Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
"Тургенев сделал великое дело тем, что написал удивительные портреты женщин". Л.Н.Толстой
И.С. Тургенев в своих романах и повестях создал замечательный образ русских женщин,
лишенных обыденности. Для него женщина является ярким олицетворением русской жизни
второй половины XIX; с помощью женских характеров Ивану Сергеевичу удается раскрыть
национально-исторический тип поведения людей через их поступки, мысли или переживания.
Задачами данной курсовой являются:
проведения исследования по теме образ женщины в романах и повестях И.С. Тургенева;
краткий обзор работ по данной теме «Образ русской женщины в творчестве И.С.Тургенева;
углубление профессиональных знаний о художественной типологии тургеневских
образов;
Цели исследования:
изучение творчества И.С. Тургенева через анализ характера, поведения и поступков его
героинь;
выявление главных сюжетных ситуаций и поведение героев в них;
характеристика неотъемлемой составляющей женских образов чувства «любовь».
Для XXI веке тема «Образ русской женщины в творчестве И.С. Тургенева» не является новой и
оригинальной. Еще в 50-х годах XIX века возникла полемика вокруг женского вопроса, спор о роли
и месте женщины в различных сферах жизни. Современники Тургенева В.Г.Белинский, Н.А.
Добролюбов, И.Д.Писарев, скрупулёзно проанализировали в своих критических статьях,
сочинениях и письмах женские образы И.С.Тургенева. Д.С.Мережковский в своих статьях, очерках
и дневниках подробно описал эволюцию женского характера на примере ранних и поздних
произведений автора. Женские образы Тургенева сравнивались с отечественными героинями
А.С.Пушкина, Н.С.Лескова и даже с героинями зарубежных произведений (например, героиня
Т.С.Элиота в произведении «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»). Исследователи
Г.А.Бялый, Г.Б.Курляндская, В. М.Маркович, С.Е.Шаталов, Л.М.Лотман писали об особых женских
образах в романах И.С.Тургенева . Попытка создания типологии тургеневских героинь была
предпринята Д.Н.Овсянико-Куликовским, который выделил два больших психологических типа —
«относительно-рациональных» и «иррациональных». Существует ряд диссертаций, посвященных
описанию образа русской женщины (Т.Н.Иванова - «Принципы художественной характерологии и
типология женских образов в романах И. С. Тургенева 1850-х годов», Ли Хи Су - «Типология
женских характеров в романах и повестях И.С.Тургенева»).
Но несмотря на большое количество статей и монографий в которых проанализировано
творчество И.С.Тургенева и, в частности, его женские образы, в современном литературоведении
существует недостаток обобщающих работ. Комплексной работы, проанализировавшей все
женские характеры не написано и по сей день. В следствии вышесказанного тема «Образ русской
женщины в творчестве И.С. Тургенева» по-прежнему является актуальной и перспективной для
изучения, она представляет возможность сделать анализ женских образов на основании своей
собственной выборки произведений.
3
Объектом исследования являются романы и повести И.С.Тургенева 1850-ых -1860 х годов.
На сегодняшний момент существует несколько типологий тургеневских женских образов.
Полярная типология разделяет все образы на – «тургеневские барышни» и «демонические
женщины». Логика разделения на два противоположных типа представляется вполне
оправданной.
К «тургеневским барышням» принято относить поэтических героинь, наделенных такими чертами
характера, как кротость и преданность, искренность и благородство. Лизы Калитина (в романе
«Дворянское гнездо»), Наталья Ласунская (в романе «Рудин»), Ася в одноименной повести -
являются примерами «тургеневских барышень», безупречные в эстетическом и в этическом
смысле. Героини, воплощающие тургеневский идеал проявляют себя в любви; их нежная любовь
пробуждает и оживляет разочарованных героев-мужчин. В образе этих женщин автор раскрыл
высокий нравственный облик, силу и духовную красоту, душевную чистоту и страстное
стремление к широким просторам общественной деятельности и борьбы. «Тургеневские
девушки» – девушки из дворянских усадьб, чистые, возвышенные, одухотворенные, обладающие
волевым характером, способные на самопожертвование. Писатель описывает героинь в моменте,
когда в ожидании избранника, расцветает душа героинь, пробуждаются все их потенциальные
возможности, прежде скрытые.
Однако не все героини писателя принадлежат к типу «тургеневской барышни». П.Г.Пустовойт,
например, замечает, что «в отличие от кротких, поэтичных, доверчивых, благородных юных
героинь, таких, как Лиза Калитина или Ася существуют и женщины - «хищницы» (Мария Полозова
в «Вешних водах», Ирина в «Дыме»)» . В произведениях автора, в которых первостепенное
значение приобретает тема любви-власти, как правило, присутствует такой образ «демонической
женщины». Женщины, наделенные диаметрально противоположными чертами: властные,
жестокие и своевольные. Варвара Павловна Лаврецкая в романе «Дворянское гнездо», Мария
Полозова в повести «Вешние воды», Василиса в повесть «Бригадир», Аграфена Ивановна в
повести «После смерти» выступают как разрушительные силы. Их любовь приводит героев к
мраку, темноте, хаосу. Талант, ум, внешняя красота, которыми они обладают, ярко контрастируют
с их внутренним безобразием и используются героинями для удовлетворения собственной
страсти. Они, «властелины» любви, порабощающие мужчин, разрушающие их жизни ради своих
желаний. Образ «демонической женщины» характерен для романов и для повестей писателя.
