Фрагмент для ознакомления
2
Введение
По опыту развитых стран известно, что эффективная система таможенных пошлин является
важным фактором экономического развития и необходимым условием существования сильного
государства.
Таможенные пошлины в современных условиях остаются одним из важных источников
пополнения государственной казны. При этом повышение собираемости таможенных пошлин
находится в прямой зависимости от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня
эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное
поступление таможенных пошлин в казну государства.
Таможенные пошлины как важный регулятор участия государства в системе
внешнеэкономических связей определяют место страны в международном разделении труда и
обеспечивают значительную часть доходов государства.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин на данном этапе развития российской экономики
является наиболее эффективной гарантией наполнения государственной казны и, как следствие,
стабильности всей финансовой системы государства.
Вышеизложенное можно определить как актуальность исследования темы данной курсовой
работы.
Целью курсового исследования является: характеристика таможенных пошлин, изучение видов
пошлин и определение порядка и сроков их уплаты, выяснение их роли в формировании бюджета
страны, выявление проблем в системе таможенного обложения и разработка мероприятий по
совершенствованию начисления и уплаты таможенных пошлин.
Для раскрытия темы исследования определены следующие основные задачи:
-раскрыть понятие и сущность таможенных пошлин;
-рассмотреть классификацию и виды таможенных пошлин;
-оценить современное состояние таможенных пошлин в системе экономических отношений;
- проанализировать порядок и особенности уплаты таможенных пошлин;
- выявить проблему определения величины таможенных пошлин.
Объектом исследования являются таможенные пошлины в современной системе экономических
отношений.
Предметом исследования послужили назначение и роль таможенных пошлин, действующие
нормы законодательства, регулирующие порядок начисления и особенности уплаты таможенных
пошлин.
3
1. Таможенные пошлины в системе инструментов таможенно-тарифного регулирования
1.1 Экономическая сущность таможенных пошлин
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с
перемещением товаров через таможенную границу (таможенные границы могут отличаться от
государственных, если государства состоят в экономических или таможенных союзах). Уплата
таможенной пошлины является неотъемлемым условием ввоза или вывоза товара и
обеспечивается мерами государственного принуждения.
Как экономическая категория, таможенная пошлина возникла на этапе обмена труда между
различными государствами. Регулирующая роль таможенных пошлин с ростом внешней торговли,
а также ее влияние на экономическое развитие стран только со временем возрастают. Как
введение, так и отмена таможенных пошлин, безусловно, оказывают существенное влияние не
только на интересы государства, но и на экономические интересы субъектов хозяйствования
(экспортеров и импортеров), экономическую эффективность импорта и экспорта определенных
товарные группы. Поскольку таможенные пошлины играют значительную роль в формировании
уровня затрат на экспорт и импорт товаров и услуг, это, в свою очередь, отражается на уровне цен
на экспортируемые и импортируемые товары.
Влияние таможенных пошлин на объемы экспорта и импорта также во многом зависит от степени
влияния на уровень цен на рынке. Последние, в свою очередь, оказывают значительное влияние
на платежеспособный спрос и предложение на конкретных товарных рынках.
Таможенно-тарифная политика государства является одним из основных и часто используемых в
современных условиях элементов его внешнеэкономической политики. Центральным
инструментом государственного таможенно-тарифного регулирования экономики является
таможенная пошлина, с помощью которой регулируется внешнеэкономическая деятельность и, в
частности, внешнеторговый оборот.
Существует несколько видов налогов, сборов, пошлин, установленных российским
законодательством. Каждый налог приносит в казну страны определенную долю денежного
потока. Одним из наиболее собираемых налогов является таможенный сбор, который приходится
платить за товар, ввозимый на территорию страны и вывозимый за ее пределы. Что представляет
собой таможенная пошлина и виды таможенных пошлин, рассмотрим более подробно.
Устанавливая пошлины, государство стоит на страже интересов как собственных производителей,
так и граждан. Прежде всего пошлина выполняет такие функции, как:
Сбор пошлин в пользу государства — одна из наиболее доходных статей государственной
казны.
Защитную функцию, с ее помощью гос. органы стоят на стороне российского
производителя. Существует определенный перечень товаров (конкурирующих с российскими), на
которые действуют более высокие ставки.
4
Балансировочная функция направлена на то, чтобы не было вывоза товара, который по
мировым ценам намного выше российских. Это своего рода страж интересов.
Таможенная пошлина помогает упорядочить уровень затрат на импортируемые и
экспортируемые товары, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на уровень цен на
товарных рынках, а также на уровень рентабельности отечественных производителей продукции.
В идеале уровень цен, преобладающий на конкретном товарном рынке, должен мотивировать
отечественных производителей производить более качественную продукцию, минимизировать
издержки производства, повышать технический уровень производства и т. Д. Таким образом,
государственная таможенная политика должна быть направлена на максимальное использование
такого рода решений. Поскольку от этого во многом зависит конкурентоспособность страны на
мировом рынке, а также уровень цен и насыщенность отечественных товаров на внутреннем
рынке.
Ставки таможенных пошлин следует соотносить с изменениями курса национальной валюты,
поскольку повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте снижает
стоимость (в национальной валюте) ввозимой продукции и повышает ее конкурентоспособность
на рынке. При этом снижение курса национальной валюты повышает уровень защиты
внутреннего рынка за счет стимулирования экспортных секторов национальной экономики.
