Фрагмент для ознакомления
2
то время как врачи-мужчины максимально беспристрастны в своей оценке пациента. (31)
Таким образом, принято считать, что существуют некие «стереотипные» образы мужчин и женщины, которым приписываются стандартные схемы поведения и характеристики.
В области гендерной медицины исследования в России идут в двух направлениях:
1) исследования гендерных особенностей пациентов с точки зрения специфики заболеваемости;
2) исследования гендерных особенностей врачей и их влияния на построение взаимоотношений с пациентами.
1.3. Собственная теория
Как мы уже упоминали выше, исследований, которые бы рассматривали специфику восприятия врачами гендерных особенностей пациентов и связывали это восприятие со спецификой предлагаемого лечения, в России и за рубежом не существует.
Представленные в литературе данные позволяют лишь косвенно судить о гендерных проблемах общения врача и пациента. Очевидно, что общение врача и пациента осуществляется преимущественно на межгрупповом уровне, и при этом врач и пациент выступают одновременно как представители социальных групп врачей и пациентов и как представители гендерных групп, т.е. каждый из них выполняет (как минимум) две роли в одно и то же время. При этом, если пациент находится на приеме у врача, а врач ведет прием пациента, то роли врача и пациента являются ведущими, актуальными в данной ситуации и более значимыми, чем гендерные роли.
Тем не менее, в процессе общения врача и пациента между гендерными ролями и ролями врача или пациента может возникнуть межролевой конфликт.
Наиболее острым при этом представляется межролевой конфликт, возникающий при одновременном выполнении роли мужчины и роли пациента. Выполняя роль мужчины, человек ориентируется на такие требования к данной гендерной роли, как мужество, стойкость, запрет на выражение жалоб и т.п., причем требования к гендерной роли мужчины являются жесткими: «В нескольких исследованиях было показано, что последствия нарушения гендерных норм различаются для мальчиков и девочек (мужчин и женщин). Родители, особенно отцы, в большей степени поощряют мальчиков за соответствие гендерным стереотипам, и наказывают мальчиков строже, если они нарушают гендерные нормы поведения. Если над мальчиками поступающими «не по-мужски» подсмеиваются сверстники, ругают родители, девочкам отклонение от гендерной роли чаще может сойти с рук. Это приводит к тому, что мальчики тверже стремятся соответствовать своей гендерной роли, в том числе и в переносимости боли, чем девочки» (2). Следовательно, мужчина-пациент может предоставлять врачу информацию лишь о тех жалобах, которые причиняют ему наибольшее беспокойство, не говоря о менее выраженных симптомах, преуменьшать интенсивность симптомов, т.е. предоставлять информацию о симптомах заболевания в искаженном виде.
Кроме того, необходимость реализации гендерной роли мужчины может усугублять течение заболевания под влиянием эмоциональных факторов: «самораскры¬тие считается признаком слабости и приводит к потере уважения со стороны дру¬гих мужчин. Поэтому мужчины более одиноки, чем женщины. … Мужчины, избегающие самораскрытия, тем самым уменьшают возможность получить поддержку от других, поскольку окружающие могут и не догадываться, что такая поддержка требуется» (6, с.184).
Конфликт между ролью мужчины и ролью пациента может приводить и к тому, что мужчины во время болезни вовсе не обращаются к врачу, а продолжают выполнять профессиональную деятельность: «Работа на карьеру у мужчин предполагает демонстрацию успеха не только как профессионала, но и как здорового человека, который при необходимости может нести нагрузки продолжительного рабочего дня, работать по выходным, во время отпуска и всегда – без ухода на больничный. Данные глубоких интервью показывают, что мужчине стыдно болеть» (9, с. 113].
Однако склонность переносить болезнь на ногах характерна и для женщин: «Среди отметивших наличие проблем со здоровьем … только 21,3% мужчин и 15,8% женщин остались лечиться дома, а большинство вышли на работу … Значительная часть мужчин (78,7%) и женщин (84,2%), из тех, кто имел недомогания, справлялись с ними на рабочем месте» (9, с. 124). Однако для женщин данная склонность, вероятно, обусловлена соображениями, не связанными с гендерной ролью, такими как боязнь потерять работу и т.п.
