Фрагмент для ознакомления
2
Заявитель вправе предоставлять только те документы, которые были предусмотрены настоящим Положением. Требовать от лица, планирующего лицензирование медицинской деятельности, иные документы запрещалось.
Таким образом, был определен следующий порядок лицензирования:
1. Вначале, до принятия положительного заключения о лицензировании медицинского учреждения, уполномоченный орган рассматривает и изучает предоставленные документы, согласно заявленному перечню. Оценивает полноту и достоверность предоставляемого материала.
2. В случае необходимости запрашивает проведение дополнительной экспертизы, при этом расходы оплачивались отдельно и не включались в фиксированную лицензионную плату. В случае отрицательного заключения дополнительной экспертизы могли отказать в выдаче самой лицензии, несмотря на полную оплату соискателя в лицензировании;
Одним из минусов постановления являлся тот фактор, что условия, требования и перечень видов медицинской деятельности не были определены на федеральном уровне. Таким образом, каждый орган, осуществляющий аккредитование медицинской деятельности, устанавливал свои виды и условия лицензирования здравоохранительных учреждений.
В 1998 г. 29 апреля был утвержден приказ №142 Минздрава Российской Федерации, который установил перечень видов медицинской деятельности и содержал следующие разделы:
1. Доврачебная (первичная) медико-санитарная помощь;
2. Скорая медицинская помощь;
3. Диагностика;
4. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь детскому и взрослому населению в учреждениях здравоохранения и(или) на дому;
5. Семейная медицина, общая врачебная практика;
6. Стационарная медицинская помощь детскому и взрослому населению;
7. Фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактических учреждений;
8. Традиционная (народная) медицина;
9. Заготовка тканей и органов;
10. Экспертная медицинская деятельность;
11. Медицинская деятельность, которая осуществляется в санаторно-курортных учреждениях по видам деятельности, которые утверждены «Перечнем»;
12. Противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия в учреждениях.
В 1998 г. был установлен основной нормативный акт, который регулировал порядок лицензирования медицинских учреждений в Российской Федерации.
Закон №158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определил всю процедуру лицензирования и обеспечил единый подход государственных органов к данной процедуре.
Перечень лицензируемых видов деятельности в области здравоохранения достигала 200.
Совместно с минимальным установленным сроком лицензирования от 3-х лет, Закон №158-ФЗ предусматривал бессрочное действие лицензии.
Специальные нормативные акты осуществляли порядок и условия лицензирования каждого отдельного вида здравоохранительной деятельности.
21 мая 2001 г. появилось Постановление Правительства Российской Федерации № 402 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». Данное постановление являлось самым демократичным.
Лицензионные требования и условия включали в себя всего 4 пункта:
1. Соблюдение требований законодательства РФ;
2. Наличие соответствующего помещения, отвечающего санитарно-эпидемиологическим, гигиеническим, экологическим, а также противопожарным нормам и правилам;
3. Наличие в штате высококвалифицированных сотрудников, обладающих высшим или средним медицинским образованием и специальной подготовкой;
4. Оснащенность медицинского учреждения соответствующим оборудованием и инструментами для осуществления конкретного вида деятельности.
Перечень работ и услуг для соискателя лицензии в области здравоохранения был достаточно прост и понятен.
Для осуществления аккредитации медицинского учреждения следовало предоставить следующий перечень документов:
1. Заявление на аккредитацию медицинского учреждения;
2. Копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии и копии учредительных документов;
3. Справка о состоянии соискателя лицензии в налоговом органе;
4. Копии документов, свидетельствующие о возможности и праве пользования помещениями;
5. Сведения о профессиональной подготовке сотрудников;
6. Сведения об оснащении учреждения техническими и материальными возможностями, для организации соответствующих работ и услуг;
7. Квитанция, подтверждающая проведение оплаты заявления о выдаче лицензии.
8 августа 2001 г. был принят новый Закон №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который действует до настоящего времени, с учетом внесения некоторых изменений и дополнений.
Закон №158-ФЗ регулировался Президентом и Правительством РФ, закон №128-ФЗ регулируется только Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст.8 Закона срок действия лицензии не может быть меньше, чем 5 лет, в то время как по действовавшему ранее законодательству общий срок действия лицензии составлял не меньше, чем 3 года (ст.8 Закона №158-ФЗ). В то же время, в отличие от действовавшего ранее порядка, новым Законом не допускается выдача лицензии на срок меньше 5 лет по заявлению лицензиата.
