Фрагмент для ознакомления
2
Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей, но не достигшими возраста 14 лет. Попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Ребенок, находящийся под опекой или попечительством, имеет право на общение с биологическими родителями в том случае, если они не лишены родительских прав, а также с другими родственниками.
Приемной семьей, в соответствии с Семейным кодексом РФ главой 21 статьей 152, признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (Семейный кодекс РФ глава 21 статья 152).
Приемная семья представляет собой вид возмездной опеки, и приемные родители по отношению к приемному ребенку обладают правами и обязанностями опекуна, ребенок сохраняет все льготы и пособия, предполагаемые при безвозмездной опеке.
По данным Росстата в России, устройство детей в приемные семьи за 2019 год составляло 20 707.
Патронатное воспитание - форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на установленный договором о патронатном воспитании срок, а патронаж - форма помощи совершеннолетнему дееспособному гражданину, который по состоянию здоровья не способен самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять свои обязанности. Патронат, в первую очередь, является формой социальной помощи.
Патронатное воспитание предполагает обязательное наличие профессиональных служб, обеспечивающих, с одной стороны, работу с ребенком и принимающей семьей, и, с другой стороны, работу с кровной семьей. Несмотря на рассмотренные преимущества, распространенность патроната остается крайне низкой. По статистике Росстата России в 2019 году передано на патронатное воспитание 286 детей.
Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:
1.Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.
2.Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности.
3.Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.
Согласно официальным статистическим данным в Российской Федерации за 2019 год насчитывается около 58 168 детей, оставшихся без попечения родителей, 409 897 детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях, 87 060 число приемных семей, 102 092 число семей усыновителей, 52 706 число под опекой (попечительство).
Семью для каждого ребенка необходимо подбирать с учетом всей информации, для того чтобы, по возможности, учесть все моменты и тем самым создать все предпосылки для успешной адаптации, социализации ребенка в условиях замещающей семьи.
1.3.Формы и методы профессионального общения
Основными формами и методами профессионального общения с приемными семьями являются: беседа, тренинговые занятия, раздаточный материал (памятки, буклеты, брошюры), различные мероприятия, дни открытых дверей, образовательные курсы как для работников, так и для родителей, встречи с психологом (как для родителей, так и для ребенка), круглый стол для замещающих родителей по теме: «Общаться с приёмным ребёнком. А как?» и на другие темы.
Рассмотрим более подробно мероприятия по социальной работе с приемными семьями. Для этого проанализируем одну из главных проблем приемных семей - возврат приемных детей из замещающих семей.
Практика показывает, существуют две особые категории возвратов:
- возвраты в течение нескольких дней или недель после принятия ребенка (для удобства назовем их «преждевременные возвраты»);
- возвраты по истечении полугода-года, вплоть до нескольких лет после принятия ребенка (назовем их «сознательные возвраты»). У этих двух групп возвратов разные причины и разные способы профилактики.
Считаю, что в большинстве случаев причины преждевременных возвратов лежат за пределами личных качеств или предварительной подготовки самих приемных родителей. Преждевременные возвраты – это исключительно показатель неадекватности существующих в России процедур знакомства и выбора детей, особенно младшего возраста, когда брать ребенка на гостевой режим невозможно.
Для решения проблемы преждевременных возвратов предлагаю внести некоторые уточнения в алгоритм образования приемной семьи.
Мы предлагаем в алгоритм образования приемной семьи ввести дополнительный этап - подготовительный этап. На данном этапе предлагаем:
- силами учреждений содержащих воспитанников, провести видео анкетирование всех воспитанников соответствующих учреждений независимо от возраста и диагноза. Создать единую электронную базу на сайте УСЗН МГО, с онлайн доступом для потенциальных приемных родителей (регистрация с предоставлением данных), а также закрепления ответственных лиц за полноту и достоверность видео анкет воспитанников;
- организация комнаты гостиничного типа;
- на этапе проводить: «Дни открытых дверей» по честным правилам то есть (а) без предварительного отбора детей «на показ»; (б) не реже раза в квартал и (в) для всех желающих жителей района или города, не только слушателей школ приемных родителей или обладателей заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем.
