Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время важная роль отводится развитию системы
инклюзивного образования, поскольку количество детей с ОВЗ постоянно возрастает. Проблема
реабилитации, социализации детей с ОВЗ, проблема формирования единого пространства
инклюзивного образования для детей с ОВЗ, в течении длительного времени привлекает к себе
особое внимание, и до сих пор не утратила своей актуальности [3,8]. Широкую популярность в
создании инклюзивного пространства приобретает адаптивный спорт.
Адаптивный спорт направлен на организацию воспитательного процесса для лиц с ОВЗ. Воспитание в
адаптивном спорте имеет свою специфику. Так, адаптивный спорт – это разновидность спорта,
направленная на формирование у инвалидов (особенно у талантливой молодежи) высокого
спортивного мастерства. Его основная цель – это реализация способностей человека и сравнение их
со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии [1]. Адаптивный спорт
ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой
является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных
видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является
правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному
уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям –
медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по
спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом
конкретном виде спорта [4].
Объект исследования – воспитательный процесс в адаптивном спорте.
Предмет исследования – содержание воспитания в адаптивном спорте.
Контингент исследования. Выборка была сформирована из 10 детей младшего школьного возраста
(7-10 лет) со спастическими формами ДЦП легкой и средней степени тяжести.
Цель исследования - оценить особенности и эффективность воспитательного процесса в адаптивном
спорте.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности теории воспитания;
2. Раскрыть сущность воспитания в адаптивном спорте;
3. Привести характеристику детей младшего школьного возраста;
4. Привести психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста с ОВЗ.
5. Исследовать особенности и эффективность воспитательного процесса в адаптивном спорте.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой
литературы.
4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АДАПТИВНОМ
СПОРТЕ
1.1. Характеристика воспитания и воспитательного процесса
В основе воспитания лежит взаимодействие между педагогом и воспитанником. При этом
необходимо понимать, что не только педагог оказывает воздействие на воспитанника, но и сам
учащийся преображает, изменяет педагога, способствует его развитию и самосовершенствованию.
Воспитание обретает смысл только в контексте какого-либо вида действия, при совместной
деятельности, при совместном достижении целей [2].
Важна также самостоятельность учащегося и произвольность поведения, которая ни в коем случае не
подразумевает вседозволенность и беспредел. Наоборот, самостоятельность подразумевает также
определенный вид ответственности за свои действия, осознанность совершаемых выборов и
действий. На основе этих качеств формируются волевые качества, прогностичность и гибкость
мышлений, осознанность, волевые качества [5].
Под воспитательным процессом подразумевают специфические приемы воздействия на
воспитанников, направленные на изменение их основных свойств и качественных характеристик. На
воспитание влияет собственно процесс воздействия на человека посредством различных приемов,
педагогических технологий, методов, а также окружающая среда и характер взаимодействия между
воспитанниками и педагогом. То есть из определения видно, что воспитательный процесс – процесс
двусторонний, поскольку в нем принимает участие как сам воспитанник, так и педагог, оказывающий
воспитательное воздействие. При этом преобразования затрагивают сразу обоих [1].
Все это позволяет выделить ряд закономерностей в образовательном процессе, а также позволяет
выстраивать прогноз и проектировать дальнейшую деятельность [3-4].
Первой и основной характеристикой воспитательного процесса является построение определенной
логики протекания процесса. Необходимо четко выстроить план, составить программу, ко которой
будет действовать педагог. Важно поставить цели, и в соответствии с ними разработать конкретные
задачи, которые позволят постепенно достичь поставленной цели. Не менее важно и содержание
деятельности, которое должно быть четко распланировано с применением годового календарно-
5
тематического планирования, а также помесячного и недельного планирования. Также следует четко
планировать и каждое отдельное занятие [6].
Кроме того, при планировании воспитательного процесса, педагог должен уметь предвидеть,
прогнозировать результаты, чего очень просто достичь, имея разработанную систему оценки знаний,
а также систему мотивации школьников. Педагог должен четко понимать мотивационные основы
деятельности каждого отдельного учащегося, должен понимать его взгляды, идеалы, мнения.
Именно из этого должно исходить целеполагание [5].
Из определения процесса как последовательности состояний, событий, изменений мы можем
выделить дискретность (или стадийность) процесса как следующую его важную характеристику. При
этом стадия понимается как определенная ступень (период, этап) имеющая свою качественную
определенность. Логика процесса может быть понята через выявление последовательности
состояний и из того, каким образом каждое имеющееся состояние вытекает из предыдущего и
создает предпосылки для последующего [10]
Учет стадийности воспитательного процесса приводит педагога к выделению различных фаз его
воспитательного взаимодействия с ребенком.
В логике гуманитарного воспитания выделяются следующие три фазы:
Первая фаза — рефлексивная (осмысления), которая включает в себя переживание жизненных
ситуаций, их обсуждение, постижение их смыслов и значений. Целью здесь является обращение
воспитанника к смыслам своего существования и деятельности, понимание своей самости как
достижение внутреннего согласия, осознание особенности своих отношений к миру, своего
автономного Я, самобытности.
Задачами этой фазы воспитания являются:
- стимулирование самопознания воспитанника, определения им своих сильных сторон и перспектив
самосовершенствования;
- включение его в разнообразные формы рефлексии деятельности, поведения, отношений;
- стимулирование интереса к приобретению информации о себе;
- овладение рефлексивными и аналитическими умениями;
- акцентирование внимания воспитанника на выявлении закономерностей саморазвития [11].
