Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сложные условия, в которых оказалась экономика нашей страны, обусловили разработку новых
эффективных инструментов конкурентной борьбы, которые бы могли помочь на практике реализовать предпринимательские инициативы наиболее эффективно. В этом плане изучение франзайзинговых схем взаимодействия основных участников предпринимательской деятельности
представляется важной практической задачей. Хотя в Европе и США данная схема предпринимательства широко развита и применяется, В РФ подобная схема развития бизнеса пока набирает
бороты.
В этой связи тема работы «Анализ франчайзинга и создание модели франшизы в индустрии профессионального спорта в России» представляется важной практической задачей. Для достижения
поставленной цели автором выделены следующие ключевые задачи:
- рассмотрение теоретических особенностей данной формы предпринимательства;
- выделение основных тенденций и перспектив развития франчайзинга в РФ;
- рассмотрение проблем и путей дальнейшего развития франчайзинга на современном этапе развития экономики;
- анализ успешных франчайзинговых моделей спортивной индустрии;
- разработка собственной франчайзинговой бизнес-модели предприятия спорта и эффективных инструментов по внедрению на практике
При написании работы были использованы новейшие статьи и журналы по франчайзингу, оценке
бизнесу, менеджменту, включая анализ действующей нормативно-правовой базы, многочисленные монографии ученых по актуальным вопросам бизнеса, экономики, управления.
1. Теоретические основы франчайзинга: сущность и содержание
1.1 Франчайзинг: сущность и содержание
Успешность развития бизнеса с помощью стратегии франчайзинга признана во всем мире. Производственные компании, работающие на потребительском рынке, а также в сферах общественного
питания, предоставления услуг, транспорта по достоинству высоко оценивают франчайзинг в качестве прогрессивного инструмента привлечения инвестиций. В настоящее время франчайзинг
широко распространен во всем мире и занимает прочные позиции в коммерческих отношениях, в
корне изменив темпы развития сотен и тысяч фирм сначала в США, а затем и более чем в 100
странах мира. Франчайзинг - это метод развития бизнеса в сфере продажи товаров и услуг, при
котором одна сторона (франчайзер) передаст другой стороне (франчайзи) право ведения бизнеса
под своим товарным знаком, используя разработанную бизнес-модель за определенную плату.
К сегодняшнему моменту в отечественной и зарубежной литературе все чаще появляются различные сообщения о данной системе взаимовыгодных отношений малого и крупного бизнеса. Интерес к данной бизнес-концепции, с нашей точки зрения, отнюдь не случаен. Несмотря на то, что
3
франчайзинг как таковой, в РФ по-прежнему выражен недостаточно сильно (в отличие от стран
Запада), можно повсеместно наблюдать тенденцию к использованию его ключевых элементов в
различных сферах деятельности. При этом с чисто обывательской точки зрения многие путают
особенности организации франчайзинга с бизнесом на принципах представительства. И это при
этом, что и первая, и вторая формы имеет свои очевидные различия (табл.1). Справедливости ради отметим, что по некоторым моментам они объективно схожи. Так, в частности, для владельца
самой компании и то, и другое выступает способом расширения рынка сбыта. С другой же, для
конечного потребителя и представительство, и предприятие франчайзи служит неким продолжением головной компании, включая соответствующие принципы, стандарты, технологии. То есть
принципиального отличия, как такого, здесь непросто увидеть. Разница, в данном случае, заключается лишь во внутренних взаимоотношениях владельцев мелкого и крупного бизнеса.
Таблица 1
Сравнительный анализ франчайзинговой системы и представительства
Критерий Представительство Франчайзинговая система
Ведущий элемент Центральный офис Держатель лицензии (франчайзер)
Подчиненный элемент Представительство Франчайзи(оператор, пользователь лицензии)
Юридическая независимость сторон Отсутствует Присутствует
Право ведущего элемента на регулирование и контроль Контроль со стороны головной компании является естественным Прописывается детально в условиях к контракту
Использование единой торговой марки Ее использование естественно для подразделения
головного офиса Прописывается в контракте
Обучение всем аспектам бизнеса Неактуально, т.к. представительство самостоятельным подразделением не является Прописывается в контракте
Стандарты качества Подразумевается Специально прописывается в контракте
Инвестиции при формировании новой компании Со стороны ведущего элемента Со стороны подчиненного элемента
Единовременные выплаты и прочие формы компенсации Данного вопроса не возникает
Специально прописывается в контракте
Говоря о сложившейся российской бизнес-практике, важно отметить следующее. На сегодняшний
момент в предпринимательской деятельности крайне непросто разграничить две эти, рассмотренные выше формы бизнеса. С одной стороны, сама компания, заключающая контракт на право
пользования торговой маркой, включая принципы инвестирования, текущие платежи и пр. - все
это непосредственно отражает практическую сущность франчайзинга.
С другой точки зрения, возможность давать четкие указания, осуществлять жесткий контроль по
ведению бизнеса, ограничение хозяйственной независимости – все это позволяет рассматривать
то (иную) как некое представительство. На сегодняшнем этапе в развитии франчайзинга, как бизнес-модели предпринимательства, реализована так называемая новая форма - комбинированная
модель делового взаимодействия, которая органичным образом сочетает в себе элементы пред-
4
принимательства, и франчайзинга. С нашей точки зрения, подобная форму сотрудничества – некий промежуточный вариант на дальнейшем пути развития российского бизнеса.
1.2 Анализ тенденций и перспектив развития франчайзинга в России
В течение последних лет франчайзинг доказал, что даже в период экономического спада, - это
жизнеспособный метод реализации товаров и услуг, который может оказать весьма позитивное
влияние на экономическое развитие. Результаты подтверждаются статистическими данными:
франчайзинговую схему ведения бизнеса используют более 500 тыс. предприятий США в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багдасарян А. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые
проблемы заключения договора. - М- «Статут» - 2009 -224с.
5
2. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 № 14-ФЗ (с
изменениями от 06 декабря 2007).
3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая от 26 января 1996 N 14-ФЗ (с изменениями от 27 декабря 2009).
4. Минеева И. Успех и неуспех франшизы - составляющие очевидны. Справочно-правовая
база Консультант Плюс (по состоянию на 1 февраля 2010 г.).
5. Рыкова И.В. Современное состояние франчайзинга в России: экономический и правовой
аспект. Школа профессионального Франчайзинга, г. Москва, http://www.fpsr.ru/
6. Рыкова И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей // Маркетинг в
России и за рубежом. 2017 . № 1.
7. Скотт А. Шейн. От мороженого к Интернету. Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании. Днепропетровск: Батане бизнес букс, 2018.
8. Шехирев А.В. Проблемы франчайзинга в Российской Федерации // Вопросы новой экономики, 2010. № 3. С. 51-53