После подготовительного этапа, идет первый этап, где приемный родитель выразивший желание стать опекуном предоставляет заявление в орган опеки и попечительства. Далее после 7 дней, производиться обследование жилищных условий гражданина, где требуется оценить психолого-педагогические качества потенциального приемного родителя, проводить беседы с кровными детьми (при наличии) приемного родителя, как они относятся к тому, что придет новый член (приемный ребенок) в семью.
В течение 15 дней, предложить приемному родителю устройство в комнату гостиничного типа, чтобы кандидаты могли получить опыт ежедневного проживания и ухода за конкретным ребенком, еще раз оценили свой выбор. Знакомство с ребенком только в условиях группы, с возможностью наблюдения в группе и сравнения с другими детьми, с правом «переключиться» на другого ребенка без объяснения причин или избыточных формальностей.
Далее на втором этапе, подготавливается акт о назначении опекуна, где гражданину по результатам рассмотрения документов, дается направление на посещение ребенка (10 дней), после этого проводиться опрос (беседа) с самим ребенком, на готовность его к приемной семье.
Способы профилактики возвратов:
• Изменение процедуры независимого медосвидетельствования воспитанников детдомов таким образом, чтобы приемный родитель мог запросить освидетельствование ребенка (а) в любом медучреждении по выбору приемного родителя (причем этих медучреждений может быть и несколько – допустим, до трех, - если состояние ребенка требует оценки узких специалистов), (б) у
специалистов (допустим, общим количеством до пяти) по выбору приемного родителя и (в) в присутствии приемного родителя.
• Сопровождение и помощь с оформлением документов с первого дня после появления ребенка в семье (по аналогии с сопровождением новорожденного и молодой матери), т.е. 1 раз в неделю в течение месяца в обязательном порядке приходит специалист - психолог.
• обучение и постоянное повышение квалификации сотрудников ООП, операторов БД и организаций для детей-сирот по новым процедурам знакомства и выбора ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 28.03.2017)
4. Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ «Закон об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. №12 от 03.12.2011, с изм. и доп.).
Список литературы
5. Абдуллина Е.А. Международно-правовые основы регулирования усыновления // Конституционные основы гражданского судопроизводства: история, современное состояние и пути совершенствования: сборник статей по материалам III Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов (Саратов, 11-12 мая 2012 года). Саратов: Изд-во ФГБОУ ВПО «Сарат. гос. юр. акад.», 2012. С. 68-70.
6. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот // Соц. педагогика. - 2013. - № 1.- С. 123-128.
7. Байер Е. Приемная семья для детей-сирот – приоритетная задача государственной поддержки детства / Е. Байер // Народное образование. – 2014. – № 2. – С. 85-89.
8. Батурина Н.И. Совершенствование семейного законодательства по вопросам правового регулирования усыновления (удочерения) на современном этапе развития российского общества // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 2 (33). С. 24-28.
9. Белкина А. Приемная семья: опыт, развитие, перспективы // Соц. работа. – 2012. - № 1. - С. 24-25.
10. Беседкина Н.И. Правовое регулирование порядка усыновления ребенка// Новый юридический журнал. 2013. № 1. С. 121-128.
11. Бессонов В.А. Патронатное воспитание как форма семейного устройства детей // Экономика. Право. Образование: региональный аспект: сборник научных статей. Нижний Новгород: О. В. Гладкова, 2014, Вып. 3. С. 152-156
12. Вознюк Н. Подготовка кандидатов в приемные родители / Н. Вознюк // Социальная педагогика. – 2012. – № 2.
13. Галиев Ф.М. Условия усыновления (удочерения) по законодательству Российской Федерации // В сборнике: Проблемы российского законодательства и международного права Сборник статей Международной научно-практической конференции. г. Уфа, Республика Башкортостан, 2014. С. 9-12.
14. Дементьева И. Ф. Организация работы с приемной семьей: метод. рек. / Т. Ф. Дементьева. - Екатеринбург, 2012. - 42 с.
