Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
Государственное регулирование экономики представляет собой совокупность мер
законодательного, исполнительного, контролирующего характера, которые направлены на
достижение социальных и экономических целей, которые реализуются уполномоченными на это
органами государства в отношении экономических субъектов. Государственной поддержкой
являются меры положительного воздействия.
Актуальность темы исследования определяется тем, что денежно-кредитная политика занимает
одно из основных положений в регулировании экономики. Эффективная реализация денежнокредитной политики определяет стабильность роста экономики, снижение уровня безработицы
до ее естественного уровня, определяя устойчивый платежный баланс.
Перед экономикой нашей страны стоят также задачи формирования условий для поддержания ее
устойчивого роста, реализации прогрессивных преобразований, сокращения степени зависимости
от сырьевых рынков и интеграции в мировую экономику.
Основная роль в формировании эффективной банковской системы, в реализации оптимальной
денежно-кредитной политики принадлежит Центральному Банку страны. Он реализует
следующие цели: недопущение инфляционного всплеска и чрезмерного укрепления рубля.
Данные цели – противоречивы и инициируют поиск наиболее адекватных и эффективных
способов проведения и реализации денежно-кредитной политики. Это политика тарифов и
налогов, регулирование цен естественных монополий, значительный разрыв в ценах мирового и
4
внутреннего рынков на некоторые виды энергоресурсов, отсутствие эффективной конкуренции
для большего числа крупных отечественных товаропроизводителей. Поэтому крайне важно
согласованная работа денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политик.
Кредит - это средство экономики для удовлетворения материальных и денежных потребностей
граждан, бизнеса, общества, права и других субъектов.
На сегодня развитие кредитной деятельности связано с разными тенденциями: увеличением роли
потребительского кредита, ростом объема розничных услуг банков, созданием базовых рыночных
сегментов потребительского кредита на фоне неоднозначной ситуации на рынке финансов.
Кредитование представляет собой одно из приоритетных и важнейших структур финансовой и
экономической системы любого современного государства и социума. Помимо роли в экономике
кредитованию принадлежит важная социальная и политическая роль, поскольку оно помогает
улучшению благосостояния и уровня жизни граждан, развивает предпринимательство.
Целью данной работы является рассмотрение основных целей и инструментов кредитноденежной политики.
Задачи:
1) Характеристика государственного регулирования экономии;
2) Описание сущности кредитно-денежной политики государства;
3) Анализ примеров кредитно-денежной политики государства в РФ, США и Эквадоре.
Предмет исследования – особенности современного функционирования кредитно-денежной
политики.
Объект исследования – денежно-кредитная политика.
Методы исследования – анализ и структурирование информации.
Структура работы. Курсовая работа включает в себя две главы, введение, заключение и список
используемой литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Общая характеристика государственного регулирования экономики
Государство – это совокупность (общность) людей, которые объединены по определенным
признакам (территория, народ и власть).
5
Государство – это результат долгого исторического развития; одна из форм человеческого
общения.
Были времена, когда человечество существовало без государства. В настоящее время условия
сложились так, что государство является формой, при которой могут существовать разные нации и
народы вместе.
Если рассматривать это понятие в достаточно узком смысле, то здесь мы будем иметь в виду
стоящий над обществом аппарат управления обществом. Государство имеет структурный характер
и состоит из государственных органов, уполномоченных управлять обществом.
Государство в другом – широком – смысле представляет собой, прежде всего, уже не механизм,
аппарат чиновников, а общество, сложную систему, составляющие которой связаны отношениями
властного характера. Здесь мы уже говорим о наличии государственно-правовых институтов,
законов, армии, правоохранительных органов. Теперь перечислим признаки государство (рисунок
1).
Рисунок 1 – Признаки государства
Публичная власть. Это признак предполагает разделение общества на тех, кто управляет и на тех,
кто управляется. На рисунке 2 показаны виды государственной власти.
Рисунок 2 – Виды государственной власти
Разделение населения по территориальному принципу
В государстве живет население на определенной территории, которая может делиться по
административно-территориальному признаку на регионы, области, районы, города.
6
Налогами называются учрежденные государством обязательные платежи, взыскиваемые с
граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных
программ.
Государственные суверенитет, или верховенство государства внутри страны и независимость
внешнеполитической сферы, также выделяется часто как один из признаков государства. Это
признак не государства, а именно государственной власти.
Верховенство государственной власти предполагает:
1) Право государства представлять все общество в целом;
2) Распространять свою власть на все население;
3) Право издания законов.
Независимость государства предполагает:
1) Государство признается международным сообществом членом межгосударственных
отношений;
2) Функционирование в рамках самостоятельной внешней политики;
3) Другие государства не вправе вмешиваться во внешние дела суверенного государства.
Задачи государственного управления зависят от целей, которые стоят перед государством. На
рисунке 3 мы показали основные из них.
Рисунок 3 – Основные задачи государственного управления
Обеспечение благосостояния граждан.
7
Такая задача – приоритетная для управления в государстве, поскольку она закреплена в
Конституции нашей страны. Речь здесь идет не только об обеспечении, но и непосредственно
поддержании благосостояния, гарантировании прав и свобод, об удовлетворении интересов и
потребностей общества. Данная задача описывает управление в качестве «обеспечительного»,
«положительного», «созидающего» органа. Государство осуществляет управление разными
организациями публичного характера, которые играют в жизни общества важную социальную и
культурную роль, выполняют полезные для социума функции. Одна из наиболее важных задач
управления в государстве – это задача, нацеленная на обеспечение защиты, как самих граждан,
так и государства в общем, от разных угроз и опасностей. Чтобы реализовать эту самую задачу,
применяют разные способы. Это борьба с терроризмом, эпидемиями, беспорядками и пр.
