Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Активное развитие новых научных подходов к изучению языка в отечественной
лингвистике последних десятилетий, антропоцентризм и пристальное внимание к
субъективному фактору в языке не нашли должного отражения в современной
теории антропонимики, с точки зрения формирования основных
антропонимических категорий: личного имени, отчества, фамилии, прозвища, а
также производства их единиц.
Огромное внимание при этом уделяется внеязыковым факторам, социальной
обусловленности именования, связи развития антропонимии с историей
общества.
Имена собственные всегда привлекали внимание исследователей, которых
интересовали их смысл и значение, история их возникновения, связь с историей
социума, с верованиями и мировоззрением людей, с окружающим миром вообще.
Сегодня отмечается заметный рост интереса к изучению ономастики, что находит
свое выражение в появлении разнообразных работ, посвященных тайнам имен
собственных, в издании различных словарей фамилий и имен, а также в
существенном количестве научных публикаций.
Можно сказать, что имя собственное представляет собой своеобразный ключ ко
многим важным моментам истории человечества и языков, на которых оно
говорило и говорит, поскольку ни в одной другой области языка с такой силой не
выражено слияние «своего» и «чужого», возможность которого обусловлена
самими свойствами имени, способного даже при поверхностном контакте
преодолевать языковые границы, временные рамки и территориальные рубежи.
Поэтому изучение различных аспектов имени собственного не потеряло своей
актуальности до сих пор.
3
Высоким уровнем интереса учащихся является знакомство с наукой
антропонимика, что в дальнейшем развивает интерес к истории происхождения и
значение своих личных имен.
Объект исследования - процесс обучения учащихся общеобразовательной
школы по антропонимике.
Предмет исследования - система организации занятиях по русскому языку.
Цель: рассмотреть использования занятий по антропонимике у учащихся,
направленных на формирование умений анализа антропонимической системы
русского языка.
Предмет, объект и цели исследования определили задачи исследования:
1) рассмотреть обзор литературы и характеристика современных
антропонимов;
2) рассмотреть структурно-функциональная характеристика современных
антропонимов;
3) рассмотреть организация внеклассной работы по русскому языку;
4) изучить возможность проведения внеклассной работы как формы
организации учебно-воспитательного процесса;
5) рассмотреть организацию внеклассных занятий по антропонимике в
средней общеобразовательной школе;
Цель, задачи определили методы анализа материала: методы теоретического
уровня: изучение психолого-педагогической и методической литературы по
проблеме исследования, теоретическое моделирование.
Глава 1. Антропонимика как научная дисциплина
1.1. Из истории антропонимики
В научной литературе имена собственные подразделяются на несколько групп.
Таким образом, исследуем первую группу собственных имен - антропонимы.
Антропонимы - имена, отчества, фамилии, прозвища людей, клички, псевдонимы.
Антропоним - единичное имя собственное или совокупность имен собственных,
идентифицирующих человека. В более широком смысле это имя любой персоны:
вымышленной или реальной.
Иными словами, антропонимы - это личные имена людей. Личное имя -
персональное имя человека, данное ему при рождении или же выбранное уже
взрослым человеком для себя, однако это бывает крайне редко. Самым главным
отличием личного имени от других антропонимов и имен собственных является
индивидуализация объекта.
Антропонимы называют объект, однако не приписывают ему никаких свойств.
Они обладают понятийным значением и дают представление о том, к какому
классу принадлежит тот или иной объект, а также к какой категории объект
относится.
Все люди не могут иметь особые имена, которые бы служили только ему одному,
таким образом, личные имена и фамилии, взятые отдельно будут иметь
нескольких обладателей (носителей).
Имя собственное - это слово, а значит, оно входит в систему языка и
употребляется по определенным правилам. Имена существуют в разных формах
речевой деятельности, поэтому имена являются неотъемлемой частью формы
произведения, одним из составляющих стиля писателя, средством, с помощью
которых можно создать образ. Имя выполняет несколько функций: выражение
смысловой нагрузки, способность передавать национальный и местный колорит,
традиции, отражение исторической эпохи и т.д. [14].
Имена собственные людей, употребляясь в качестве индивидуальных
обозначений, обладают рядом признаков, присущих именам нарицательным.
