Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Расследование преступлений: сущность и процессуальные формы 5
1.1. Понятие расследования преступлений 5
1.2. Формы расследования преступлений по российскому законодательству 6
2. Органы, осуществляющие дознание, их функции и полномочия 8
2.1. Органы внутренних дел Российской Федерации 8
2.2. Органы Федеральной службы судебных приставов 9
2.3. Пограничные органы Федеральной службы безопасности и таможенные органы 12
2.4. Осуществление дознания Следственным комитетом Российской Федерации 15
3. Органы, осуществляющие предварительное следствие, их задачи и компетенция 17
3.1. Следственный комитет Российской Федерации как основной орган, осуществляющий
предварительное следствие 17
3.2. Органы Федеральной службы безопасности 18
3.3. Органы внутренних дел Российской Федерации 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
2
Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина является одной из
приоритетных задач каждого государства. К решению данной задачи привлечены все
государственные структуры и ведомства.
Расследование преступлений – это сложный и трудоемкий вид деятельности правоохранительных
органов по установлению истины в уголовном судопроизводстве. Условия и порядок проведения
предварительного расследования определены нормами уголовно-процессуального закона.
Неуклонное и точное выполнение всех положений закона является обязательным для лиц,
проводящих предварительное расследование. Однако уголовно-процессуальный закон содержит
нормы, которые определяют общий порядок проведения расследования.
Объектом исследования являются правоотношения в сфере расследования преступлений по
российскому законодательству.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие расследование
преступлений и органов, его осуществляющих.
Цель исследования – анализ расследования преступлений и органов, его осуществляющих.
Задачами исследования являются:
– раскрыть понятие расследования преступлений;
– рассмотреть формы расследования преступлений по российскому законодательству;
– охарактеризовать органы внутренних дел Российской Федерации;
– проанализировать органы Федеральной службы судебных приставов;
– исследовать пограничные органы Федеральной службы безопасности и таможенные органы;
– раскрыть осуществление дознания Следственным комитетом Российской Федерации;
– рассмотреть Следственный комитет Российской Федерации как основной орган,
осуществляющий предварительное следствие;
– исследовать органов Федеральной службы безопасности;
– проанализировать органы внутренних дел Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляет совокупность теоретико-методологических
способов и приемов познания общественных явлений и процессов (системный, аналитический, и
др.). В основу исследования положен диалектический метод познания общественных явлений и
процессов. В работе использовались также следующие частно-научные методы исследования:
сравнительно-правовой, структурно-правовой, формально-юридический.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов, как Е.Н. Арестова, А.С.
Есина, П.В. Фадеев, Е.В. Дёмина, А.В. Гриненко, Б.А. Тугутов и др.
Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из
введения, трех глав, заключения и списка использованных источников
3
1. Расследование преступлений: сущность и процессуальные формы
1.1. Понятие расследования преступлений
Расследование – это сложная комплексная деятельность, включающая в себя выявление,
предупреждение, пресечение, раскрытие, расследование преступлений.
Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено
это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде
уголовных дел.
Предварительное расследование, на наш взгляд, является одной из ключевых категорий в
досудебном уголовном процессе. Именно в ходе предварительного расследования собираются
доказательства, подтверждающие или опровергающие виновность лица в совершенном
преступлении, устанавливаются обстоятельства его совершения, решается вопрос о возмещении
потерпевшему причиненного преступлением ущерба. Еще одной не менее важной задачей
является защита лиц от необоснованного уголовного преследования и возмещение причиненного
ущерба каждому, кто был подвергнут таковому .
Как видим, для российского уголовного процесса предварительное расследование имеет
немаловажное значение, что, в свою очередь, указывает на необходимость представить в законе
универсальное определение данного понятия. Сегодня такое определение в УПК РФ отсутствует,
что является очевидным недостатком, который нужно восполнить .
Мы предлагаем под предварительным расследованием понимать самостоятельную стадию
досудебного уголовного процесса, в ходе которой для выявления лиц, совершивших
преступления, и их привлечения к установленной в уголовном законе ответственности
уполномоченными должностными лицами осуществляется специальная процессуальная
деятельность, направленная на доказывание при производстве по уголовному делу всех
обстоятельств, перечисленных в ст. 73 УПК РФ.
1.2. Формы расследования преступлений по российскому законодательству
Предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в
форме дознания.
