Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ
2.1. Методы изучения мотивации волейболистов
Неудовлетворительная разработанность проблемы мотивации, отсутствие единства и четкости в определении существа этого явления наложили отпечаток и на методические подходы его исследования. Выделяются три группы методов, применяемых для исследования мотивации спортсменов. К первой группе относятся так называемые проективные тесты. Суть их состоит в том, что индивидууму предъявляют картинки с различными жизненными ситуациями и просят рассказать, как он их понимает, и по ответам судят о его мотивах, интересах и заботах. Вторая группа методов, используемых для изучения мотивации спортсменов, связана с различными модификациями метода анкетирования и бесед. Самоотчет как метод изучения мотивации является, пожалуй, единственным способом проникновения в интимную сферу личности спортсмена. Хотя методика выделения значимых факторов спортивной деятельности прошла всестороннюю проверку, работа с ней требует не только специальной подготовки, но и значительных затрат времени.
Нетрудно понять тренеров, которые захотят сегодня, сейчас приступить к изучению особенностей мотивации своих учеников. Спорт осознается спортсменом прежде всего как форма активности, позволяющая реализовать его потребности в самоутверждении, самовыражении, исполнении общественного долга. Эта группа потребностей показывает так называемую принципиальную направленность личности спортсмена. Тренеру путем наблюдений, бесед, необходимо составить представление об уровне потребностей этого плана.
Об этой стороне личности спортсмена тренер может судить по тому, как тот переживает поражение или успех - свой или товарищей по команде, как он относится к процедуре награждения - подъем флага, исполнение гимна. О принципиальной ориентации спортсмена говорят цели, которые он ставит перед собой в соревнованиях. Чем выше цель, тем сильнее принципиальные устремления спортсмена. Материальные потребности человека частично удовлетворяются в спортивной деятельности (поездки на сборы, соревнования и т.д.), поэтому в структуре мотивации они могут выступать как побудительные основания. О потребностях этого вида можно судить по информации о материальном положении семьи, по тому, как одевается спортсмен и т.п. У спортсмена в ходе его деятельности могут выработаться потребности в определенном социально-личностном микроклимате, поэтому связи такого порядка могут выступать в качестве мотивационных. Нередко ведущей в структуре мотивации спортсмена, выступает потребность в уважении родных и близких, членов коллектива, где учится или трудится спортсмен и т.п. В спорте нельзя добиться серьезных результатов без овладения специальными знаниями и навыками. Реализация этой потребности является важным звеном в формировании мотивации, поскольку связи этого плана играют ведущую роль в выборе конкретного вида спорта, в постановке далеко идущих целей. О степени ее актуализации тренер может судить, сопоставляя свои собственные наблюдения, касающиеся оценки специальной подготовленности спортсмена, и мнение самого ученика по данному вопросу. Спортивная деятельность предъявляет повышенные требования к здоровью спортсмена, в его сознании постоянно протекает процесс сопоставления своих возможностей с требованиями данного вида спорта. Поэтому не удивительно, что эти связи являются весьма существенными при формировании мотивации спортсмена. О степени их актуализации тренер может судить как по объективным данным медицинских заключений, так и на основе самооценок спортсмена. В спортивной деятельности между спортсменом и его соперником возникают устойчивые мотивационные связи, которые могут усиливаться или ослабевать.
Тренер, оценивая по десятибалльной шкале степень заинтересованности спортсмена в информации о противниках, должен ориентироваться на результаты бесед со спортсменами и наблюдения на соревнованиях. Спортсмен, который, наблюдая за своими соперниками, интересуется подробностями, касающимися отдельных сторон их мастерства, безусловно, получит более высоких ранг, чем тот, кого эти вопросы не волнуют. Обстановка соревнований является мощным источником различных влияний на психику спортсмена. В зависимости от характера этих влияний (положительного или отрицательного) мотивация спортсмена может меняться, поэтому связи данного порядка являются очень важными. Говоря языком тренеров, необходимо знать, на «перегорает» ли он перед стартом. Естественно, что спортсмен, который в большей степени подвержен влиянию отрицательных эмоций, будет иметь более высокий показатель по десятибалльной шкале. Таким образом, в ходе спортивной деятельности индивидуум оказывается включенным в сложную систему взаимоотношений с окружающей действительностью, на основе анализа которых формируется его активное (или пассивное) отношение к данной деятельности. Необходимо составить четкое представление о его потребностях в благоприятном социально-личностном микроклимате, о потребностях в накоплении специальных знаний, навыков и информации о противниках, знать состояние здоровья спортсмена и то как он его сам субъективно оценивает, и, наконец, необходимо иметь информацию о том, как влияет на данного спортсмена обстановка на соревнованиях. Имея перед собой общую картину 9 потребностей и возможностей своего ученика (с учетом требований конкретного вида спорта), тренер получает достаточно четкое представление о его мотивации. Однако, для тренера важным является смыслом и эффективным средством индивидуализации подготовки спортсмена, необходимо раскрыть общие закономерности изменения мотивации в связи с возрастом, квалификацией и условиями спортивной деятельности.