Нередко в процессе общения с пациентами врачи подвергаются воздействию гендерных стереотипов, не осознавая этого. Так, например, «Safran показал, что пациентам-женщинам в 3 раза чаще назначались рекомендации по ограничению активности, чем мужчинам, даже когда тяжесть клинической картины у мужчин и женщин не отличались» (4), «женщины в два раза чаще получают рекомендации от специалиста принимать какие-либо лекарства» (31).
Таким образом, гендерные стереотипы оказывают большое влияние на отношение к здоровью, прежде всего, мужчин. В практике профессиональной деятельности врачу необходимо учитывать, что конфликт между ролями мужчины и пациента приводит к тому, что информация о симптомах заболевания, предоставляемая мужчинами, может быть неполной или искаженной, что мужчины могут не выполнять назначенные рекомендации и т.п., а также что сам врач не застрахован от влияния гендерных стереотипов. Поэтому в общении с пациентами-мужчинами врач должен акцентировать внимание пациента на необходимости полного и неискаженного отчета о симптомах заболевания, строгого выполнения рекомендаций врача и возможных последствий невыполнения этих рекомендаций и т.п.
Для того, чтобы использовать в практике гендерный подход, социальным и медицинским работникам необходимо фиксировать те мысли и чувства, которые возникают при контактах с пациентами разного пола. Рефлексивное наблюдение играет важную роль при осуществлении деятельности по социальному и медицинскому обслуживанию, поэтому как в процессе, так и после общения с клиентами, специалистам необходимо самостоятельно ответить на вопросы (1):
1) «Есть ли какие-либо предубеждения относительно прогноза взаимодействия с пациентом – женщиной, мужчиной?
2) Отличается ли отношение к пациенту-женщине от отношения к пациенту-мужчине и почему?
3) Чем объясняется разница в их поведении, восприятии болезни и лечения?
4) Принимаются ли аргументы не в пользу женщин, подтверждающие их неполноценность?»
В целом, гендерный подход при оказании медицинского и социально-медицинского обслуживания может быть реализован как при взаимодействии с клиентами, так и во внутреннем контексте медицинских учреждений и системе здравоохранения. Социальный работник может вносить существенный вклад в продвижение гендерных принципов в практическую деятельность, используя знания о социальном давлении на мужчин и женщин относительно их ролей, а также применяя антидискриминационный подход. Усиление внимания к гендерным проблемам при взаимодействии медицинского работника с пациентом представляется более легкой задачей, чем перестройка гендерного разделения труда в системе здравоохранения. Профессия медицинской сестры во всем мире связывается с женской занятостью, в то время как врача-хирурга – с образом мужчины. Кроме того, как было показано выше, наряду с вертикальной сегрегацией по полу в системе здравоохранения существует и гендерное разделение областей медицины, часть из которых по существу являются «женскими», а часть – «мужскими» областями. Здесь необходимы изменения на уровне социальных структур, а также существенные политические изменения.
Таким образом, можно отметить, что в вопросах выделения специфики отношения врачей к гендеру пациентов до сих пор нет исследовательской базы, которая бы позволила делать некие авторитетные выводы.
1.4. Выводы
Вопросы восприятия врачом, также имеющим гендер, пациента/пациентки – крайне важны в социальном срезе, так как выявляют гендерные роли и врача и его пациентов, выявляют их взаимодействие и возможные конфликты между ними, а также принципиально отражаются на возможном ходе лечения.
В российской социологической науке гендерный подход в данный период находится на зачаточном уровне, поэтому говорить о серьезных качественных исследованиях в выбранной нами теме не приходится. В большинстве исследований российских социологов гендерные вопросы рассматриваются с позиций западных исследований как основополагающих и наиболее авторитетных
В гендерном плане можно говорить об изучении представлений, стереотипов, установок, связанных с половой дифференциацией, стратификацией и иерархизацией, при этом особое внимание необходимо уделять вопросам выделения наиболее эффективных тактик и стратегий в
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Баллаева Е. А. Институционализация гендерного подхода к сфере здравоохранения // Экономика и социальная политика: гендерное измерение. - М.: Academia, 2002. - С. 141–159.
2) Баллаева Е. А. Репродуктивные и сексуальные права женщин как проблема гендерных исследований // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. - М.: Academia, 2001. - С. 432–453.
3) Берн, Ш. Гендерная психология. /Берн Ш. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. – 5-12 с.
4) Браун Дж., Русинова Н. Л. Социальные неравенства и здоровье // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. № 1 (5). С. 103–114.