Государственная
Фрагмент для ознакомления
3
1) Байназаров Н. Цифровой банкинг – чего мы ожидали и что полу-чили/ Rusbase. – 31 июля
2018.
2) Гамбаров Г.М., Мусаева М.У., Крупкина А.С. Индикатор рисков российского финансового
рынка // Деньги и кредит. 2017. № 6. С. 29—38.
3) Государственное регулирование национальной экономики/ под ред. Н. А. Платоновой,
В. А. Шумаева, И. В. Бушуевой. – М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2018.
4) Имамов М. М. Инновационное развитие Российской экономики и реализация
приоритетных национальных проектов России (финансовые угрозы и обеспечение
экономической безопасности) : [монография]/ М. М. Имамов. - Казань : Центр инновационных
технологий, 2016. -480 с.
5) Зайцева И.Ю. Занятость и безработица в России: анализ основных тенденций / И.Ю.
Зайцева // Иркутский национальный исследовательский технический университет, 2018 №5 (1). С.
44-46
6) Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелиос АРВ, 2002. 352 с.
7) Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов.
— М.: Проспект, 2015. — 397 с.
8) Мельников В. В. Государственное регулирование национальной экономики/ В. В.
Мельников. – М.: Омега-Л, 2017. -335 с.
9) Норт Д. Понимание процесса экономических изменений – М.: Издательский дом
Государственного университета - Высшей школы экономики, 2010.
10) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ единой государственной денежно-кредитной политики на 2020
год и период 2021 и 2022 годов// https://cbr.ru/Content/Document/File/87358/on_2020(2021-
2022).pdf
8
11) Райзберг Б. А. Государственное управление экономическими и социальными
процессами / Б. А. Райзберг. – М.: ИНФРА-М, 2019. –384с.
12) Солдаткин С. Н. Государственный и муниципальный долг: теория, методология, практика.
— М.: КноРус, 2016. — 255 с.
13) Тамбовцев В. Л. Теории государственного регулирования экономики/ В. Л. Тамбовцев;
Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Эконом. фак. –М.: ИНФРА-М, 2018. -158 с.
14) Тобин Дж. Денежная политика и экономический рост: монография. - М.: Книжный дом
Либриком, 2010. 267 с.
15) Толстоброва Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики
Российской Федерации / Н.А. Толстоброва, В.П. Постников, М.А. Каменских //Финансы и
кредит. – 2013. - N20. – с.37-42.
16) Федоров Д.А. К вопросу об экономических целях общества /Д.А.Федоров //Экономика и
социум. - 2014, № 3-3(12). - С. 492-495. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22970558
17) Френкель Д. Размышления о центральных банках, протекционизмеи глобализации. Деньги
и кредит, 2018, Т. 77, №1, с. 108-123.
18) Цифровая Россия: новая реальность: аналитический отчет. – М.:Digital McKinsey. – Июль,
2017. – 133 с
19) Цхададзе Н.В. Понятие и сущность банковских рисков /Сб. научных трудов Экономика и
менеджмент: от теории к практике.-Ростов-на-Дону, 2017 - С.21-25.
20) Allen F., Carletti E. The Roles of Banks in Financial Systems.
URL:https://pdfs.semanticscholar.org/6ba2/fe54523dcd7bf6fada05116363ecb03788af.pdf
21) Cull R., Demirgüç-Kunt A., Lin J.Y. Financial Structure and Economic Development: A
Reassessment. The World Bank Economic Review, 2013, vol. 27, iss. 3, pp. 470–475
22) Dedola L., Rivolta G., Stracca L. If the Fed sneezes, who catches acold? Journal of International
Economics, 2017, vol. 108, supplement1, pp. S23–S41.
23) EMEA Digital Banking Maturity 2018: How to become a DigitalChampion and why only few
succeed? Deloitte Development LLC,2018. – 30 p
24) Hicks J.R. Mr Keynes and «classics». A suggested interpretation. Econometrica, 1937, vol. 5, no.
2, pp. 147–159.
25) Hirsch F., Doyle M., Morse E.L. Alternatives to monetary disorder. NY, McGraw-Hill, 1977, 153 pp
26) Yildirim Z. Global financial conditions and asset markets: Evidencefrom fragile emerging
economies. Economic Modelling, 2016, vol. 57,pp. 208-220.
27) Korhonen I., Nuutilainen R. Monetary policy rules for Russia, some new results // Деньги и
кредит. 2017. № 9. С. 75—80.
9
28) Lin Y.Y., Sun X., Jiang Y. Toward a theory of optimal financial structure. Policy Research Working
Paper, 209, no. WPS5038, 32 p.
29) Ritzel C., Kohler A. Protectionism, how stupid is this? The causal effectof free trade for the
world’s poorest countries: Evidence from a quasi-experiment in Switzerland. Journal of Policy Modelling,
2017, vol. 39,no. 6, pp. 1007-1018.
30) Total trade growth rates, annual, 1950–2014 //UNCTADStat//UNCTAD: URL:
http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения: 06.06.2020)