Впервые, в действующем законе появилось положение о том, что учреждение, осуществляющее выдачу лицензии вправе проводить проверку соответствия соискателя аккредитования здравоохранительной деятельности лицензионным требованиям и условиям.
4 июля 2002 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации №499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности». В большей мере изменения затронули лицензионные требования и условия, а также перечень необходимых документов, которые представляются соискателем лицензии.
Для аккредитования здравоохранительной деятельности требовалось выполнение следующих требований и условий:
1. Наличие документа, подтверждающего право собственности у соискателя на принадлежащую ему деятельность;
2. Наличие соответствующих организационно-технических условий и оснащения специальным оборудованием, материалами, инструментами и транспортом, которые допущены к применению Министерством здравоохранения РФ;
3. Работоспособное состояние средств противопожарной защиты, водоснабжения или любых других средств, обеспечивающих ликвидацию пожара;
4. Наличие в штабе высококвалифицированных сотрудников, имеющих высшее или среднее медицинское образование;
5. Наличие у соискателя лицензии специализированного образования и стажа работы по лицензируемому виду деятельности не менее 5 лет;
6. Наличие стажа работ не менее 2-х лет у сотрудников медицинского учреждения, осуществляющих и предоставляющих услуги в той или иной здравоохранительной деятельности;
7. Осуществление повышения квалификации сотрудников медицинского учреждения не реже 1 раза в 5 лет.
Новый перечень работ у услуг по осуществлению здравоохранительной деятельности утвержден приказом Минздрава России от 26 июля 2002 г. №238.
30 июня 2004 г. Постановлением Правительства Российской Федерации №323 было утверждено «Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития». В соответствие с данным положением осуществление аккредитования медицинских учреждений вновь выполнялось организованной Федеральной службой.
22 января 2007 г. вышло Постановление Правительства РФ №30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Отличительной особенностью данного Положения являлось увеличенное количество лицензионных требований и условий, установлен новый перечень услуг, увеличен перечень предоставляемых документов, для прохождения аккредитации медицинским учреждением.
10 мая 2007 г. Постановлением Правительства Российской Федерации вышел приказ Министерства здравоохранения и социального развития «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе, медицинской помощи в период беременности женщинам, первичной медико-санитарной помощи, после и во время родов, специализированной
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. И.В. Крупнова, И.С. Старостина, «Актуальные вопросы лицензирования фармацевтической деятельности в свете нового федерального закона о лицензировании», «Вестник Росздравнадзора», 2012 г., №1.
2. «О порядке лицензирования медицинской деятельности», «Заместитель главного врача», 2008 г.
3. Е.А. Тельнова. «Лицензирование медицинской деятельности», издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2010 г.
4. Т.Г. Афанасьева, Н.И. Акиньшина, Е.Н. Махинова, «Лицензирование фармацевтической деятельности», Учебно-методическое пособие, Издательско-полиграфический центр Ворнежского государственного университета, 2008г.
6. Положение Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности» (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»).
7. М.А. Дука, «Тенденции развития института лицензирования на примере медицинской деятельности учреждений здравоохранения», «Вопросы современной науки и практики»,. 2011 г., №1, стр.32.
8. С.В. Лазарев, «История лицензирования медицинской деятельности в России и г. Москве», «Вестник РОСЗДРАВНАДЗОРА», 2009 г., № 1, стр. 1-3.
9. «История формирования лицензионных требований и условия при осуществлении медицинской деятельности в России (на примере Москвы)».
10. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук Антимонова А.В. «Направления совершенствования организационных основ лицензирования медицинской деятельности», 2011 г.
11. Гражданский Кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, ст. 49.
12. Федеральный закон № 99-ФЗ от 04.05.11.г. «О лицензировании отдельных видов деятельности».
13. Конституция Российской Федерации.
14. «Опыт США по аттестации больниц, примененный в Виликобритании»// Lancet. - 1983. -v.l, № 8314 (15). - С. 45-48.
15. «Объединенная Комиссия по аттестации больниц с ее деятельностью в области добровольной аттестации // J. Jtal. Surg. - 1981. - v.39. № 2. С. 94-96.
18. КоАП РФ (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)»).
19. В.В. Книга, В.А. Боева, «Лицензирование медицинской деятельности: совершенствование нормативно-правовой базы и особенности правоприменительной практики», Вестник РОСЗДРАВНАДЗОРА, 2012 г., № 3, стр.63.
20. Д.В. Новохатский, «Лицензирование медицинской деятельности: организационно-правовой аспект», диссертация, 2003 г.