1.2 Механизм установления и применения импортных и экспортных таможенных пошлин в РФ в
условиях членства в ЕАЭС
В современных условиях таможенно-тарифное регулирование во внешнеэкономической
деятельности играет несомненно важную роль в торгово-политическом взаимодействии,
поскольку применяется в целях защиты экономики, выполнения международных обязательств в
сфере торговли, поддержания стабильного положения внешнеторговой системы. Поэтому
эффективно действующая система таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической
деятельности является основным условием для целостности таможенной политики, а также для
решения задач по обеспечению экономической безопасности страны.
В рыночной экономике государство осуществляет регулирование внешнеэкономической
деятельности. Таможенно-тарифное регулирование выступает как один из рычагов воздействия
на регулирование данной деятельности в целях обеспечения экономической безопасности страны
и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных органов,
осуществляющих внешнеэкономическое регулирование деятельности, реализуется почти во всех
странах мира. Регулирование внешнеэкономической деятельности зависит от масштабов,
методов, конкретных задач и целей государства, которые определяются каждой страной
самостоятельно.
Само по себе таможенно-тарифное регулирование, это ничто иное, как важнейший метод в
вопросах, связанных с госрегулированием внешнеторговой экономической деятельности
посредством инструментов, связанных с защитой отечественных производителей, регулирующих
товарную систему по импорту и экспорту, тем самым создавая для своей страны условия
5
экономической безопасности. Все элементы таможенно-тарифного регулирования - это четко
слаженный механизм [1, с.137].
Фрагмент для ознакомления
3
1. 1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору
о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза). — URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/
2. Федеральный закон от 03.08.2018 N289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской
Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
— URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_304093/
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N146-ФЗ (ред. от
29.09.2019, с изм. от 31.10.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019). — URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/
4. Распоряжение Правительства РФ от 14.12.2005 № 2225-р «Концепция развития
таможенных органов РФ». — URL: http://www.consultant.ru/law/ doc/2225p/
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.06.2012 № 1125-р «Об утверждении плана
мероприятий («дорожной карты») «Совершенствование таможенного администрирования». —
URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc; base=LAW; n=144163
6. Приказ ФТС России № 1329 от 24 августа 2018 года «Об апробации администрирования
единого ресурса лицевых счетов плательщиков таможенных пошлин, налогов, открытых на уровне
ФТС России, с применением комплекса программных средств «Лицевые счета — ЕЛС». — URL:
https://www.alta.ru/ tamdoc/18pr1329/
7. Приказ ФТС России № 1386 от 4 сентября 2018 года «О проведении опытной эксплуатации
комплекса программных средств «Лицевые счета — ЕЛС» автоматизированной подсистемы учета
и контроля таможенных и иных пошлин на лицевых счетах участников внешнеэкономической
деятельности АПС «Лицевые счета». — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/18pr1386/
8. Письмо ФТС России от 4 сентября 2018 г. N05–12/55723 «Об информировании». — URL:
https://www.alta.ru/tamdoc/18p55723/. 9. Чуватова, И. С. Администрирование таможенных
пошлин в Российской Федерации : монография / И. С. Чуватова. М. : Изд-во Рос. таможенной
академии, 2012. — 88 с. — URL: https://ozlib.com/875140/ekonomika/administrirovanie_
tamozhennyh_platezhey_v_rossiyskoy_federatsii/.
9. Таможенная служба РФ в 2018 году : сборник // Официальный сайт ФТС России. — URL:
https://www.minfin.ru/common/upload/library/2019/04/main/06_
Federalnaya_tamozhennaya_sluzhba_v_2018_godu.pdf
6
10. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года : прил. к решению
коллегии ФТС России от 25 мая 2017 года. — URL: http://
customs.ru/storage/document/document_file/2018–03/21/Kompleksnaya_ programma.doc
11. Болдырева И.А. Влияние динамики таможенных пошлин на формирование доходной части
федерального бюджета [Электронный ресурс] // Проблемы современной экономики. – 2012. – N
4.
12. Муравьева М.А., Назарова О.Г., Силаева В.В. Обеспечение экономической безопасности
России в условиях современной геополитической нестабильности // Управление социальноэкономическими системами и правовые исследования: теория, методология и практика.
Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 340-343.
13. Ноздрачев А. Ф. Административная организация таможни: учебное пособие. - М .: MCFER,
2015. - 479 с
14. Ребрина Т.Г., Силаева В.В. Современное таможенное законодательство как отражение
экономической и политической позиции России // Конкурентоспособность в глобальном мире:
экономика, наука, технологии. 2016. № 6 (18). С. 225-229.
15. Ребрина Т.Г., Силаева В.В., Назарова О.Г., Муравьева М.А. Проблемы и перспективы
развития инновационной политики на национальном и региональном уровнях // Экономика:
вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8. С. 168-179.
16. Силаева В.В., Лямцева И.Н., Книговец Д.А. Роль таможенных органов в обеспечении
национальной безопасности Российской Федерации в условиях экономических санкций //
Экономика и предпринимательство. 2018. № 3 (92). С. 492-496
17. Трошкина Т.Н. Таможенные пошлины: учебно-практическое пособие. - Нижний Новгород:
Городец, 2014. - 128 с.