомогательный
вопрос в виде «Что сделала девочка?» и тому подобного предлагался для облегчения задания.
Задача, которая стояла перед ребенком – на основе вопроса педагога, а также «семантического»
значения картинок установить возможное действие, а после отобразить его в виде законченной
фразы в речи. Если предложение было составлено ребенком с учетом только одной или двух
картинок, задание повторялось с указанием на картинку, которая была пропущена.
Оценка результатов учитывала: характер помощи, которая была оказана ребенку, особенности
фразы (синтаксическая структура, семантическая «наполненность» и другое), адекватность фразы
предложенному заданию.
Для определения особенностей и сформированности связной речи, в видах, которые доступны
для данного возраста (пересказ, рассказы с элементами творчества, из личного опыта, по
наглядной опоре) предназначались последующие задания. Оценка выполнения заданий на
составление рассказов разного типа проводится с учетом показателей, которые характеризуют
уровень овладения связной речью детьми.
Определялись: характер ошибок в грамматике языка, особенности фраз, смысловое соответствие
поставленной задаче и исходному материалу (наглядному сюжету, тексту); полнота,
последовательность и связность изложения, объем заданий, степени самостоятельности. При
возникновении затруднений (перерыв, длительная пауза в повествовании и других) оказывалась
помощь в виде уточняющих, наводящих и побуждающих вопросов.
3. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: определить умение составлять по серии картин с сюжетом, в котором развитие событий
происходит в определенной последовательности, рассказ.
Для проведения использовалась серия картинок с сюжетом «Девочка и еж». В нужной
последовательности картинки раскладывались перед ребенком, чтобы он внимательно мог их
рассмотреть. До составления рассказа предметное содержание каждой из картинок обсуждалось
с объяснением значения отдельных деталей в обстановке, которая изображена. Помимо
наводящих вопросов при затруднениях применялось также жестовое указание на конкретную
деталь или соответствующую картинку.
Помимо общих критериев принимались во время оценки во внимание и определяемые
спецификой этого вида рассказывания показатели: соблюдение между картинками-эпизодами
логической связи; смысловое соответствие изображенному на картинках содержания рассказа.
4. Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа).
Цель: выявить умение строить по литературному образцу связное высказывание, сохранять
последовательность событий, пересказывать.
Для этого использовалась сказка «Репка», которая знакома всем детям. Рассказывали они ее по
памяти. Экспериментатор сам рассказывал сказку, если ученики затруднялись, а после предлагал
детям ее рассказать. Во время анализа составленных детьми пересказов особое внимание
уделялось полноте передачи содержания сказки, наличию повторов, смысловых пропусков,
соблюдению логической последовательности изложения, наличию синтаксической и смысловой
связи между частями рассказа, предложениями и так далее.
Полученные результаты после обследования оценивались по следующим критериям: объем
пересказа; синтаксическая структура предложений; логическая последовательность; полнота
содержания текста; понимание содержания текста.
5. Составление описательного рассказа
Цель: выявление умений детей старшего дошкольного возраста последовательно, точно и полно
отображать основные свойства предметов, а также представлять в языковой форме содержание.
Для эксперимента использовалась кукла-игрушка, которую предлагали детям рассмотреть в
течение несколько минут. Далее следовал вопросный план, по которому нужно было составить
рассказ об игрушке. Следующая инструкция-указание давались при описании куклы: «Расскажи о
кукле: какая она по размеру, как ее зовут; какие основные части тела есть и нее; что у нее на
голове, во что она одежда, из чего сделана» и тому подобное. Если даже короткий описательный
рассказ ребенок составить не мог, ему предлагался данный экспериментатором образец
написания для пересказа.
Во время анализа рассказа, составленного ребенком, внимание обращалось на точность и полноту
основных свойств предмета, последовательность в описании деталей и признаков предмета,
отсутствие (наличие) в организации сообщения логико-смысловой связи, использование разных
языковых средств для словесной характеристики.
6. Продолжение рассказа по заданному началу (с использованием игрушки).
Цель: выявить возможность у детей старшего дошкольного возраста решение поставленной ему
творческой и речевой задачи, наличие навыков использовать предложенный наглядный материал
для создания собственного рассказа.
Детям показывали игрушку. Затем описание игрушки разбиралось. Далее ребенку предлагали
придумать продолжение рассказа.
В качестве дополнительных методов эксперимента также использовались:
- Метод наблюдения – планомерное и целенаправленное восприятие явления, результаты
которого фиксируются наблюдателем. Наблюдение в процессе выполнения заданий велось за
наличием ошибок и исправлений, последовательностью действий, умением достигать результат и
преодолевать трудности.
-Метод беседы. Проводится беседа для того, чтобы установить с ребенком контакт, а также для
уточнения особенностей его поведения.
Во время первого задания дети составляли по пяти отдельным картинкам предложения. На
картинках изображены простые действия (девочка ловит сачком бабочку, мальчик из лейки
поливает цветы и другие).
Из полученных результатов стало видно, что у детей старшего дошкольного возраста сложности
возникают уже на уровне самостоятельного составления простых законченных фраз. В связи с
этим возникла необходимость использовать дополнительный вопрос, касающийся названия
изображенного действия («Что делает девочка, мальчик?»).
Нарушающие связь в предложении слов ошибки при употреблении словоформ, поиски нужного
слова с длительными паузами отмечались при этом у 25% детей. С помощью указывающего на
действие, которое выполняет субъект, вопроса, составили фразу большинство детей старшего
дошкольного возраста (50%). Сочетание трудностей синтаксического и смыслового характера,
выраженных в разной степени, наблюдалось у одного дошкольника (8%).
