Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы управления коммуникационными стратегиями образовательной
организации (дошкольного учреждения, школы, колледжа, вуза) обусловлена необходимостью
поиска эффективных форм продвижения образовательной организации на конкурентный рынок
образовательных услуг. С появлением правовых документов, регулирующих предоставление
платных образовательных услуг образовательными организациями (далее – ОО),
активизировалась их предпринимательская деятельность с целью продвижения на рынок платных
образовательных услуг (далее – ОУ).
Актуальность темы заключается в том, что сфера образования в целом, и дополнительного
образования детей в частности, в современном мире все больше воспринимаются как сфера услуг
(услуг специфических, связанных с формированием личности человека, воспроизводством
интеллектуальных ресурсов, передачи ценностей культуры). В силу этого процесс модернизации
системы образования способствует тому, что учреждения дополнительного образования детей
становятся субъектами рынка образовательных услуг, а значит для учреждений дополнительного
образования для детей так же нужно разрабатывать маркетинговые стратегии.
Объект исследования – СДЦ Квант.
Предмет исследования – коммуникационная стратегия для СДЦ Квант.
Цель исследования – разработать коммуникационную стратегию для СДЦ Квант.
Задачами для достижения поставленной цели являются:
- анализ теоретических основ разработки коммуникационной стратегии;
- разработка коммуникационной стратегии на рынке образовательных услуг.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав заключения, списка литературы.
Глава 1 Теоретические основы разработки коммуникационной стратегии
1.1 Сущность проекта по разработке коммуникационной стратегии
Английская ассоциация проект-менеджеров дает определение проекта, как отдельного
предприятия, которое имеет определенные цели, содержит временные, стоимостные и
качественные ограничения результатов
3
Мазур И.И., Шапиро В.Д. и др. в научной работе определяют проект, как целенаправленное,
заранее спланированное и проработанное формирование или модификация технологических
процессов, физических объектов, необходимой для их реализации организационной и
технической документации, финансовых, материальных, трудовых и прочих ресурсов, а также
управленческих решений и мероприятий по их выполнению» [18].
Коммуникационная стратегия – широкомасштабная и долгосрочная программа достижения
сотрудничества образовательной организации (далее – ОО) с различными общественными
группами в рамках ее маркетинговой стратегии.
Заметим, что стратегические коммуникационные направления не сводятся к продвижению только
образовательных услуг, образовательных программ. Это более широкая программа действий ОО,
которая включает в себя кроме получения оперативных выгод перспективные преимущества на
отечественном и международном рынках образования и труда.
Несомненно, что решение продвижения ОУ требует оптимизации эффективного управления
коммуникационными кампаниями.
Для этой цели определяются задачи и роль основных элементов коммуникационного комплекса:
ATL, BTL, PR, личных продаж.
В самом общем виде комплекс маркетинговых коммуникаций представлен на рис. 1.
Рисунок 1 – Комплекс маркетинговых коммуникаций
Когда ведется речь о коммуникационной деятельности образовательной организации, мы
подразумеваем под этим комплекс интегрированных коммуникаций.
Это понятие включает в себя маркетинговые коммуникации: ATL, BTL, PR, разработку и создание
продуктов рекламного творчества (креатив, дизайн, копирайтинг), спонсорство, лоббирование,
краудфандинг, коммуникационные возможности Интернета, налаживание взаимодействия
университета и секторов экономики, решение задач трудоустройства и налаживание связей с
крупными корпорациями в части выполнения НИР (НИОКР) и другие формы и методы работы с
рынком. Коммуникационная деятельность образовательной организации включает всю
совокупность операций, связанных с подготовкой, сбором, перераспределением информации, а
также с установлением межличностных деловых контактов непосредственно между субъектами
рынка.
На рис. 2 представлена простая схема взаимодействия субъектов образовательного рынка и
рынка труда.
Рисунок 2 – Взаимодействие образовательной организации на рынке образовательных услуг
Потенциальные потребители нуждаются в информации о желаемом образовании, в выпускниках
и налаживании долгосрочного сотрудничества, они готовы заплатить за это деньги и потратить
усилия для партнерства. Напротив, образовательная организация имеет образовательные услуги,
имеет выпускников и необходимость в формировании широкого круга культурных и
профессиональных компетенций и готова предложить их рынку. Но для этого необходима
соответствующая коммуникация.
