Фрагмент для ознакомления
2
Эти симптомы должны насторожить, если нет проблем со здоровьем. Очень часто такие явления могут быть связаны с эмоциональной сферой детей, а именно с боязнью критики учителя, непринятием одноклассниками, страхом перед неудачей и прочее. Родителям важно вовремя заметить изменившееся поведение ребенка и выяснить его причину. Иначе такое отношение к школьной жизни может закрепиться и породить более глубокие переживания и эмоциональные проблемы. В такой ситуации поможет дружески настойчивая заинтересованность родителей в проблемах их ребенка. Нужно постараться выяснить в ненавязчивой форме источник переживаний и предложить вместе найти выход из сложившейся ситуации.
Таким образом, младший школьный возраст является важнейшим этапом детства. В младшем школьном возрасте наступает завершающий период развития самосознания. Самооценка, как его элемент, зависит от многочисленных факторов и под их влиянием претерпевает значительные изменения. Успеваемость и стиль общения учителя и родителей – это два самых важных момента в ее формировании на данном этапе. Высокая самооценка наблюдается у детей, чьи родители относятся с заинтересованностью к их делам и успехам. У отличников и большинства хорошистов она завышена или является адекватной.
Систематические неудачи в учебе травмируют ребенка, снижают самооценку, подрывают уверенность в себе и своих возможностях, вызывают сначала разочарование, а затем и апатию, равнодушие к учебе. Для таких детей часто характерна компенсаторная мотивация, когда они пытаются утвердиться в другой области – спорте, музыке. Однако к 11-12 годам такая сильная зависимость исчезает. Самооценка приобретает стабильный характер и складывается новое представление о себе.
1.2. Особенности занятий по физической культуре в школе
Суть учебно-воспитательного процесса заключена в передаче учителями социального опыта и его усвоения обучающимися благодаря их взаимоотношению. Именно в учебно-воспитательном процессе гармонично содержатся, процесс обучения, развития и воспитания. Учебно-воспитательный процесс в широком смысле направлен на удовлетворение нужды государства в образованных людях, способных решать поставленные перед ними задачи.
Структура учебно-воспитательного процесса определяется двумя компонентами, входящими в его название: обучение и воспитание. Каждый из компонентов, в свою очередь, состоит из массы прочих взаимосвязанных процессов. Так же к компонентам учебно-воспитательного процесса В.С. Селиванов относит цель, задачи, содержание, средства, методы и формы взаимодействия педагогов и обучающихся, а также педагогические условия и результаты педагогического процесса [9, с. 170].
Учебно-воспитательный процесс в школе имеет свою особую направленность, которая зависит от потребностей общества и общей цели воспитания человека. Исходя из этой цели устанавливаются частные цели и задачи обучения и развития человека, а также содержание этого процесса. Цели и содержание учебно-воспитательного процесса это основные его компоненты. Они устанавливаются социальным заказом и выражают планируемый результат педагогического труда. Общая цель конкретизируется в педагогических задачах, содержащих образовательное, воспитательное и развивающее содержание. Все эти компоненты узко взаимосвязаны между собой, потому что решение образовательных задач неосуществимо в отрыве от воспитания, а процесс воспитания основывается на формировании обусловленных суждений, базирующихся на должные знания.
Велитченко В.К. в своих исследованиях пишет, что урок физической культуры является такой формой занятий, в которой охватываются в неизбежном порядке все учащиеся общеобразовательной школы. К тому же непрерывность школьного образования определяет то, что уроки проводятся с установленным практически неизменным составом учащихся определенного класса. Это разрешает проблему организации и проведения занятий, учитывая конкретные обстоятельства и общую физическую подготовленность учеников. Однако, в работе учитель по возможности должен учитывать индивидуальные особенности каждого отдельного ученика в классе.
В свою очередь В.П. Богословский обращает наше внимание и на то, что уроки по физической культуре проводятся согласно расписания в установленные дни и часы недели, в течение установленного количества времени. Сегодня занятия по физической культуре составляют нагрузку в 3 часа в неделю. Таким образом, они обеспечивают регулярное усвоение того минимума знаний и навыков, который прописан в рабочей программе, и, следовательно, составляют основу для разностороннего физического воспитания учащихся.