2.2. Использование различных средств и методов стимуляции спортсмена
В ряде ситуации успешным средством влияния со стороны на процесс создания мотивов у волейболистов представляется внешнее наставление или внушение. Оно подразумевается как психическое воздействие одного человека (суггестора) на другого (суггерента), исполняемое с помощью речи и невербальных средств общения и отличающееся сокращенной аргументацией со стороны суггестора и невысокой критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.
При внушении суггерент полагается на аргументы суггестора высказываемые даже без подтверждений. В этом случае он ориентируется не столько на содержимое предложения, сколько на его форму и происхождение, т. е. на суггестора. Внушение, принимаемое и суггерентом, делается его внутренним правилом, которое ориентирует и побуждает его инициативность при формировании планов.
Существуют три способа внушения: сильное уговаривание, влияние и эмоционально-волевое воздействие. По аспекту наличия цели и употребляемых суггестором для внушения усилий выделяют намеренное и невольное внушение. Первый тип внушения характеризуется присутствием определенной цели: суггестор понимает, что и кому он желает внушить. В зависимости от отличительных черт суггерента внушающий выбирает максимально результативный в предоставленной ситуации способ внушения. Второй тип предложения характеризуется тем, что суггестор не устанавливает пред собою цель внушить суггеренту ту либо другую концепцию, действие либо поступок (к примеру, веру либо неверие в личные силы), однако собственным действием, ненароком кинутой фразой влияет на суггерента. Отличительной характерной чертой невольного предложения представляется в таком случае, что субъект, исполняющий его, сам может этого и не подозревать[13,с.33].
По способу воздействия внушение разделяется на: прямое (открытое) и косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели предложения, императивностью, прямой устремленностью на конкретного человека. Фразы отличаются однозначностью, безапелляционностью, твердостью, произносятся настоятельным, не вызывающим сомнений тоном. Прямое внушение употребляется, в случае если спортсмен никак не проявляет сопротивления либо если оно не очень большое. Косвенное внушение характеризуется опосредованным влиянием на суггерента. Содержимое внушения вводится в передаваемую информацию в относительном либо скрытом варианте. Применяются наиболее пластичные формулировки, меньшие категоричность и давление, чем при открытом внушении. Этому типу внушения сопротивляющийся, самонадеянный, самолюбивый суггерент поддастся быстрее, чем непосредственному внушению. При непрямом внушении суггерент подходит к решению лично.
Способами непрямого внушения могут быть и такие:
1. суггеренту повествуют о иных спортсменах либо фактах, при этом главная фраза или повороты содержания выделятся с разнообразной насыщенностью и «прозрачностью»;
2. высказывание в относительной форме: «если... (произвести какие-то поступки), в таком случае... (итог будет таким-то)». Подобная модель имеет возможность быть воспринята двусмысленно: так, как высказано, и инверсивно, т. е. в случае если действие никак не осуществить, в таком случае итог будет обратным высказывание основной фразы и сразу за ней отвлекающего слова, не предоставляющего возможности понять главную фразу и сделать заключение, а загоняющего его в подсознание;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности [Текст] / В.Г. Асеев – М.: Мысль, 2017. – 158с
2 Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни [Текст] / В.М. Бехтерев – СПб.: Речь, 2018. – 197с.
3 Богуш Н.Р. О влиянии различных форм внешнего стимулирования на эффективность движений и действий: Проблемы психологии спорта [Текст] /Н.Р. Богуш – М.: Просвещение, 2014. – 98с.
4 Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков [Текст] / Л.И. Божович– М.: Центр, 2016. – 217с.
5 Гербачевский В.К. Мотивация и уровень притязания личности[Текст] /Гербачевский В.К. // Психодиагностические методы: сб. ст. – СПб: Речь, 2014. – 115 – 120с.
