Фрагмент для ознакомления
2
Задания и практикоориентированные ситуационные задачи, отведенные на выполнение
Задание N 1
Описание ситуационной задачи: Мужчина в возрасте 74 лет, является инвалидом – колясочником.
Жена умерла, сын постоянно проживает за границей. Перед отъездом сын оформил договор
социального обслуживания с Центр социального обслуживания населения о предоставлении отцу
социального обслуживания на дому социальным работником.
состояние индивида. Наблюдаются снижение эмоционального то¬нуса, вялость, апатия, т.е. общая
астенизация психики, астения. Это говорит о том, что проблема комплексная и требует решения на
психологическом и на психофизиологическом уровне. Тяжелое заболевание отражается на работе
ЦНС.
Многим инвалидам свойственна ипохондрия, или опасения за свое здоровье, зацыкленность на
бо¬лезненных ощущениях. Но также есть и инвалиды с противоположным отношением к
инвалидности. Данная группа недооценивает тяжесть заболевания, или убеждены, что вскоре
полностью излечатся. Наиболее часто встречающееся явление у инвалидов с последствиями ДЦП.
Одно из последствий глубокого убеждения - неадекватный выбор профессии, в будущем.
Большинство инвалидов обладают такими положительными качествами, как упор¬ство,
настойчивость. Но не редко такая черта принимает гипертрофированную фор¬му и выражается через
упрямство, ригидность, неспособность прийти к компромиссам.
среди «своих», с теми, у кого имеется такое же ограничение возможностей, или развивают
социальные связи через интернет или телефон.
Многие инвалиды отмечают, что инвалидность сделала их более чуткими.
3. Дайте определение социальной реабилитации. Назовите виды социальной реабилитации.
Ответ: Социальная реабилитация – это система и процесс восстановления способностей к
самостоятельной и семейно-бытовой деятельности. Она включает в себя социально-средовую
ориентацию, социально-бытовое образование, социально-бытовую адаптацию и социально-бытовое
устройство. Цель - восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Достижение
3
субъектом определенного уровня социальной, материальной и духовной независимости.
Повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности.
1. Что лежит в основе социальной реабилитации инвалидов с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата?
Ответ: Обеспечение полноценной жизнедеятельности в социуме.
Задание N 3
Описание задачи: У значительной части граждан после выхода на пенсию отмечается депрессия,
подавленное состояние, потеря интереса к жизни, ухудшение здоровья.
Формулировка задания:
А. Дайте ответы на представленные вопросы:
С какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию?
Ответ: Женщины – с 60 лет, мужчины- 65 лет.
Какой Закон гарантирует это право?
Ответ: Федеральный закон от 03.10.2018 №350-ФЗ « О внесении в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон № 350-ФЗ),
Депрессия лечится медикаментозно. Какие психотерапевтические приемы и методы можно
использовать для улучшения состояния клиентов в данной ситуации? Методы:
1)постановка диагноза (объяснение причин и содержания происходящего, относительно нормы/не
нормы);
2) восстановление привычной картины, анализ ситуации;
3) реабилитация после отмены медикаментов
Ответ: Основной инструмент психотерапевта в данном случае – интерпретация связей между
состоянием больного и его жизненными обстоятельствами, особенностей его отношений и
мотивационного фактора. Интерпретация заключается в прямых вопросах и в косвенных
Задание N 6
Владение опытом решения педагогической задачи
Описание ситуационных заданий:
1) Женщине 74 года, находится на обслуживании. Обратилась к социальному работнику с просьбой
научить ее пользоваться компьютером;
2) Семья – мама 40 лет, ребенок-инвалид колясочник 18 лет. Семья обратилась с вопросом к
социальному работнику о возможности получения ребенком высшего образования.
4
Формулировка задания: Решите представленные задачи, определите алгоритм действий
социального работника (возможно графическое представление результатов ответа в виде блоксхемы).
Ответ1: В процессе обучения пожилых людей основам компьютерной грамотности социальным
работником решаются следующие социально-психологические задачи: адаптация пожилых людей к
условиям обучения, установление позитивных отношений между обучающимися на период работы
группы; поиск социальным работником индивидуального подхода к обучающимся.