Если педагог правильно организовывает проведение уроков, то это обеспечивает успех не только уроков в режиме дня, но и самостоятельной работы учащихся во внеучебное время. Эти задания, как правило, связанны с обучением или совершенствованием умений и навыков в различных видах спортивной и физкультурной деятельности. Знания, умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся могут использовать при выполнении заданий дома или в спортивных секциях. Таким образом, мы можем сказать, что уроки являются ядром для самостоятельных и групповых занятий обучающихся. Правильное проведение учебных занятий в школе во многом определяет желание заниматься физической культурой или спортом в дальнейшей жизни. Поэтому, для того чтобы учащиеся узнали о задачах и значении физической культуры, спорта и о достижениях спортсменов учитель проводит на уроках краткие беседы с учениками. Еременко Н.И. обращает наше внимание на то, что учителя должны предлагать детям новые виды физических упражнений и игр и видов спорта, в соответствии с актуальностью и потребностями современной жизни. Разносторонняя двигательная активность не только оказывает содействие завлечению детей в спортивные секции и команды школ, но и привлекает их к участию в многообразных физкультурных и спортивных мероприятиях школы и города. Такими мероприятиями могут оказаться «День физкультурника», «Кросс нации», «Лыжня России».
Погодаев Г.И. выделяет такой аспект физического воспитания, как прикладной. На занятиях в школе необходимо доводить до сведения учащихся, что многие физические упражнения, используемые на уроках физической культуры, имеют актуальное значение и используются в повседневной жизни. Причём не стоит приводить банальные примеры, например, бег за автобусом или перепрыгивание через лужу. Задача современной школы заключается в том, чтобы обучающиеся привыкли к ежедневному применению средств физического воспитания в различных жизненных условиях. Всему этому дети учатся, прежде всего, на уроках физической культуры [9, с. 172].
Таким образом, стоит выделить специфические особенности организации и содержания урока по физической культуре.
Первой особенностью мы можем назвать то, что дети занимаются в зале или на улице, где они менее ограничены в движениях, чем в учебном классе, а это в свою очередь предъявляет специальные требования по организации детей в частности и по проведения учебного урока в целом.
Вторая особенность заключается в том, что обучающиеся на уроках по физической культуре занимаются в спортивных костюмах, а не в повседневной одежде, и то, что работа проходит в отличительных от классовых занятий температурных условиях. Так же во время урока по физической культуре обучающимся доводится много раз изменять место выполнения разных упражнений и всевозможно взаимодействовать с товарищами. Помимо этого, педагог может намерено видоизменять ситуацию на уроке, когда дети внезапно для себя и других вынуждены работать в абсолютной зависимости от группы. Эта проблема решается с помощью использования на уроках подвижных игр и командных видов спорта.
В связи с тем, что уроки физической культуры подразумевают использование физической нагрузки для совершенствования физического развития организма детей, а так же использованием большого многообразия двигательных действий, воздействующих на организм учащихся, учитель в таких условиях должен не упускать из виду не только всю группу, но и каждого отдельно взятого ученика, осуществляя индивидуальный подход к учащимся.
Таким образом, обобщая вышесказанное, мы можем сказать, что все эти особенности усиливают ответственность учителя за проведение уроков физической культуры.
По мнению А.П. Матвеева каждый урок физической культуры должен отвечать следующим требованиям:
иметь определенные задачи;
быть правильно методически построенным;
быть последовательным продолжением предыдущих занятий и в то же время иметь свою целостность и законченность; одновременно с этим он должен в значительной степени предусматривать задачи и содержание следующего очередного урока;
соответствовать по своему содержанию, определенному составу учащихся в отношении возраста, пола, физического развития и физической подготовленности;
быть интересным для учащихся, побуждать их к активной деятельности;
содержать упражнения и игры, содействующие разностороннему физическому развитию, укреплению здоровья, формированию осанки;
правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня;
носить воспитывающий характер.
