Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Социально-экономические потребности определяются соответствием уровней производительных сил и производственных отношений. Социально-экономические потребности туризма как экономической категории представляют собой отношения между субъектами туристического рынка и их поведением, выражая возможность и необходимость назначать и воспроизводить сформированный и возникающий тур определенного качества и ряда социально необходимых затрат на оплату труда для поддержания их средств к существованию, это определяет актуальность выбранной темы
Цель данной работы изучить социально-экономические потребности туристских организаций.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Изучить теоретические аспекты экономической составляющей туризма;
Проанализировать социально- экономическую природу туризма;
Изучить рынок туристических услуг и методы его совершенствования.
Объектом исследования выступает изучение экономического аспекта составляющей туризма, а предметом анализ социально-экономической природы туризма.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов),
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных экономистов, туроператов, материалы из научных журналов, интернет.
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением и списком использованной литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ТУРИЗМА
1.1 Экономический механизм функционирования туризма в современных условиях
Механизм действия субъектов туристической индустрии представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, выполнение или грамотное использование которых позволяет предпринимателю выполнять свои функции в соответствии с публичной миссией и достигать своих целей.
Ключевые элементы этого механизма включают в себя:
Источники финансирования для бизнеса;
Собственность и потенциал персонала;
Производственный цикл;
Результаты деятельности.
Методы распределения прибыли или возмещения убытков. Любой коммерческий субъект в системе туризма (индивидуальный предприниматель или организация), который намеревается заниматься предпринимательской деятельностью, прежде всего должен определить, в какой сфере он будет работать, какой тип туристических продуктов производить, какие виды услуг предоставлять.
Затем предприниматель начинает маркетинг. Чтобы определить потребность в туристических продуктах и услугах, свяжитесь с потенциальными потребителями (туристами, оптовыми и розничными продавцами). Формальным заключением переговоров может быть договор, заключенный между предпринимателем и будущим покупателем товара или услуги. Этот контракт минимизирует бизнес-риски. В противном случае предприниматель начинает туристический бизнес с устного соглашения. В современных экономических условиях надежность устного соглашения низка, а риск значительно высок. [27, с.115]
Следующим этапом предпринимательства является приобретение или аренда производственных факторов. Производственные факторы включают производство товаров, труда и информации.
Производственная деятельность является собственностью туристической организации, которая может принадлежать ей на основе владения, оперативного управления или полного экономического управления. Источники, принадлежащие туристической организации:
Взносы в денежной форме и материалы от учредителей;
Доход от продажи туристических продуктов и услуг;
Ценные бумаги и доходы от ценных бумаг;
Капитальные вложения и бюджетные субсидии различного уровня;
Бесплатные и благотворительные взносы;
Пожертвования от физических и юридических лиц;
Другие источники, не запрещенные законом. [16, с.54]
Каждая туристическая организация пытается получить необходимые ресурсы для начала и дальнейшего ведения бизнеса, используя свои собственные источники финансирования. Если собственных средств недостаточно, туристическая организация обращается к коммерческому банку или другому держателю свободных денег для получения кредита. Однако в этом случае туристическая организация должна будет вернуть кредитору сумму, полученную в кредит, помимо процентов за пользование кредитом. Денежные субсидии могут предоставляться туристической организации, особенно начинающим, государственными органами на конкурсной основе.
Ресурсы (факторы производства), приобретенные в различных условиях, позволяют туристической организации начать процесс производства продуктов и услуг. Организация потребляет ресурсы определенного типа, чтобы получить продукт в результате производственного процесса и, следовательно, поступает от его продажи.
Разница между выручкой и затратами - это прибыль туристической организации. Различают валовую (балансовую) прибыль и остаточную (чистую) прибыль. Валовая прибыль - это сумма денег, которая остается в организации после возмещения затрат на производство и реализацию продукции и услуг, но до вычета налогов. Остаточная прибыль определяется путем вычитания суммы налогов и штрафов из валовой прибыли и представляет собой конечный результат деятельности туристической организации. Общая финансовая оценка деятельности туристической организации определяется показателем «прибыльности», определяемым как соотношение между остаточной прибылью и общими производственными затратами.
1.2 Туризм как социально-экономическая система
Современная экономическая наука рассматривает туризм как системный объект исследования, который позволяет, с одной стороны, отождествлять его структуру с различными внутренними связями, а с другой - определять характер взаимодействия с внешней средой.
В соответствии с определением, разработанным Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма, туризм как социально-экономическая система представляет собой совокупность отношений, взаимоотношений и явлений, возникающих при перемещении и пребывании людей в местах, отличных от места их постоянного проживания и не связанные с их трудовой деятельностью. [22, с.98]
Система туризма, по словам швейцарского исследователя К. Каспара, основана на двух подсистемах:
Туристический объект, например, турист - потребитель туристических услуг со всем разнообразием его потребностей и причин поведения;
Туристический объект, состоящий из трех элементов: туристический регион, туристический бизнес и туристические организации.