6 Горбунов Г. Д. Мотивация спортсмена в тренировочном процессе: Практические занятия по психологии. Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст] /Г.Д. Горбунов – М.: Наука, 2019. – 97с.
7 Гошек В.А. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности: Психология и современный спорт[Текст] / В.А. Гошек – М.: Центр, 2016. – 221с.
8 Дмитриенкова Л.П. Сравнительная характеристика мотивов достижения в различных видах спорта: Психологические аспекты подготовки волейболистов [Текст] / Л.П. Дмитриенко – Смоленск, 2015. – 68 с.
9 Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю.Д. Железняк – М.: Академия, 2017. – 272с.
10 Загайнов Р.М. Психологическое мастерство тренера и спортсмена[Текст] / Р.М. Загайнов – М.: Советский спорт, 2016. – 109с.
11. Загайнов Р.М. Ради чего? Записки спортивного психолога [Текст] / Р.М. Загайнов – М.: Совершенно секретно, 2014. – 256с.
12 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин – СПб: Питер, 2016. – 512с.
13 Каверин С.Б. Мотивация труда [Текст] /С.Б. Каверин – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 224с.
14 Ковалев А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Ковалев – М.: Знание, 2017. – 349с.
15 КреттиБрайнет Дж. Психология в современном спорте [Текст] / Дж. КреттиБрайнет – М.: ФиС, 2018. – 224с.
16 Куницына В.Н. Потребности и мотивы личности: Психология[Текст]: Учебник./ В.Н. Куницына – М.: Проспект, 2016. – 195 с.
17 Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: Учебник / Ю.Ф. Курамшин – М.: Советский спорт, 2014. – 463с.
18 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев – М.: Прогресс, 2015. – 254с.
19 Левитов Н. Д. О психических состояниях человека [Текст] / Н.Д. Левитов – М.Центр, 2014. –257с.
20 Маслоу А. Мотивация и личность [Текст] /А. Маслоу – СПб: Евразия, 2017. – 479с.
21 МакКлелланд Д. Мотивация человека [Текст] /Д. МакКлелланд – Питер, 2017. – 302 с.
22 Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена [Текст] / Р. Найдиффер – М.: ФиС, 2015. – 212с.
23 Обозов Н.Н. Психология внушения и конформность [Текст] / Н.Н. Обозов – СПб: Речь, 2018. – 305с.
24 Оллпорт Г.В. Психология личности [Текст] / Г.В. Оллпорт – СПб: Речь, 2014. – 317с.
25 Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей [Текст] / В.Б. Ольшанский – М.: Центр, 2014. – 197с.
26 Орлов Ю.М. Мотивация поведения [Текст] / Ю.М. Орлов – М.: Просвещение, 2015. – 128с.
27 Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности [Текст] / Р.А. Пилоян – М.: Проспект, 2016. – 278с.
28 Прангишвили А.С. Потребность, мотив и установка [Текст] / А.С. Прангишвили – Тбилиси: Мецниереба, 2014. – 118с.
29 Пуни А.Ц. Очерки психологии спорта [Текст] / А.Ц. Пуни – М.: Наука, 2019. – 95с.
30 Пуни А.Ц. Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте [Текст]: (избранные лекции) / А.Ц. Пуни – Л., 2013. – 31с.
31 Пэйо Ж. Воспитание воли [Текст] / Ж. Пэйо – СПб: Евразия, 2014. – 307с.
32 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М.: Наука, 2018. – 537с.
33 Сидоренко Е. Мотивационный тренинг [Текст]: Практическое руководство. / Е. Сидоренко – СПб: Речь, 2010. – 241с.
34 Сеченов И.М. Кому и как разрабатывать психологию? [Текст] / И.М. Сеченов – СПб: Речь, 2017. – 207с.
35 Симонов П.В. Системные механизмы мотивации [Текст] / П.В. Симонов – М.: Мир, 2014. – 183с.
36 Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент [Текст] / Э.А. Уткин, Т.В. Бутова. - М.: ТЕИС. - 2014. –236 с.
37 Файзуллаев А.А. Мотивационная саморегуляция личности [Текст] / А.А. Файзуллаев – М.: Просвещение, 2017. – 115с.
38 Ханин Ю.Л. Проблемы мотивации в спорте [Текст]/ Ю.Л. Ханин // Спорт в современном обществе: сб. ст. – М.: Наука, 2015. – 175 – 190с.