Главное на рефлексивной фазе воспитания — чтобы воспитанник ощутил себя не инструментом
воплощения чьей-то внешней воли, инструкций, предписаний или требований, но творцом
собственной жизни.
Поэтому характерными для этой фазы методами являются рефлексивные задания, анализ
жизненных ситуаций, разработка фантастических проектов, сочинение сказок. Смысловая основа
автономности ребенка в гуманитарном воспитании закладывается как устойчивость к стрессу, в
определенной мере невосприимчивость к авторитарному давлению извне. В сознании воспитанника
дискредитируется авторитарное знание как неспособное отразить переживания конкретного
человека, помочь ему в разрешении гуманитарных проблем [12].
Вторая фаза — ценностная (осознания). Осмысление и осознание ситуаций позволяет оформить
смыслы воспитанника в систему индивидуальных ценностей, в результате чего выстраиваются
причинно-следственные связи, структура жизненной позиции. Выделение типичных алгоритмов и
овладение способами деятельности, методами постижения реальности становятся основой для
развития самооценки. Эта фаза характеризуется развитой познавательной активностью
воспитанника, и целью работы с ним становится обратить эту активность на понимание
6
закономерностей эффективной деятельности как условия для самореализации, самоутверждения и
саморазвития [13].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и
множественными нарушениями // Дефектология. — 2015. — №3. — С.37−39.
2. Габидуллина, Г.Р. Развитие физической культуры и спорта в современных условиях /
Г.Р.Габидуллина // Материалы межрегиональной научно-практической конференции (22.10.2012). -
Стерлитамак, 2012. - С.4-28.
3. Гаркави Л.Х., Квакина Е.Б., Уколова М.А. Адаптационные реакции и резистентность
организма, 2017. – 256 с.
4. Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. Изучение психического развития
аномальных детей //Дефектология. — 2016. — № 6. — С.32.
5. Евсеев С.П. Адаптивный спорт / С.П. Евсеев, Ю.А. Бриский, А.В. Передерий. – М.: Сов. спорт,
2016. – 316 с.
6. Евсеев С.П. Мировое Паралимпийское движение и социальные процессы // Адаптивная
физическая культура. – 2016. - № 4. - С. 3-6
7. Евсеева О.Э. Государственная программа «Доступная среда» в действии. Повышение
квалификации специалистов по работе с инвалидами / О.Э. Евсеева // Адаптивная физическая
культура. – 2012. – № 1 (49). – С. 57.
8. Емельянов, Е.И. Государственная политика регулирования и нормативно-правового
обеспечения в сфере физической культуры и спорта жителей Башкортостана с ограниченными
возможностями / Е.И.Емельянов, Г.М.Юламанова / Адаптивная физическая культура. – 2017. - № 3
(31). - С.23-25.
9. Житникова Л.Н. В защиту прав детей-инвалидов // Новый регион. – 2016. - № 3. - С. 64-69.
10. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов. – М.: Академия, 2015. – 302 с.
11. Иппотерапия — как метод психофизиологической и социальной коррекции для детей с
синдромом Дауна/ Интернет-сайт Иппотерапия». - [Электронный ресурс]:
http://ippoterapiateresh.by/ippoterapiya-dlya-detey-s-sindromom-dauna/
12. Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы:
Сб. науч. тр. / Под ред. В.Г. Петровой. — М., 2016. – 209 с.
13. Кувина В. Н., Васильева Е. А. Инновационная технология иппотерапии в комплексном лечении
// Бюллетень Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии
медицинских наук. - № 5 (93). – 2013. – с. 39 – 41.
14. Леонтьев А.Н. Пробелы развития психики. – М: Из-во Моск. Ун-та, – 2016. – 584 с.
15. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития //
Дефектология. — 2015. — № 3. — С.43.
7
16. Мещеряков А. И. Опыт обучения детей, страдающих множественными дефектами //
Дефектология. — 2016. — № 3. — С.23−25.
17. Овчаренко С.В. Авторская методика «Сфера» [Электронный ресурс] / С.В. Овчаренко. – Режим
доступа: http://metodika Sfera .ru/files/issledrus/akikt.pdf.– 26.05.2020.
18. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. / Под ред. Т.А. Власовой. — М., 2017. – 356 с.
19. Роберт Н. С. Эффективная комплексная реабилитация пациентов с ограниченными
возможностями на основе лечебной верховой езды иинвалидного конного спорта. – Москва, 2015. –
153 с.
20. Российская газета [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.rg.ru/2013/05/01/sahalin-zakon18-reg-dok.html (дата обращения: 26.05.2020).
21. Сафонова М.Ю.Выбор и подготовка лошади для занятий иппотерапией // Публикации Центра
развития оздоровительной верховой езды «ПолиЭко». – [Электронный ресурс]: http://poly-eco.com/
22. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. — М., 2017. – 234 с.
23. Скворцов И. А. Роль перивентрикулярной области мозга в нейроонтогенезе в норме и при
детском церебральном параличе // Исцеление. — 2017. — № 2. — С.9−10.
24. Специальная педагогика / Под ред. Н. М. Назаровой.— М.: Изд. центр "Академия", 2016. —
390 с.