Фрагмент для ознакомления
2
сноровки. Техника манипуляции включает те приспособления для управления механизмами, которые считаются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами.
Манипуляция как акт обладает рядом отличительных особенностей. Так, отечественный учёный, С. Кара-Мурза выделяет три главных, родовых признака манипуляции. Первый – это вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или его угроза). Целью действий манипулятора является духовные, а также психические структуры человеческой личности. Вторым признаком манипуляции считается скрытый акт воздействия, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. В случае вскрытия попытки манипуляции и разоблачение получило весьма широкую огласку, акция действия обычно свёртывается, так как раскрытый акт данной попытки наносит манипулятору существенный ущерб. В данном случае, ещё более тщательно скрывается основная цель - разоблачение самого факта попытки манипуляции не повлекло за собой негативных для субъекта последствий. В результате, сокрытие, утаивание информации считается обязательным признаком, хотя некоторые приёмы манипуляции содержат «предельное самораскрытие». Третий признак манипуляции заключается в воздействии, которое требует наличия глубоких знаний и умений. В случае, если речь идёт о манипуляции общественным сознанием, то, как правило, к разработке масштабных акций привлекаются специалисты и профессионалы в данной сфере. Это обусловлено тем, что в последнее время манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие данными методами по манипулированию аудитории.
Таким образом, стоит сказать, что манипуляция - способ господства и преобладания, путём духовного воздействия на объект через программирование его поведения. Данное влияние ориентировано на психические структуры человека, осуществляется латентно и ставит своей задачей изменение побуждений, мотивов, целей, в нужном для субъекта направлении. Как отмечает в своих трудах, Г.Шиллер: «для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Результат манипулятивных действий гарантирован, когда манипулируемый полагает, что все происходящие события естественны и неизбежны. Иначе говоря, для манипуляции требуется ложносозданная действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться объектом»[7, С.34].
Одним из первых трудов, прямо посвящённых манипуляции сознанием, была книга немецкого социолога - Герберта Франке: «Манипулируемый человек». Под манипуляцией автор понимает: «психическое воздействие, которое производится скрытно, следовательно, в ущерб тем лицам, на которых оно направлено»[8,С.120]. Сущность манипуляции состоит в наличии двойного воздействия - наряду с отрыто посланным информационным сообщением, манипулятор посылает адресату «закодированный», завуалированный сигнал, полагаясь на то, что данный сигнал создаст в сознании объекта образы, в которых нуждается манипулятор. Это скрытое влияние основывается на «неявном знании», которым обладает объект манипулирования, на его способность создавать в своём сознании образы, влияющие на его поведение, сознание, мнение. Искусство манипуляции заключается в том, чтобы запустить процесс воображения в нужном направлении, при этом, чтобы объект не ощутил оказываемого на него влияния.
Одним из видов манипуляции является манипуляция политическим сознанием на уровне психических процессов. В искусственном мире культуры, в которую погружён человек, выделяется особая система лексических единиц - логосфера. Она включает в себя язык как средство коммуникации и все формы вербального мышления, в котором мысли облекаются в лексические единицы. Языковая система является самым главным средством подчинения, поскольку человек воспринимает с помощью её мир и общество. В подсознании человека сформировалось представление, что подчинение начинается с познания, которое служит фундаментом убеждения. Хотя, в последнее время всё больше учёных сходится во мнении, что проблема носит условный характер и первоначальной функцией слова на заре человечества была его суггестивное воздействие, то есть внушение, подчинение не через рассудок, а через эмоционально-психологический аспект. Внушаемость считается глубинным чувством психики, возникшее намного раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.
Большое количество внимание привлечено к значению внушения в общественных процессах. Внушение реализуется манипулятивным методом, а также действует «контрвнушение» для сохранения самобытности восприятия индивида. Внушение директивно связано с манипуляцией сознанием, так как представляет собой вторжение в создание посторонней мысли без прямого и непосредственного участия в данном акте.
Для понимания процессов массового сознания важно, что манипуляция связана с имитацией, с формированием фальшивой реальности. Вместе с тем, имитация часто осуществляется непроизвольно и отстраняется от критического самоанализа. Если рассмотреть данное утверждение на практике, стоит привести пример: так, наблюдая за движениями танцующих, зрители порой начинают неосознанно повторять эти движения, хотя бы покачиванием рук или головой - при этом, не отдавая отчёт в том, что они вовлечены в имитацию.
Основными мишенями, на которое должно быть оказано воздействие при манипуляции сознанием являются память и внимание. Ключевой целью манипулятора считается убеждение аудитории в чём-либо. Для достижения данной цели необходимо привлечь внимание людей к сообщению, в какой форме оно бы ни выражалось. Затем, идёт воздействие на память объекта, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остаётся в памяти.
Аналитическое и теоретическое изучение внимания пересекается с большими трудностями и приковывает внимание огромного количества социологов, поскольку технологии манипуляции сознанием обладают неограниченным запасом «раздражителей», позволяющих привлечь, переключить или рассеять внимание, а также повлиять на его устойчивость и интенсивность. Это включает все способы подачи зрительной и слуховой информации, характеристики её содержания и форм (вплоть до допущения орфографических и логических ошибок как средств привлечения внимания). Общеизвестно, что для целей манипуляции одинаково важны приёмы привлечения и удержания внимания на убеждающем сообщении (захват аудитории), и в то же время отвлечение внимания от некоторых сторон реальности или некоторых аспектов общения. Отсюда напрашивается вывод, что для удержания аудитории предпочтительнее не лгать, а добиться, чтобы объект не заметил «ненужной» информации.