Заметим, что активность должна исходить не от потребителей, а от организации. Вопрос, кто кому
нужен, – выглядит риторическим. У компаний просто нет достаточного времени и сил, чтобы
изучать особенности образовательного процесса и трудоустройства выпускников, так же как и у
4
потенциальных потребителей ОУ. Оперативные коммуникационные задачи Маркетинговая
деятельность связана также с решением оперативных коммуникационных задач. Например,
анализ потребительских свойств производимых ОУ, предъявляемых к ней потребителями; анализ
качества конкурирующих ОУ, соотношений цены и качества, спроса и предложения на
аналогичные виды ОУ; исследование существующих систем продвижения ОУ на рынке
образовательных услуг.
Это также сбор и систематизация информации о рекламе продукции конкурентов, подготовка
сувенирных рекламных продуктов
Фрагмент для ознакомления
3
1. Барышев А.Ф. Маркетинг: Учебник. М.: Издательский центр «Академия», Мастерство, 2014.
208 с.
2. Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2015. 219 с.
5
3. Березина В.А. Развитие дополнительного образования в системе российского
образования: Учебно – методическое пособие. М.: АНО «Диалог культур», 2014. 52 с.
4. Березина В.А. Воспитание и дополнительное образование обучающихся в контексте
нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» // Внешкольник, 2013,
№1. С.6-10.
5. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского
образования: Учебное пособие / В.А. Березина. М.: Диалог культур, 2013. 512 с.
6. Богуславский М.В. XX век российского образования // ПЕР СЭ, 2013. 85 с.
7. Бочарова Т.И. Как повысить конкурентоспособность организации? // Управление
персоналом, 2013, №5.
8. Бурцева Т.А. Управление маркетингом: Учебное пособие. М.: Экономистъ, 2015.
9. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 2014.
10. Герасимов Б.И. Маркетинговые исследования рынка: Учебное пособие / Б.И. Герасимов,
Н.Н. Мозгов. М.: Форум, 2013.
11. Данько Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: Учебник / Т.П.
Данько, М.П. Голубев. М.: ИНФРА-М, 2013.
12. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей:
Учебное пособие для студенческих учреждений сред. проф. образования. М.: Гуманит. изд. Центр
ВЛАДОС, 2012. 352 с.
13. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере ДО / И.Н.
Иваненко - Дополнительное образование, 2015, № 9. С. 21 - 23.
14. Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник / А.Н.
Жилкина. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012.
15. Иванов И.Н. Экономический анализ деятельности предприятия: Учебник / И.Н. Иванов. М.:
НИЦ ИНФРА-М, 2013.
16. Иванова Т.В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного
образования детей. М.: Два комсомольца, 2012. С. 84-87.
17. Краснова С.Н. Дополнительное образование в становлении активной жизненной позиции
старшеклассников: Диссертация. Кандидат педагогических наук, 2004. 191 с.
18. Мазур И.И. Управление инвестиционно-строительными проектами: международный
подход [Текст]: учебное пособие для студентов / И.И. Мазур. – М. : Омега-Л , 2012. - 736 с.
19. Моосмюллер Г. Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер,
Н.Н. Ребик, 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2015.
20. Олесина Е.П. Художественное образование как основа развития культуры личности //
Педагогика искусства. 2014, №3.
21. Рогаткин Е.Б. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студенческих
учреждений сред. проф. образования / Е.Б. Евладова, Л.Г. 2014.
22. Сборник «ШАГ НАВСТРЕЧУ», СПб. По материалам Городского конкурса педагогических
достижений воспитателей детских домов и школ интернатов, 2012. 135 с.
6
23. Сергеева В.П. Инновационные направления в развитии воспитания: Методическое
пособие / В.П. Сергеева. М.: УЦ «Перспектива», 2012. 212 с.
24. Фунтов В.Н. Основы управления проектами в компании [Текст]: учебное пособие по
дисциплине, специализации, специальности "Менеджмент организации" / В.Н. Фунтов. – М. –
СПб. [и др.] : Питер , 2011. – 394 с.