5) Браун Дж.В., Русинова Н.Л., Панова Л.В. Гендерные неравенства в здоровье // Социологические исследования. – 2007. - №6. - С. 114-122.
6) Вещева Н.С. Гендерные стереотипы и гендерные представления // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 3. - С. 151-155.
7) Вещева Н.С. Гендерные стереотипы и гендерные представления // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2010. - № 3. - С. 151-155.
8) Виткин Дж. Женщина и стресс. СПб.: Питер-Пресс, 1995.
9) Виткин Дж. Мужчина и стресс. СПб.: Питер-Пресс, 1996.
10) Гендерная оценка учреждений здравоохранения: роль менеджера // Н. С. Григорьева, Т. В. Чубарова. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие. М.: Альфа-Принт, 2001. С. 51
11) Гендерная специфика суицидального поведения // Словарь гендерных терминов /Под ред. А. А. Денисовой. М.: Информация – XXI век, 2002.
12) Григорьева Н. С. Гендерные измерения здравоохранения // Теория и методология гендерных исследований: Курс лекций. М.: МЦГИ, 2001. С. 252–258.
13) Григорьева Н. С., Чубарова Т. В. Гендерный подход в здравоохранении: Учеб. пособие. М.: Альфа-Принт, 2001.
14) Гуманистический подход к охране здоровья / Отв. ред. Н. Берковитц; Пер. с англ. под ред. К. В. Григорьева. М.: Аспект-Пресс, 1998.
15) Давыдов А. А. Самоубийства, пол и золотое сечение // Социс. 1991. № 5.
16) Дорошенко М.В., Писаревская М.А. Здоровье: гендерный аспект // Экологическое благополучие и здоровый образ жизни человека в 21 веке: политико-правовые, социально-экономические и психолого-гуманитарные аспекты материалы международной научно-практической конференции. Новороссийский институт (филиал) АНО ВО МГЭУ. - 2018. - Вып. 3. - С. 48-51.
17) Дубовый Л. М., Константинова Т. В. Связть коммуникативного взаимодействия в диаде "врач-больной" с социально-психологическими качествами личности врача // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. - 2007. - № 11. - С. 78-85.
18) Дуброва, В.П. Развитие коммуникативной компетентности врача в контексте социопсихосоматического подхода к пациенту / В.П. Дуброва // Актуальные вопросы теоретической и практической медицины: тез. докладов 55-й науч. сессии ВГМУ. — Витебск, 2000.
19) Здравомыслова Е., Пасынкова В., Ткач О. Практики и идентичности: гендерное устройство. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2010.
20) Здравомыслова Е., Роткирх А., Темкина А. Новый быт в современной России: гендерные исследования повседневности. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
21) Здравомыслова Е., Темкина А. Здоровье и доверие: гендерный подход к репродуктивной медицине. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009.
22) Зиневич О.В. Академизация российских гендерных исслдедований: от гендерного подхода к гендерному анализу // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы материалы Международной научной конференции. - 2007. - С. 103-108.
23) Зиневич О.В. Академизация российских гендерных исслдедований: от гендерного подхода к гендерному анализу // Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы материалы Международной научной конференции. - 2007. - С. 103-108.
24) Кайбышев В.Г. Социально-гигиенические факторы формирования здоровья врачей//Медицина труда и промышленная экология. - 2005. - №7. - С. 30-34.
25) Калабихина И. Е. Гендерные различия в смертности населения // Народонаселение. - 2019. - № 2.
26) Каюмова М.М., Гафаров В.В., Гакова Е.И., Акимова Е.В. Отношение к профилактике и лечению серредечно-сосудистых заболеваний в открытой популяции: гендерные различия // Международный журнал сердца и сосудистых заболеваний. - 2017. - Т. 5. - № 13. - С. 3-9.
27) Клецин, А.А. Гендерные тетради. Выпуск второй; СПб филиал Института социологии РАН. /Клецин А.А./ – СПб., 2009. – 4-7 с.
28) Ковалева М.Д., Барковская А.Ю. Гендерная проблематика в социологии медицины // Социология медицины. 2012. № 2 (21). С. 17-18.
29) Ковалева М.Д., Шляпникова М.Н. Гендерные исследования и медицина // Социология медицины. - 2003. - № 1 (2). - С. 51.
30) Константинова Т. В. Коммуникативное взаимодействие в диаде "врач-больной" // Вестник Самарского государственного университета. - 2006. - № 7. - С. 123 - 127.