Для достижения эффективного результата манипуляции важно оценить такие характеристики аудитории, как устойчивость и интенсивность внимания. Данные аспекты зависят от уровня квалификации, образования, профессии, тренировки людей и поддаются экспериментальному изучению. Не менее значима и технологическая база манипулятора. Если рассмотреть телевидение, которое умело оперирует текстом, музыкальным фоном, зрительно воспринимаемыми движущими образами, стоит отметить наличие исключительно высокой способностью сосредотачивать, рассеивать и переключать внимание зрителя. Эффективность телевидения проявляется в том, что мобилизует периферические системы внимания, в результате чего, обеспечивается большую избыточность информации в интегрирующей системе. Чем больше избыточность, тем меньше усилий требует восприятие общения.
Процесс манипуляции проявляется во многих сферах жизни общества, так манипуляция в СМИ является весьма любопытным аспектом исследования. За последнее время средства массовой коммуникации стали основным инструментом для распространения информационных сообщений, влияющих на общественное сознание. Бытует мнение, что «СМИ фактически контролируют культуру, пропуская через свои фильтры, определяют отельные элементы из основной массы культурных явлений и придают им особую ценность, повышают значимость одной идеи, при этом, обесценивают другую, поляризируют всё поле культуры. В настоящее время те явления, которые не попали в каналы массовой коммуникации, практически не оказывают влияния на развитие социума. Информация, как ни что другое, является главным инструментом власти. Когда была выявлена восприимчивость человеческой психики к внушению, информация в виде пропаганды и агитации стала ключевым рычагом управления массами. Постепенно она вытеснила грубую силу, насилие, которое на протяжении длительного времени считалось единственным и непременным орудием контроля и управления.
Информационная коммуникация охватывает огромное общественное пространство. Все явления, происходящие в рамках информационной коммуникации, так или иначе, связаны с достижением некоторых целей индивидами или социальными группами. Эстетический аспект информации, исходящий из СМИ, не столько показывает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определённые психические состояния, реакции, чувства, эмоции.
Информация, переданная подобным образом, становится более стабильной для массовой аудитории, чем те факты, которые излагаются в форме семантической информации. С помощью эстетической информации манипуляторы заставляют аудиторию действовать так, как угодно им. Объектом эстетической информации является ценности людей, на которых основываются их убеждения.
В настоящее время политическая манипуляция первоочередно затрагивает технологии освещения политических процессов в СМИ. На политической площадке вместо дискуссий, политических решений всё чаще занимают символические действия. Символическая политика проявляется там, где власть бессильна. Псевдособытия преграждают дорогу к действительно существенным для общества событиям и критическим мыслям. Конкуренция манипуляторов за аудиторию и тираж всё чаще вынуждает журналистов преувеличивать значимость события, подмечать неординарность там, где её нет, находить мнимые сенсации или даже создавать их. Однако, не стоит демонизировать средства массовой информации, а стоит признать, что по своей природе СМИ склонны к манипуляции.
Необходимо осознавать, что абсолютно любое политическое действие имеет свою символическую сторону, которая ориентирована на создание фальшивых чувств аудитории. В конкретном случае символический аспект политики в полном объёме оправдан и не имеет своей задачей «недобросовестно» воздействовать на аудиторию. Символическая политика проявляется лишь в тех случаях, когда
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Политология. Энциклопедический словарь. 1993.− 626с.
2. Большаков С.Н., Коваленко Н.П. Психология массовых коммуникаций.Спб.,2012.− 389с.
3. Ольшанский Д.В. Психология масс.М.,2015. .− 329с.
4. Park R, Kuli. The mass, the public and public opinion/ /Berelson В., Janowitz М. Reader in public opinion and communication. N. Y., 1950.
5. Щерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов.М:Мысль.1973. .− 474с.
6. Новиньков Д.В., Иваньков А.В. Психология массовых коммуникаций.Комсомольск-на-Амуре.2013. .−379с.
7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М.: "Мысль", 1980,210с.
8. Медведева Е.М.Рекламная коммуникация.-М.,URSS,2003,212с.
9. Добросклонская Т.Г.,Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская речь.-М.,Флинта,2008,264с.
тики.— СПб., 2000.
11. Кленова Ю. Экспериментальное исследование взаимосвязи интроверсии и
коммуникативной установки с Интернетзависимостью: http://www.flogiston.ru,
2001.
12. Крейдлин Г. Невербальная семиотика.— М., 2002.
13. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное обще
ние.— СПб., 2003.
14. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное позна
ние.— Ростовн/Д., 1999.
15. Латынов В.В., Латынова Т.Ю. Показ насилия в средствах массовой ин
формации и агрессивное поведение детей // Психологические исследования
дискурса / Под ред. Н.Д. Павлова.— М., 2002.— С. 113–126.
16. Лебедева Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию.— М.,
1999. С. 146–170
17. Мацумото Д. Психология и культура: современные исследования.— СПб.—М., 2002.
18. Морозов В.П. Искусство и наука общения: невербальная коммуникация.— М., 1998.
19. Московичи С. (ред.) Социальная психология.— СПб., 2007
20. Леонтьев А.А. Психолингвистические особенности языка СМИ / А.А. Леонтьев // Язык средств массовой информации : учеб. пособие для вузов / под. ред. М.Н. Володиной. — М. : Академический Проспект; Альма Матер, 2008. — 760 с.
21. Аникеева Т.Я. Личностные особенности телекоммуникатора : автореф. дис. … канд. психол. н. — М., 2003