Таким образом, туристический субъект предназначен для туриста, который ищет возможности для удовлетворения своих потребностей путем получения конкретных туристических услуг. Они предоставляются ему в определенном месте или регионе, что является целью его поездки. Существует два подхода к понятию «туристический регион». В первом случае он характеризуется как географическая территория, которая имеет определенные границы, в другом - как географическая территория, которая имеет определенную привлекательность для туристов (в этом случае привлекательность выходит на первый план, концепция которой варьируется в зависимости от конкретной группы туристов). Поэтому туристы с совершенно разными целями путешествия могут жить на одной ограниченной территории (например, в отеле). Одни больше привлекают море и пляжи, другие - исторические места и музеи, другие - активный отдых и развлечения.
Следует иметь в виду, что не все территории можно отнести к туристическому региону. Чтобы называться таковым, он должен отвечать следующим основным требованиям:
Иметь объекты туристического интереса (памятники истории и культуры, музеи, флора, фауна и т. д.);
Предоставлять услуги, необходимые для удовлетворения потребностей туристов (и обеспечивать качество, которого ожидает клиент).
Эти услуги в основном включают доставку (транспортировку) в регион и обратно, предоставление условий проживания, питания, досуга с соответствующим уровнем обслуживания. [4, с.93]
Поэтому туристический регион - это территория, которая имеет объекты туристического интереса и предлагает ряд услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Волкова О.И. Экономика бизнеса: учебник. O.I. Волкова О.Ф. Девяткина. - М .: Инфа - М, 2016 .-- 601 с.
2. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурных услугах и туризме: учебник для студентов. - М .: Издательский центр "Академия", 2015. - 288 с.
3. Барзыкин Ю.А. Актуальные вопросы государственной политики Российской Федерации в сфере туризма. Туризм: право и экономика - 2015. - № 4. - С. 3–20.
4. Драчева Е.Л. Экономика и организация туризма: учебное пособие. Е.Л. Драчева Ю.В. Забаев Д.К. Исмаев и др. - М .: Кнорус, 2015. -576 с.
5. Пилипенко Г.П. Развитие туристического сектора в России в современных условиях. Туризм: право и экономика - 205. - № 3. - С. 11-15
6. Мескон М. Основы менеджмента: учебник для вузов. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М .: Бизнес, 2017 .-- 704 с.
7. Барзыкин Ю.А. Целевые программы как инструмент развития туризма в России. Туризм: право и экономика - 2015. - № 3. - С. 9–12.
8. Косопалов А.Б. Практикум по организации и управлению туризмом и гостиничным бизнесом: учебник. пособие. - М .: Кнорус, 2015 .-- 208 с.
9. Простаков И.А. Государство и туризм. Туризм: практика, перспективные проблемы. - 2019. - № 5. - с. 42-44.
10. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика бизнеса: учебник. - М .: Инфа - М, 2016 - 528 с.
11. Скороходов А.В. Международный туризм: учебник. пособие. - М .: Инфа - М, 2015. -321 с.
12. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма: учебное пособие. - А.Д. Чудновский, Жукова, В.С. Сенин. - М .: Кнорус, 2015 .-- 448 с.
13. Чудновский, А.Д. Менеджмент в сфере туризма и гостиничного сектора: учебник. пособие. - М .: Кнорус, 2016 .-- 320 с.
14. Фонарев Г.А. Организационный менеджмент: учебник. пособие. - М .: Феникс, 2017 .-- 420 с.
15. Грузинов В., Грибов В. Формы и методы предпринимательства для организации предпринимательской деятельности. Экономика бизнеса. - М., 2016.
16. Гуляев В.Г. Организация туристической деятельности. Учебник - М .: Нелидж, 2016. с.5.
17. Жукова М.А. Менеджмент в туристском бизнесе [Электронный ресурс] // Все о туризме: [сайт]. - URL: http://tourlib.net/books_tourism/jukova13.htm
18. Новиков В. Инновации в туризме [Электронный ресурс] // Бизнес-класс: [сайт]. - URL: http://www.classs.ru/library/node/3422
19. Обзор российского рынка туристических услуг [Электронный ресурс] // Информационный портал межрегионального делового сотрудничества : [сайт]. - URL: http://www.marketcenter.ru/content/doc-2-9665.html
20. Ополченов И.И. Маркетинг в туризме. Обеспечение рыночной позиции. - М.: Феникс, 2017.
21. Свиридов Д. Общие принципы маркетингового анализа рынка туристских услуг [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга: [сайт]. - URL: http://www.marketing.spb.ru/read/article/a53.htm
22. Ситуация на рынке туристических услуг [Электронный ресурс] // Рекомендации по выбору ведущих компаний Санкт-Петербурга: [сайт]. - URL: http://www.rekomendazia.ru/putesh.htm