Между органами дознания и предварительного следствия имеются и сходство, и различия. Общие
их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к
4
различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей
компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе
единого уголовно-процессуального законодательства; соблюдают единую процессуальную форму
в своей деятельности .
На мой взгляд, на основе вышеизложенного можно сделать вывод, что создание единого
следственного органа на сегодняшний день является целесообразным, в связи с тем, что
объединение всех органов следствия повысит эффективность работы, а так же по причине того,
что отсутствие единого руководителя приведет к разобщенности органов предварительного
расследования. Это также позволит значительно увеличить число раскрываемости преступлений,
повысить эффективность деятельности следствия в целом.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативные правовые акты
1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание
законодательства РФ. – 2001. – № 52 (ч. I). – Ст. 4921.
II. Литература
1. Аппельганц Е.В. Полномочия следователя на стадии предварительного следствия //
Концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: сборник статей
Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 160-164.
2. Арестова Е.Н., Есина А.С., Фадеев П.В. Предварительное следствие в органах внутренних
дел. Взаимодействие следователя с участниками уголовного судопроизводства: учебник и
практикум для вузов. – М.: Юрайт, 2019. – 159 с.
3. Воинкова М.Е., Быков В.М. Понятие предварительного следствия, его цель и задачи //
Студенческий вестник. – 2020. – № 2-2 (100). – С. 9-10.
4. Гирько С.И. Субъекты производства дознания в уголовно-исполнительной
системе//Уголовное судопроизводство. – 2019. – № 2. – С. 44 – 48.
5. Гриненко А.В. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для
академического бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 257 с.
6. Дёмина Е.В. Правовой статус следственного комитета российской федерации //
Юридический факт. – 2019. – № 54. – С. 26-28.
7. Дознание в органах внутренних дел: учебное пособие / Под ред. Ф.К. Зиннурова, А.С.
Есиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. – 495 с.
5
8. Каримов А.К. Дознание как форма предварительного расследования // Проблемы
совершенствования законодательства сборник научных статей студентов юридического
факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). – Махачкала, 2019. – С. 197-199.
9. Лукожев Х.М., Долгов А.М. Дознание как форма предварительного расследования. – М.:
Юрлитинформ, 2018. – 160 с.
10. Мазиева Л.А. проблемы следственного комитета российской федерации, их решение и
тенденции развития // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. – № 1 (40). – С. 567-569.
11. Маказиева З.Д. Особенности органов дознания в уголовном процессе. Теоретический
аспект//Закон и право. – 2018. – № 12. – С. 108 – 109.
12. Максимов А.А. Понятие и сущность противодействия расследованию преступлений, его
соотношение с понятием сокрытия преступления // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. –
2019. – Т. 9. – № 1-1 (11). – С. 219-227.
13. Миллер В.Ю. «Раскрытие преступления» и «расследование преступления»: соотношение
понятий в контексте современного уголовного процесса // Библиотека криминалиста. Научный
журнал. – 2018. – № 1 (36). – С. 72-79.
14. Михайлов В.А., Побегайло Э.Ф., Цопанова И.Г. О статусе органов дознания и следственных
органов//Публичное и частное право. – 2019. – № 1. – С. 75 – 83.
15. Пашкова Д.Р. Особенности правоохранительной деятельности таможенных органов
Российской Федерации // Аллея науки. – 2018. – Т. 5. – № 5 (21). – С. 247-251.
16. Правоохранительные органы России: учебник для вузов / Под ред. В.П. Божьева, Б.Я.
Гаврилова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 296 с.
17. Правоохранительные органы Российской Федерации: учебник / Отв. ред. Ю.А. Ляхов. – М.:
Норма: Инфра-М, 2018. – 416 с.
18. Правоохранительные органы: учебник / Под ред. Н.Г. Стойко, Н.П. Кирилловой, И.И.
Лодыженской. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. -518 с.
19. Предварительное следствие: учебник / Под ред. М.В. Мешкова. – 3-е изд., перераб. и доп.
– М.: Юнити-Дана: Закон и право, 2019. – 575 с.
20. Романовский Г.Б., Романовская О.В. Правоохранительные органы: учебное пособие – 3-е
изд. – М.: РИОР, 2018. – 298 с.
21. Тугутов Б.А. Федеральная служба судебных приставов как орган дознания // ГлаголЪ
правосудия. – 2019. – № 2 (20). – С. 41-43