15. Евсеева Л.А. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей [Текст] / Л.А. Евсеева // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы IV Междунар. науч-практ. конф. (Чебоксары, 29 мая 2015 г.)/ редкол.: О.Н. Широков [и др.]. — Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — С. 457—459.
16. Ефимова И.В. Социальная работа в области профилактики и преодоления семейного неблагополучия / И.В. Ефимова // Социальная педагогика. – 2012. – № 1.
17. Житенева С. Развитие новых форм устройства детей на воспитание в семью // Беспризорник. - 2014. - № 2. - С. 65-67.
18. Захарова Ж. Воспитание детей в замещающих семьях // Соц. работа. – 2012. - № 1. - С. 35-39.
19. Захарова Ж. Подготовка замещающих родителей к новой роли // Соц. педагогика. - 2013. - № 2. - С. 35-38.
20. Захарова Ж.А. Помощь и поддержка замещающих семей / Ж.А. Захарова // Детский дом. – 2013. – № 1.
21. Иванова Н.П. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностик / Н.П. Иванова, И.А. Бобылева, О.В. Заводилкина // Социальная педагогика. – 2012. – № 3.
22. Иванова М.В. Социально-педагогическая реабилитация детей-сирот в условиях приемной семьи: дис. канд. пед. наук. – СПб., 2015. – 176 с.
23. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях [Текст] / Н.А. Киселева // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные и психолого-педагогические науки. — 2014. — № 4. - С. 134-138.
24. Кифер Б. Как рассказать правду усыновленному или приемному ребенку. Как помочь ребенку осознать свое прошлое / Б. Кифер, Дж. Скулер.– Киев, 2014. – 270 с.
25. Клемантович И.П. Социализация подрастающего поколения: история, теория и практика // Воспитание школьников, 2014. - №4. - С. 19-25.
26. Косова О.Ю. Патронат: состояние и перспективы развития // Законы России: опыт, анализ, практика, № 6, июнь 2010.
27. Лактионова Г. М. Обучающие программы для приемных родителей, опекунов и родителей, имеющих проблемы в воспитании детей // СОТИС – соц. технологии, исслед. - 2014. - № 6. - С. 50-51.
28. Машер Н. Школа приемных родителей, виртуальная и реальная : опыт школы приемных родителей // Семья и шк. – 2003. - № 3. - С. 2-4.
29. Меркулова Н.А. Психологические проблемы воспитания детей- сирот в приемных семьях / Н.А. Меркулова // Концепт. Научно- методический электронный журнал. — 2015.— № 51. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://e-koncept.ru/2015/75001.htm (дата обращения 03.06.2020).
30. Петрова Н. П. Правовой статус приемной семьи // Юрид. мир. - 2013. - № 9. - С. 42-45.
31. Разоренова Е. Л. Альтернативные формы семейного воспитания детей- сирот // Семья в России. - 2015. - № 1. - С. 89-96.
32. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений / Н.Ю. Синягина. – М.: Владос. 2014. – 96 с.
33. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова.– Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 154 с. – (Психологический практикум).
34. Социально-педагогические технологии семейного устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: учеб.- метод. пособие / Под ред. Г.И. Климантовой. – М.: Изд-во РГСУ, 2015. – 192 с.
35. Тасеев В. Б. Организация профилактики социального сиротства и безнадзорности детей через развитие института приемных семей в Самарской области // Соц. работа. – 2013. - № 2. - С. 45-46.
36. Фурманов И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Н.В. Фурманова. – Минск: Тесей, 2013.– 224 с.
37. Чанилова Н.Г. Программа работы с замещающей семьей: методические рекомендации / Н.Г. Чанилова и др.; под ред. И.М. Ильковской. – Саратов: ИЦ «Наука», 2012. – 52 с.
38. Щелина Т.Т. Психологическое обеспечение развития личности детей- сирот в учреждениях интернатного типа / Т.Т. Щелина, А.Л. Нелидов, И.С. Беганцова. – Арзамас: АГПИ, 2012. – 303 с.
Электронный ресурс
1. Официальный сайт Правительства Челябинской области http://pravmin74.ru/ (дата обращения 03.06.2020)
Электронный ресурс URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Семья (дата обращения 03.06.2020).