Выполнение второго задания у детей старшего дошкольного возраста вызвало затруднения. Оно
было направлено на выявление способностей испытуемых к установлению между предметами
логико-смысловых отношений, а также вербализации их в форме, законченной фразы
высказывания.
Рисунок 1. Самостоятельное составление простых законченных фраз
Таблица 2. Самостоятельное составление простых законченных фраз
Имя ребенка Методика 1
Ева Б. оптимальный уровень
Вика П. оптимальный уровень
Ангелина С. средний уровень
Саша О. низкий уровень
Данил Р. оптимальный уровень
Павел К. оптимальный уровень
Роман У. низкий уровень
Полина Е. оптимальный уровень
Даша К. оптимальный уровень
Оля Н. средний уровень
Женя С. низкий уровень
Миша И. оптимальный уровень
Лена Х. средний уровень
Валя С. оптимальный уровень
Несмотря на то, что вопрос «Что сделала девочка?» был задан всем детям, только трое (25%)
детей старшего дошкольного возраста смогли самостоятельно составить предложение, которое
учитывало бы взаимосвязь всех трех картинок.
С некоторой помощью было составлено предложение у 25% детей, при этом между предметами
логико-смысловые отношения были установлены, верно.
Повторно объяснялось задание с указанием на картинку, которая была пропущена, 33%
процентам испытуемых дошкольников. Фразу-высказывание они составили грамматически
неверно. Только с учетом одной картинки было составлено предложение двумя (17%)
дошкольниками. Также у них отмечались выраженные синтаксические затруднения.
Рисунок 2. Выполнение второго задания у детей старшего дошкольного возраста
Во время выполнения третьего задания, заключающегося в составлении рассказа по серии
картинок с сюжетом, появилась возможность выявить ряд специфических особенностей в
проявлении у детей старшего дошкольного возраста монологической речи.
Несмотря на то, что содержание каждой картинки предварительно разбиралось, значение
существенных деталей обстановки на ней объяснялось, для большинства испытуемых оказалось
трудным составить связный рассказ
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей / М. М. Алексеева, В.И. Яшина. –
Москва: Академия, 2013. – 448с.
2. Аркин, Е. А. Дошкольный возраст / Е. А. Аркин. – Москва: НПФ Смысл, 2015. – 392 с.
3. Арушанова, А. Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А. Г.
Арушанова.– Москва: Сфера, 2016 – 80с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду /А. К. Бондаренко. - Москва:
Просвещение, 2015. - 160с.
5. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва: Просвещение,
2014. – 255 с.
6. Брынзарей, Ю. Г. Педагогу об игре дошкольника: пособие для педагогов учреждений
дошкольного образования / Ю. Г. Брынзарей, С. Н. Галенко. - Мозырь: Белый Ветер. 2016 - 111 с.
7. Венгер, Л. А. Психология / Л. А. Венгер, В. С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2013. – 385с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Санкт-Петербург: Союз,
2006 – 224с.
9. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада / В. В. Гербова. –
Москва: Мозаика-Синтез, 2017. – 142 с.
10. Глухов, В. П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного
возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов. - Изд. 2-е. переаб. и
доп. - Москва: Просвещение, 2014.- 215с.
11. Дьяченко, О. М. Психологические особенности развития дошкольников / О. М. Дьяченко,
Т. В. Лаврентьева. – Москва: Эксмо, 2015. – 176 с.
12. Елкина, Н. В. Формирование связности речи у детей шестого года жизни. Автореф. дисс.
канд. пед. наук / Н. В. Елкина. – Москва: Синтез, 2016. – 16с.
13. Конина, М. М. Роль картинки в обучении родному языку детей старшего дошкольного
возраста / М. М. Конина. - Москва: Эксмо, 2018. – 158.
14. Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И.
Лалаева, Н. В. Серебрякова. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 68 с.
15. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. – Москва:
НПФ Смысл, 2015. – 392 с.
16. Леушина, А. М. Развитие связной речи у дошкольников / А. М. Леушина. - Москва:
Национальный книжный центр, 2016. – 176 с.
17. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов по направлению и
специальностям психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург: Питер, 2015 – 318 с.
18. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования». офиц. текст /
Российская Федерация. – Москва: Маркетинг, 2013. – 39 с.
19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Москва: Питер, 2015. –
713 с.
20. Смирнова, О. Е. Детская психология / О. Е. Смирнова – Санкт-Петербург: Питер, 2017. –
304с.
21. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду / О. И.
Соловьева. - Москва: Национальный книжный центр, 2016. – 90 с.
22. Сохин, Ф. А. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Ф. А.
Сохин, О. С. Ушакова. – Москва: Дошкольник, 2014. – 120с.
23. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н. А. Стародубова. –
Москва: Академия, - 2015. -256с.
24. Струнина, Е. М. Развитие речи детей 6-7 лет. Программа. Методические рекомендации.
Конспекты занятий. Игры и упражнения / Е. М Струнина. – Москва: Вентана-граф, 2015. – 288с.
25. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей / Е. И. Тихеева. – Москва: Мозаика-синтез, 2018. – 150 с.
26. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника / Г. А. Урунтаева. – Москва:
Академия, 2009. – 368 с.
27. Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва: Издательство
Института Психотерапии, 2016. – 256с.
28. Филичева, Т. Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями / Т.
Б. Филичева. – Москва: Литур, 2017. – 80 с.
29. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б.
Эльконин. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
30. Яшина, В. И. Теория и методика развития речи детей / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. –
Москва: Академия, 2016. – 448 с.