В русском языке постепенно установилась трехименная антропонимическая
4
система, включающая имя, отчество, фамилию, при этом в абсолютном
большинстве случаев имя состоит из одного слова (имени).
Существуют три точки зрения на значение имен собственных:
Самая традиционная заключалась в том, что имена собственные «не имеют
никакого значения». Эта теория достаточно зрелая и восходит к английскому
философу-логику Дж. Ст. Миллю, который изложил свою точку зрения в своей
книге « Система логики» [24]
По второй теории имена собственные обретают лексические значения только в
речи, в контексте речевого окружения при синхронном подходе. Свою точку
зрения ярче всех высказал датский лингвист О. Есперсен. Сходные взгляды
высказывают А.В. Суперанская, В.И. Болотов, С.И. Зинин.
Согласно третьей точки зрения, имена собственные имеют значение и в речи, и в
языке. Сторонниками этой теории являлись Л.В. Щерба, Е.Ф. Данинлина, Ю.А.
Карпенко и многие другие [31].
В теоретическом плане эта позиция представляется наиболее убедительной, так
как она учитывает диалектические взаимосвязи общих и отдельных, абстрактных
и конкретных, социальных и индивидуальных имен на уровне языка и
неоднородность денотативного, сигнификативного и коннотативного содержания
в разных тематических разрядах имен собственных [13].
В современной отечественной науке можно встретить два типа определений
антропонима, различающихся модальностью дефиниции.
Широкое распространение в справочной и учебной литературе получило
определение:
«Антропоним - собственное имя человека (личное имя, фамилия, отчество,
прозвище, псевдоним)» [1].
В специальном словаре терминов, составленном Н.В. Подольской, дается иное
определение термина антропоним: «собственное имя, которое может иметь
человек (или группа людей), в том числе личное имя, отчество, фамилия,
прозвище, псевдоним, криптоним, кличка, андроним, гинеконим, патроним» [21].
На первый взгляд такое определение антропонима отражает более узкий подход
к данному классу слов, дает ему оценку только с позиции ресурсов именования.
Система антропонимии русского языка имеет двойственный характер. Это
связано с семантической противоречивостью имен собственных (далее - ИС),
которая особенно часто демонстрируется исследователями на примере
современных личных имен, функциональной неоднородностью
антропонимической лексики, различной степенью произвольности номинации
лица посредством антропонимов разных разрядов.
Двойственный характер антропонимии проявляется, прежде всего, в том, что
существуют имена собственные, не называющие конкретных людей. «Словарь
русских личных имен» Н.А. Петровского включает свыше 3 тыс. антропонимов, и
ни один из них никого конкретно не называет, т.е. не выполняет номинативной и
идентифицирующее – дифференциальной функций, свойственных ИС, и,
следовательно, не является собственно онимом.
Основное назначение данных слов - служить потенциальными антропонимами,
«именами вообще», пригодными для конкретно - референтной номинации лица.
Можно говорить о существовании в языке «отчеств вообще» и ряда некоторых
других «антропонимов вообще».
Наблюдения над функционированием антропонимов в языке и речи, сделанные
разными учеными, показывают, что по особенностям реализации номинативной и
идентифицирующее - дифференцирующей функций имена собственные,
относящиеся к названной группе онимов, неоднородны.
А.А. Белецкий, рассуждая о противоречивости антропонимической лексики,
говорит об индивидуализирующих именах (называющих единичный,
5
единственный, неповторимый факт действительности): Александр Македонский,
Александр Сергеевич Пушкин [3].
Однако, «если не иметь в виду никого, идентифицируемого этой
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г.
Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 с.
2. Алябьева, Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию
речи детей 5-7 лет / Е.А. Алябьева. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128 с.
3. Амиантова, Э.И. Русский язык как иностранный. Лексика русского языка /
Э.И. Амиантова, Г.А. Битехтина, А.Л. Горбачик, Н.А. Лобанова. - М.: Флинта, 2016.
- 376 с.
4. Бабайцева, В.В. Русский язык. Сборник заданий. 6 - 7 классы [Текст]:
учебное пособие к учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5 - 9
классы». Предрофильное обучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская. - М.:
Дрофа, 2011. - 316, [4] с.