Подчеркивая безнравственность поведения и поступков своих героинь, Иван Сергеевич делает
акцент на их аморальности. «Властные женщины» в его произведениях выступают как
неотвратимая стихия, вызывающая у человека, с одной стороны, страх и опустошенность, а с
другой стороны элемент загадочности и даже колдовства.
За пределами полярной типологии находится иной тип - «новый тип женщины», подробно
представленный в работе Б.М.Проскурнина «Накануне людей дела: новый тип женщины в
творчестве Дж. Эллиот и И.С.Тургенева». В статье дается подробный анализ Елены Страховой -
героини романа «Накануне». Елену Страхову, конечно, можно отнести и к «тургеневским
барышням», но представляется правильным определить ее к «новому типу женщины».
4
Глава I
Анализ «тургеневских барышень» хочется начать с героини романа «Дворянское гнездо» Лизы
Калитиной, которую И.С.Тургенев называет знаковым именем - Елизавета Михайловна Калитина.
Данное имя акцентирует внимание на высоком духовно-нравственном начале, указывает на ее
связь с божественным; «Елизавета» с древнееврейского означает «почитающая Бога». Подробно
раскрыв образ одной героини, мы можем представить себе образ многих «тургеневских
барышень». По свойствам своей личности Лизу можно назвать лучшим представителем своего
времени. Примечательно, что изначально И.С.Тургенев предполагал назвать роман «Лиза», о чем
он писал Е.Е.Ламберту в декабре 1957 г.: «Я теперь занят другой большою повестью, главное лицо
которой – девушка – существо религиозное. Я был приведен к этому лицу наблюдениями над
русской жизнью» . Прототипом Елизаветы Калитиной была Елизавета Ламберт, с которой он
долгое время переписывался. Некоторые из мыслей Елизаветы Егоровны нашли свое отражение в
суждениях Лизы.
Лизы Калитина изображена в романе через призму нравственного конфликта — конфликта между
долгом и личным счастьем. С глубоким проникновением раскрывает Тургенев драму Лизы, рисуя
борьбу естественного и нравственного начала в человеке. Подобно Татьяне Лариной в «Евгении
Онегине», Елизавета Калитина была настоящей «русской душою». Когда Владимир Николаевич
Паншин в диспуте с Федором Ивановичем Лаврецким с презрением упоминает отсталость
современной России, по причине отсутствия таланта и изобретательности, Лиза была сильно
расстроена данными словами. Самонадеянность чиновника ее отталкивала.
Первый раз мы встречаем Лизу на страницах романа в момент приезда молодого Паншина.
Знакомство с образом начинается не с авторского описания, а с коротких замечаний о ней
окружающих людей. Учитель Лемм
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дедюхина О.В. Образ демонической женщины в повестях И.С. Тургенева // Интерактивная
наука. 2016. № 10. С. 105-108.
2. Ивакина И.В. Типология Тургеневских героинь в контексте общей типологии центральных
женских образов в русском романе 1860-Х годов // Спасский вестник. 2004. № 11. С. 41.-49.
3. Лебедев Ю.В. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». – М., 1982.
4. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века. Л.: Изд-во ЛГУ,
1982. С. 208.
5. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собрание сочинений. Т. 2. И.С.Тургенев. М.; Пг., 1923.
6. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова //
Тургенев в русской критике. — М.: ГИХЛ, 1953. — С. 243-272.
7. Писарев Д.И. Дворянское гнездо: роман И.С. Тургенева // Тургенев в русской критике. —
М.: ГИХЛ, 1953. — С. 223-242.
8. Писарев Д.И. Сочинения в 4-х томах, Гослитиздат, т. 1, М. 1955.
5
9. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова //
Тургенев в русской критике. — М.: ГИХЛ, 1953.
10. Проскурнин Б.М. «Накануне людей дела»: новый тип женщины в творчестве Джордж
Элиот и И.С.Тургенева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология.
2017. Т. 9, вып. 3. С. 117-131.
11. Пустовойт П. Г. Диспут поколений («Отцы и дети») // Недзвецкий В. А., Пустовойт П. Г.,
Полтавец Е. Ю. И.С.Тургенев «Записки Охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и
дети». М., 2000.
12. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. – М.: МГУ, 1980.
13. Сосина Г.А. Типология женских образов в романах И.С. Тургенева // Интерактивная наука.
2018. № 6 (28). С. 76-79.
14. Тургенев И.С. «Записки Охотника», «Ася» и другие повести 50-х годов, «Отцы и дети». М.,
2000.
15. Тургенев И.С. Собрание сочинений, издательство «Правда», т. 11, М. 1949.
16. Тургенев, И.С. Собрание сочинений в 3 т. − М.; Художественная литература, 1961.
17. Фролова И.В. Тургеневские барышни и современные фиминистки: Художественный образ
versus реальные практики //Пространство книги сборник научных статей по материалам
Всероссийского научно-просветительского проекта-лектория. Уфа, 2018. С. 104-109.