Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Методика воспитательного процесса А.С.Макаренко 6
1.Макаренко как вершина социальной педагогики 6
1.2.Цели, задачи и результат в подходе Макаренко 9
Глава 2.Управление педагогическим процессом через психические явления 15
2.1.Объединение психических явлений 15
2.2. Анализ понятий коллектива как средства «прикосновения» к личности и понятия подлинного коллективизма Макаренко А.С. 18
2.3.От теории к определению психологического смысла и практике 21
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Педагогические подходы, которые развивались в послереволюционной России, отличались, прежде всего, реформаторским пафосом по отношению к самой природе человека. Многим из этих подходов присуща гипертрофированная – и потому переходящая в откровенный утопизм – рациональность воспитательного воздействия. Технологии воспитания, разработанные в знаменитых коммунах А.Макаренко, тоже в первую очередь рассматривают личность как «разнообразный материал для воспитания» [25]. Но свидетельства о педагогических результатах, которых добивались в коммунах, заставляют признать и парадоксальное чувство меры, свойственное методу А.Макаренко.
В самых разнообразных трактовках проблемы классической педагогики в начальных классах, главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения который немыслимо его благополучное формирование.
Актуальность работы состоит в том, что ввиду высокого уровня интеграции компонентов образовательного процесса содержательную основу и практические методы воспитания стоит рассматривать комплексно, чтобы в полной мере представить способы и формы деятельности по направлению во всем их разнообразии.
18 марта 2018 года – знаменательный день: исполнилось 130 лет со дня рождения выдающегося педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко. Его имя на протяжении многих десятилетий остается на знамени педагогической науки не только нашей страны, но и всего мирового сообщества.
Заслуги нашего соотечественника оценены по достоинству: решением ЮНЕСКО (1988 г.) А.С.Макаренко признан одним из четырех педагогов (наравне с Д. Дьюи, Г. Кершентейнером и М. Монтессори), определивших способ педагогического мышления в XX веке.
В нашей образовательной системе высоко оценивают значимость педагогической системы А.С. Макаренко, основанной на уважении к личности воспитанника и его активной деятельности в коллективе.
В работе мы проанализируем основные идеи АС. Макаренко о развитии личности воспитанника, о ведущем приоритете в деятельности школы является личность ученика, интересы ее развития.
В.Э. Чудновский о системе Макаренко А.С. писал: «Процесс образования в средней школе должен представлять собой органическое единство обучения и становления личности» [3]. Он с горечью констатировал, что в минувшие десятилетия процесс образования «был подчинен рыночному принципу предоставления образовательных услуг» [5]. Недооценивается значимость школы и учителя в судьбе человека.
Для Макаренко А. С. педагогика – это наука, объединяющая мир взрослых и детей, возводящая детство, юношество и молодежь в ранг относительно самостоятельной социально – педагогической общности. По его мнению, существуют педагогические закономерности, единые для взрослых и детей всех возрастов, что предполагает и специфику, существенное их различие по тому, какое положение они могут и должны занимать в структуре и действии коллектива и общества в целом.
Педагогическая система А.С. Макаренко, основана на уважении к личности воспитанника и его активной деятельности в коллективе. В ней огромную значимость имеют гуманистические составляющие.
Разработанная А.Макаренко сложная система взаимозависимостей в коллективе достаточно исследована.
Цель работы состоит в изучении психологической основы педагогической деятельности А.С. Макаренко.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1.Проанализировать цели, задачи и результат в подходе Макаренко.
2.Выявить основные психические явления.
3.Провести анализ понятий «коллектива» в теории Макаренко.
4. Изучить переход от теории к практике у А.С. Макаренко на примере Коммуны.
Предмет: психологические основы педагогической деятельности.
Объект: педагогическая система А.С.Макаренко.
Теоретической базой исследования выступают работы таких ученых как: Фролова А.А., Вайзера Г.А., Чудновского В.Э., Бескиной М.Н., Фастовой Е.И., Масловской С.В. и др.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщения.
Курсовая работа имеет такую структуру: введение, основная часть, которая состоит из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Глава 1. Методика воспитательного процесса А.С.Макаренко
1.Макаренко как вершина социальной педагогики
Антон Макаренко признается как вершина социальной педагогики первой половины ХХ века [5].