31) Коруняк Д. И., Стазаева И. В. Специфика построения взаимоотношений с пациентами у врачей в зависимости от гендерного фактора и профиля медицинской деятельности // Вестник Поволжского института управления. - 2009. - № 5. - С. 152 - 156
32) Корхова И. В. Гендерные аспекты здоровья // Народонаселение. 2000. № 2.
33) Котлова, Т.Б., Рябова, Т.Б. Библиографический обзор исследований по проблемам гендерных стереотипов // Женщина в российском обществе. - 2013. - 14-21 с.
34) Красовский Б.П. Взаимоотношения врача и пациента на западе. - 2002. - № 8. - С. 89-94.
35) Малаев Х.М., Коновалов Б.П., ФИЛАТОВА Е.В. Гендерные различия отношения к здоровью и медицинской активности пациентов с дорсопатиями // naukamolod.rzgmu.ru
36) Микляева, А.В., Румянцева, П.В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования: Монография. - //Микляева А.В./ СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 46 c.
37) Полянский, А.И. К вопросу об истории гендера / Полянский А.И / - М.: Институт психологии РАН, 2012. – 11 c.
38) Прохорович Е.А., Ткачева О.Н., Адаменко А.Н. Гендерные аспекты артериальной гипертонии // Справочник поликлинического врача. - 2007. - № 3. - С. 27-30.
39) Рябова, Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема гендерных исследований / Т.Б. Рябова // Личность. Культура. Общество. – 2015. - Вып. 1-2. – 8-13 с.
40) Силласте, Г.Г. Гендерная социология как частная социологическая теория /Силласте Г.Г.// СоцИс: Социологические исследования – 2010. - № 7. – С. 35 – 38.
41) Соложенкин, В.В. Психологические основы врачебной деятельности / В.В. Соложенкин. — М.: Академ. проект, 2003. — 304 с.
42) Судьин С.А. Гендерный аспект социологии медицины и здоровья // Женщина в российском обществе. - 2012. - № 4 (65). - С. 24-31.
43) Темкина А. Сексуальная жизнь женщины: между свободой и подчинением. СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2008.
44) Эрцлиш К. Болезнь и здоровье как объекты социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Т. 2. Спецвыпуск. С. 191–198.
45) Ясько, Б.А. Психологические аспекты профессионального становления и развития личности врача / Б.А. Ясько // 2-я Международная научнопрактическая конференция “Проблемы регионального управления, экономики, нрава и инновационных процессов в образовании”: тез. докладов. — Таганрог, 2001.
46) Ainsworth-Vaughn N. Topic Transition in Physician-patient Interviews: Power, Gender and Discourse Change // Language in Society. 1992 V. 21 § 3 P. 409-425.
47) Fisher S., Groce S.B. Accounting Practices in Medical Interviews // Language in Society. 1990 V. 19 § 2 P. 225-250.
48) Giddens A. The Transformation of intimacy. Sexuality, Love and Erotism in Modern Socities. Stanford: Stanford University Press, 2003.
49) Haberland H., Mey J.L. Wording and Warding: The Pragmatics of Therapeutical Conversation // J. of Pragmatics. 1981 V. 5 § 2/3. P. 103-111.
50) Наr D., Boer F.de. Formulations in First Encounters // J. of Pragmatics. 1996 V. 25 § 1P. 83-99.
51) Hart N., Fox A.J. Sex, gender and survival: inequalities of life chances between European men and women. Health Inequalities in European Countries. Gower: Aldershot, 1999.
52) Illouz E. Consuming the Romantic Utopia: Love and the Cultural Contradictions of Capitalism. Berkeley: University of California Press, 2014.
53) Lacoste M. The Old Woman and the Doctor: A Contribution to the Analysis of Unequal Linguistic Exchanges // J. of Pragmatics. 1981 V. 5 § 2/3. P. 169-180.
54) Lahelma E., Arber S. The myth of Gender differences in Health: Social Structural Determinants across Adult Ages in Britain and Finland // Current Sociology. – 2001. - №2. - Р.120.
55) Nijhof G. Naming as Naturalisation in the Medical Encounter//J. of Pragmatics. 1998 V. 30 § 6 P. 735-753.
56) Wamala S., Agren G. Gender inequality and public health. Getting down to real issues // European Journal of Public Health. – 2002. - №2. - Р. 11.