Качество учебной и воспитательной работы во многом обеспечивают результаты педагогического процесса занятий физической культурой
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273–ФЗ / Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы, 2015, № 1, с. 4–25.
3. Власова Е.А. Профориентация как одно из направлений социально-педагогической деятельности со старшеклассниками / Е.А. Власова, С.В. Шанин // Вестник Саратовского областного института развития образования, 2015, № 2, с. 30-36.
4. Воробьева И.И Теоретические основы формирования мотивационо-ценностного отношения школьников к здоровому образу жизни средствами физической культуры / И.И. Воробьева // Вектор науки Тольятинского государственного университета, 2015, №1, с. 64-67.
5. Габидуллина Г.Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях / Г.Р. Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. - Стерлитамак, 2015, с. 4-28.
6. Гаврилова Е.В. Психосоциальное благополучие российских детей / Е.В. Гаврилова, М.В. Сафронова, Е.В. Хлызова // Мир науки, культуры, образования, 2015, №3, с. 202-210.
7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф.Зеер. - М.: Академия, 2015. – 416 с.
8. Калина Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
9. Калинина Т.В. Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования в социально-психологической адаптации ребенка к школьному обучению / Т.В. Калинина, Э.А. Кочкина // Современные исследования социальных проблем, 2017, № 1-2, с. 170-174.
10. Климина Н.А. Мотивация учения и ее формирование у учащихся начальной школы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal. ru/nachalnaya-hkola/psikhologiya/2012/11/01/motivatsiya.
11. Кручинецкий С.М. Практика формирования нематериальной мотивации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.piter-consult.ru.
12. Крылова Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д.А. Крылова // Молодой ученый, 2016, №23, с. 437-439.
13. Кулик В.В. Современные методы мотивации персонала / В.В. Кулик // Руководитель строительной организации, 2016, № 5, с. 15-20.
14. Минобрнауки России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф.
15. Морозова И.С. Познавательная активность младших дошкольников / И.С. Морозова, И.С. Штепина // Теория и практика общественного развития, 2015, №12, с. 162–165.
16. МОУ «Средняя школа №20» город Петрозаводск [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ptz-school20.ucoz.net.
17. Носикова Я.Н. Образование познавательной самостоятельности младшего учащегося в условиях ФГОС / Я.Н. Носикова // Начальная школа плюс до и после : журнал, 2015, №2, с. 24-28.
18. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для СПО / Л.Ф. Обухова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 460 c.
19. Попов А.В. Методика преподавания физической культуры / А.В. Попов, К.Р. Широков, Д.С. Уманский. - М.: Знание, 2015. – 374 с.
20. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://allrefs.net/c13/1l75h/p1.
21. Тошева Н.Т. Образование учебно-познавательных ситуаций начальных классов на основе дидактико-психологических подходов / Н.Т. Тошева // Вопросы гуманитарных наук : журнал, 2015, №3(66),с. 128-130.
22. Ульянова И.С. Новые инновационные технологии в физическом воспитании школьников / И.С. Ульянова // Молодой ученый, 2015, №10.1, с. 42-49.
23. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические основания современного образования / Д.И. Фельдштейн // Профессиональное образование. Столица, 2015, № 2, с. 2-6.
24. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник для академического бакалавриата / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 367 c.
25. Шабельникова Г.С. Физическая культура: лекции по теоретическому разделу физкультурного воспитания / Г.С. Шабельникова. – Р/н/Д: Рост. ун-т, 2015. – 298 с.
26. Шабельникова Г.С. Физкультурное воспитание в системе высшего образования / Г.С. Шабельникова // Инновационные технологии в спорте и физического воспитания подрастающего поколения, 2015, с. 62–65.
27. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Шаповаленко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 576 c.
28. Щелкунова О.В. Познавательная активность как фактор повышения индивидуальных достижений младших школьников в обучении (на примере изучения математики) / О.В. Щелкунова. – Киров, 2015. – 20 с.
29. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Аспект-Пресс, 2015. – 160 с