Алгоритм:
- изучить основные понятия;
- поиск в интернет-системе по необходимому запросу;
- написать текст и сохранить документ;
- создать электронную почту;
- отправка по электронной почте письма с прикреплением фотографии;
- обучение безопасности в интернет- пространстве;
- использование сервисов, создание страницы;
- настройка страницы, создание своего альбома;
- общение по скайп, в реальном времени, с использованием видео и без;
- рисование на компьютере;
- Если необходимо оригинал или заверенную копию свидетельства о результатах ЕГЭ,
- Заключение органов МСЭ об установлении инвалидности,
- Индивидуальную программу реабилитации.
- Фотографии.
Задание N 7
Описание ситуационных заданий:
Гражданин Огурцов проживает один, находится на социальном обслуживании. Возраст 78 лет.
Заболел. Посетил терапевта, который выписал следующее:
делать уколы NN 2 раза в день;
принимать лекарство DD по 1 таблетке 2 раза в день;
делать компресс на грудь из SS 1 раз в день;
закапывать глаза RR 1 раз в день.
Формулировка задания:
5
Дайте ответы на представленные вопросы:
Какие условия должны быть созданы в комнате больного?
Какой документ должен стать руководством к действиям социального работника?
Какие варианты доврачебной помощи будут оказаны Огурцову социальным работником?
Какие варианты содействия могут потребоваться от социального работника?
Как будут отражены действия социального работника в отчетной документации?
Ответ: социальный работник после анализа представленных назначений должен оказать социальномедицинские услуги на дому, о чем необходимо вести записи в отчетных до
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басов, Н.Ф. Социальная геронтология : практикум / Н.Ф. Басов ; Министерство образования и
науки Российской Федерации, Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова. -
Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - 418 с. : ил., табл., схем. - ISBN 978-5-7591-1340-9 ; То же
[Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275633
2. Ерусланова, Р.И. Технологии социального обслуживания лиц пожилого возраста и инвалидов
на дому : учебное пособие / Р.И. Ерусланова. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и Ко, 2015.
- 167 с. - («Учебные издания для бакалавров»). - ISBN 978-5-394-01898-5 ; То же [Электронный ресурс].
- URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115808
3. Коныгина, М.Н. Этические основы социальной работы : учебное пособие / М.Н. Коныгина, Е.Б.
Горлова ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СевероКавказский федеральный университет». - Ставрополь : СКФУ, 2014. - 154 с. : ил. - Библиогр.: с. 84-86. ;
То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=457393
4. Социальная работа : учебное пособие / Н.Ф. Басов, В.М. Басова, С.В. Бойцова и др. ; под ред.
Н.Ф. Басова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и Ко, 2015. - 352 с. - (Учебные издания для
бакалавров). - Библиогр.: с. 342-345. - ISBN 978-5-394-02424-5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253961
5. Холостова, Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми : учебник / Е.И. Холостова. - 7-е изд.,
перераб. и доп. - Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017. - 339 с. : табл.,
схем., граф. - (Учебные издания для бакалавров). - Библиогр.: с. 310-311. - ISBN 978-5-394-02227-2 ; То
же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452561
6. Юдина, А.И. Социально-педагогическая концепция предупреждения социального сиротства:
теоретико-методологические основания, методика и технология : монография / А.И. Юдина, Е.Л.
Кудрина ; Министерство культуры Российской Федерации, ФГБОУ ВПО «Кемеровский
6
государственный университет культуры и искусств». - Кемерово : КемГУКИ, 2013. - 315 с. : табл. - ISBN
978-5-8154-0274-4 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275615
7. Юсупов, И.М. Психология позднего периода жизни : учебное пособие / И.М. Юсупов ;
Академия наук Республики Татарстан, Институт экономики, управления и права (г. Казань). - Казань :
Познание, 2012. - 231 с. : ил.,табл., схем. - ISBN 978-5-8399-0403-3 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=258021