Труды А.С. Макаренко к 100-летию со дня его рождения отмечены в резолюции ЮНЕСКО 1987года. Его имя занесено в «Календарь великих людей и исторических событий» как «педагога и писателя, чья деятельность оказала значительное влияние на становление педагогики, формирование методов образования, нравственного развития и творческого воспитания подрастающего поколения». Деятельность Макаренко отражает действие определенных социально-экономических и общественно-политических сил на революционирующих педагогическую теорию и практику [27]. «Учитель, обучая с помощью диалога, учится сам. Учитель и ученик вместе несут ответственность за процесс, в котором они вместе развиваются» [18].
Макаренко - деятель переломной исторической эпохи, когда новая педагогика формируется во взаимодействии ее бурно развивающейся теории и практики, в процессе революционных изменений, гуманизации и демократизации социально-экономических отношений». Он исходит из того, что радикальные преобразования педагогической мысли и практики осуществляют трудящиеся массы, в наибольшей степени заинтересованные в разрушении существующего уклада жизни, в принципиальном обновлении всех сфер общественной жизни.
В этом процессе Макаренко придает очень важное значение прогрессивной интеллигенции, работникам науки и культуры, их лучшим представителям, в том числе из среды господствующих классов.
Решающее значение приобретает сознательность и организованность каждого человека, веры в лучшее будущее, зрелость и преданность народных лидеров. Образование и воспитание освобождаются от произвола эксплуататоров. Народ и его молодое поколение выступают как субъект общественнопедагогического процесса.
Для А.С. Макаренко объектом воспитания является не некий обособленный от социума индивид (он не может стать личностью), а «воспитательный коллектив», единый трудовой коллектив взрослых и детей в педагогическом учреждении. Он – объект и субъект воспитания одновременно, связующее звено между личностью и обществом. В этих условиях возможности индивидуального развития каждого неизмеримо возрастают, в том числе и развития и воспитания взрослых, включая педагогов-профессионалов. Педагогика освобождается от индивидуализма, обогащается проблемой поколений, их взаимодействия [15].
Завершающей в воспитании молодого поколения становится проблема взросления детей и молодежи, их состояния на этапе вступления в самостоятельную жизнь, при полной готовности к соблюдению общественных прав и обязанностей, реализации индивидуальных склонностей и способностей.
Позиция А. Макаренко, в аспекте столкновения с теми социально-педагогическими силами, которые отстаивают «вчерашний день» экономики, политики, культуры и педагогики, препятствуют творческому развитию современных общественных преобразований, совершенно особенная. Этот деятель отрицает «педагогику завтрашнего дня», не признают возрастающей роли образования и воспитания в прогрессе человека и общества.
Деятельность А. Макаренко заключается в замечательном, очень редком в педагогике органическом взаимодействии теории и практики. Деятель тесно связывает разработку методологии педагогики с определением соответствующих организационных и технологических решений [с.189].
Добавим: А. Макаренко тяготеет к идее и практике первенства воспитания в образовании, приоритет воспитания перед обучением.
Рассмотрим главные особенности педагогики Макаренко. Первое это - разработка «системы перспективных линий» коллектива и личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борытко, Н.М. Воспитательная деятельность педагога. Гриф УМО МО РФ / Н.М. Борытко. - М.: Академия (Academia), 2008. - 897 c.
2. Виноградова, Н. И. Акмеология профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального общего образования / Н.И. Виноградова. - М.: Флинта, 2012. - 263 c.
3. Воспитательная деятельность педагога / И.А. Колесникова и др. - М.: Academia, 2008. - 336 c.
4. Гладышева, Н.Н. Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО. ФГОС ДО / Н.Н. Гладышева. - М.: Учитель, 2016. - 431 c.
5. Дафт Р. Менеджмент. 10-е изд.: пер. с англ. СПб.: Питер, 2014. С.656.
6. Демакова, И. Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях / И.Д. Демакова. - М.: Каро, 2007. - 160 c.
7. Журнал контроля и оценки профессиональной деятельности педагогов ДОО. - М.: Учитель, 2016. - 726 c.
8. Журнал учета видов деятельности педагога-психолога, А4: моногр. . - Москва: ИЛ, 0. - 565 c.
9. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2010. - 176 c.
10. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога / В.И. Загвязинский. - М.: Академия, 2006. - 176 c.
11. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Гриф УМО МО РФ / В.И. Загвязинский. - М.: Академия (Academia), 2010. - 594 c.