5. Бабайцева, В.В. Русский язык. Теория. 5 - 9 классы [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений / В.В. Бабайцева. - М.: Дрофа, 2012. - 415, [1]
с.: ил.
6. Васильева, О. А. Ономастическая лексика как предмет изучения
исследователей-лингвистов [Текст] / О.А. Васильева // Балтийский
гуманитарный журнал. - 2015. - №1 (10). - С. 19 - 22.
7. Вишняков, С.А. Русский язык как иностранный: Учебник / С.А. Вишняков. -
М.: Флинта, 2016. - 240 с.
8. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис: Учебное
пособие / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД
Либроком, 2015. - 200 с.
9. Григорьев, А. В. Антропология: от организмов к техносфере / А.В.
Григорьев. - М.: Ленанд, 2012. - 488 с.
10. Гузнова, А.В. Семантический аспект изучения онимов [Текст] / А.В. Гузнова
// Балтийский гуманитарный журнал. - 2015. - №3 (12). - С. 7 - 10.
11. Джанджар, Б.М. К проблеме функционирования личных имен в
художественном тексте [Текст] / Б.М. Джанджар, А.Д. Лоова // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и
искусствоведение. - 2012. - №10. - С. 23 - 28.
12. Ипполитова, Н.А. Русский язык и культура речи в вопросах и ответах:
Учебное пособие / Н.А. Ипполитова. - М.: Проспект, 2016. - 344 с.
13. Княжева В. В. Педагогические приемы выбора и моделирования новых
форм внеклассных мероприятий [Текст] // Проблемы и перспективы развития
образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016
г.). - Краснодар: Новация, 2016. - С. 227-231.
14. Князев, С.В. Современный русский язык. фонетика: Учебник для
бакалавриата и магистратуры / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая. - Люберцы: Юрайт,
2016. - 380 с.
15. Корякина, Я.В. Педагогические особенности учебно-познавательной
деятельности студентов по лингвостилистическому анализу художественного
текста в условиях саморегулируемого и регулируемого обучения [Текст]. Дис. ...
канд. педагог. наук / Я.В. Корякина. - Ставрополь, 2017. - 201 с.
16. Кузьмина, М.И. Имя собственное в художественной речи [Текст] / М.И.
Кузьмина // Актуальные вопросы современной филологии и журналистки. - 2015. -
№2 (16). - С. 70 - 76.
17. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 6 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2013. - 156, [4] с.:
6
ил., 16 л. цв. вкл.
18. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 7 класс [Текст]: учебник для
общеобразовательных учреждений / Е.И. Никитина. - М.: Дрофа, 2010. - 157, [3] с.:
ил., 8 л. цв. вкл.
19. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 8 класс [Текст]: учебник / Е.И.
Никитина. - М.: Дрофа, 2015. - 239, [1] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
20. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 9 класс [Текст]: учебник / Е.И.
Никитина. - М.: Дрофа, 2014. - 267, [5] с.: ил., 8 л. цв. вкл.
21. Программа по русскому языку. 5 - 9 классы (авторы программы В.В.
Бабайцева, А.Ю. Купалова, Е.И. Никитина, А.П. Еремеева, Г.К. Лидман- Орлова,
С.Н. Молодцова, Т.М. Пахнова, С.Н. Пименова, Ю.С. Пичугов, Л.Ф. Талалаева,
Л.Д. Чеснокова) [Текст] / Программы для общеобразовательных учреждений:
Русский язык. 5 - 9 кл., 10 - 11 кл. / Сост. Е. И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2008. - С.
3 - 47.
22. Программа по русскому языку. 5 - 9 классы (авторы программы М.М.
Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова, Г.А. Богданова, В.В. Львов) [Текст] /
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 - 9 кл., 10 -
11 кл. / Сост. Е. И. Харитонова. - М.: Дрофа, 2008. - С. 48 - 91.
23. Русский язык. 5-9 класс [Текст]. Учебник для общеобразоват. учреждений.
В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростецова и др.; Науч. ред.
Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.: л.
24. Русский язык. 6-9 класс [Текст]. Учебник для общеобразоват. учреждений /
М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; Под ред. М.М. Разумовской,
П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2009. - 269, [3] с.: ил., 8 л. цв. вкл