12. Зайцев В.С. Высшая педагогика: система воспитания А.С. Макаренко: учебное пособие. – Челябинск: Издательство ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. – 67 с.
13. Кочетова, Н. А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей / Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. - М.: Учитель, 2014. - 224 c.
14. Кочетова, Н.А. Взаимодействие семьи и ДОУ. Программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Соответствует ФГТ и ФГОС / Н.А. Кочетова. - М.: Учитель, 2014. - 930 c.
15. Кузнецова А.Я. Диалектика культурной традиции и инновации в развитии детской одаренности//Сибирский педагогический журнал. -2013. -№ 5. -С. 188-191.
16. Купер С. Школа лидерства. Техники эффективного руководства. СПб.: ИГ «Весь», 2014. С.224.
17. Макаренко А. С. О воспитании -М.: Издательство политической литературы, 1990. -415 с.
18. Макаренко, А.С. Методика организации воспитательного процесса : монография. -Электрон. дан. -СПб.: Лань, 2013. -24 с. -Режим доступа: http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_id=30557 -Загл. с экрана.
19. Макарова, Л. П. Аттестация. Комплексная оценка деятельности педагога. Организационные формы, управленческие механизмы / Л.П. Макарова, Э.В. Чернышева. - М.: Учитель, 2014. - 174 c.
20. Макарова, Л.П. Аттестация. Комплексная оценка деятельности педагога: организационные формы, управленческие механизмы / Л.П. Макарова. - М.: Учитель, 2014. - 975 c.
21. Масловская, С. В. Деятельность педагога по развитию эстетической культуры учащихся: культурно-антропологический подход. Учебное пособие / С.В. Масловская. - М.: Флинта, 2014. - 350 c.
22. Мижериков, В. А. Введение в педагогическую деятельность / В.А. Мижериков, М.Н. Ермоленко. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 272 c.
23. Мурченко, Н. А. Календарное планирование летнего оздоровительного периода. Совместная деятельность педагогов с детьми 2-7 лет / Н.А. Мурченко, Ю.П. Поминова. - М.: Учитель, ИП Гринин Л. Е., 2014. - 224 c.
24. Панфилова, А. П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Academia, 2008. - 368 c.
25. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. Гриф УМО МО РФ / А.П. Панфилова. - М.: Академия (Academia), 2008. - 741 c.
26. Питерс, Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Педагогам-дефектологам / Т. Питерс. - М.: Владос, 2003. - 240 c.
27. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В.В. Давыдов. М. 1993,1999. 608 и 670с.
28. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 176 c.
29. Фастова, Е.И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. ФГОС (+ CD-ROM) / Е.И. Фастова. - М.: Учитель, 2016. - 813 c.
30. Фролов А.А. А.С. Макаренко в СССР, России и мире: историография освоения и разработки его наследия (1939-2005 гг., критический анализ)/А.А. Фролов. -Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2006. -С. 417
31. Фролов А.А. Илалтдинова Е.Ю. Идеи А.С. Макаренко в образовательной теории и практике современного бразильского Движэения безземельных работников (ДБР-MST). Н. Новгород, 2018. 43 с.
32. Фролов А.А. П. Фрейре – выдающийся педагог (по статье П. Фюртер) // Хрестоматия по истории социальной педагогики и воспитания: в 2т. Зарубежная история / сост. А.А. Фролов, Ю.Х. Трушина. М., 2007. Т.1. с.288-301.
33. Фролов А.А., Аксенов С.И. Джон Дьюти и Антон Макаренко – две вершины социальной педагогики ХХ века.- Н. Новгород, 2015. 34с.
34. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность.//Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума/под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. -М.: ФГНУ «Психологический институт РАО», 2015. С. 16 -24. http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/ХХ-simpozium.pdf (дата обращения 10.06.2020).
35. Бескина Р.М., Чудновский В.Э. Воспоминания о будущей школе: Кн. Для Учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 223 с.
36. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. – М.: АПН РСФСР, 1951. Т. 5. – 511 с.
37. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания). // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 – 27. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 10.06.2020).
38. Чудновский В.Э. Смысл жизни и личность. // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. – М.: ФГНУ «Психологический институт РАО», 2015. С. 16 – 24. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/ХХ-simpozium.pdf (дата обращения 10.06.2020).