Фрагмент для ознакомления
2
Построение эффективной системы управления предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Понятие процесса управления предприятием строится на определении процесса установления, регулирования и развития поведения индивидов, входящих в персонал компании, образующих организацию как единое целое в будущем.
Актуальность темы заключается в том, что построение эффективной системы управления организацией является его развитием и получением максимальной экономической выгоды на рынке.
Объектом исследования курсовой работы является особенности разработки проектирования систем менеджмента на предприятии.
Предметом исследования выступает процесс по управлению на предприятии ООО «Алтын Мир».
Целью данной темы является раскрытие понятия системы управления предприятием и практика ее реализации в конкретной организации.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
- Раскрыть понятие системы управления предприятием.
- Рассмотреть основные методы управления.
- Определить эффективность управленческой системы.
- Проанализировать практику реализации системы управления в конкретном предприятии.
- Предложить основные мероприятия по совершенствованию системы управления-
Работа состоит из введения, двух глав с параграфами и заключения.
Во введении обоснована актуальность курсовой работы, определены цели исследования и задачи для их достижения.
В первой главе отражены теоретико-методологические аспекты менеджмента на предприятии. Определены понятие и сущность менеджмента, методы и инструменты оценки эффективности менеджмента на предприятии.
Во второй главе проводится анализ системы менеджмента на примере ООО «Алтын Мир». Разрабатываются рекомендации по совершенствованию системы менеджмента на предприятии.
1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1 Понятие и сущность процесса управления
Построение эффективной системы управление предприятием является важной, но одновременной сложной задачей для формирования и всестороннего развития менеджмента организации.
Рисунок 1.1. Модель системы управления организации[12, c.56]
На рисунке 1.1 цифрами обозначены следующие связи и взаимоотношения внутри и вне предприятия:
1 - управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи;
2 - информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи;
3 - ресурсы на входе системы;
4 - выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства);
5 - внешние задающие воздействия;
6- исходящая информация и документация (решения), воздействующие на внешнюю среду;
7 - информация о внешней среде.
В зарубежной теории менеджмента есть четыре основных школы, которые имели существенное значение для развития теории и практики управления предприятиями:
школа научного управления;
административная (классическая) школа;
школа психологии (школа человеческих отношений и школа поведенческих наук);
школа количественная, или новая (школа науки управления).
Школа научного управления развивалась в США в конце ХIХ – начале ХХ в. Ее основоположник - Ф. Тейлор, считавший менеджмент правильной наукой, которая основана на основе точных законов, принципов. Ф. Тейлор сформулировал знание о том, что работа по управлению предприятием является определенной специальностью менеджера и что организация будут успешной, если ее работники будут сосредотачиваться своих собственных функциях.
Вторая школа управления представлена концепцией административного управления.
Благодаря этой школе было выявлено то, что организацией необходимо управлять систематично для эффективного достижения основных целей. Эта концепция называется классической школой управления.
Школа человеческих отношений, в свою очередь, сделала упор на персонал компании. Со второй половины 1930-х гг. стали также формироваться поведенческие концепции системы управления, в которых главным являются интересы, потребности и ожидания работников и менеджеров компании, цели и ценности компании.
Таким образом, теории управления предприятием подвержены постоянным изменениям. Они постоянно обогащаются, подчиняясь требованию более глубокого понимания управленческих взаимоотношений и процессов на предприятии.
Все элементы системы управления организацией можно представить на рисунке 1.2.
Основными элементами системы управления являются процессы по планированию, организации, мотивации и контроля управления на предприятии. Все эти четыре элемента входят в систему стратегического менеджмента компании.
Планирование – это выявление задач и целей управления компанией, которые она должна достичь в процессе своей деятельности.
Организация – это определение в организационной структуре лиц, которые будут отвечать за процесс управления организацией, который осуществляет директор.
Мотивация – это процесс стимулирования работников организации к выполнению их функций с целью достижения целей компании.
Контроль – это оценка эффективности реализуемой системы стратегического менеджмента на предприятии.
Так общая схема процесса управления на предприятии проиллюстрирована на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Общая схема стратегического менеджмента на предприятии [10, c.213]
Ответственные лица осуществляют реализацию концепции управления.
После реализации управления оценивается эффективность.
Эффективность системы стратегического менеджмента определяется:
- обеспечением полного, системного обзора предприятия и его наружного окружения;
- упрощением принятия стратегических решений на базе использования особых понятий, способов и подходов к обработке информации;
- обеспечение координации и коммуникации, как по горизонтали, так и по вертикали:
- помощь в конфигурации;
- возможность угадать тенденции развития бизнеса;
- помощь в стратегическом выборе и реализации стратегии.
Таким образом, процесс управления организацией включает в себя процессы по планированию целей компании, по организации процесса управления, по мотивации ответственных лиц и по контролю эффективности осуществляемого процесса.
1.2. Методы и инструменты оценки процесса управления на предприятии
Основными методами, применяемыми для оценки процесса управления предприятия, можно назвать следующие [16]:
1. SWOT - анализ;
2. PEST - анализ;
3. Анализ пяти сил Портера.
Рассмотрим более подробно каждую из этих моделей.
SWOT - анализ - это метод стратегического планирования предприятия, который может применяться к любым проектам по улучшению бизнес - процессов на предприятии. С помощью этого метода рассматриваются основные факторы, влияющие на объект бизнес - анализа.В основе этого аналитического подхода анализируются сильные стороны проекта или бизнес - процесса (Strengths), его слабые стороны (Weaknesses), возможности развития или решения проблемы (Opportunities) и угрозы по внедрению его на практику (Threats). SWOT - анализпоказан на рисунке 1.4.
Рисунок 1.4. Модель SWOT - анализа [17]
Сильные и слабые стороны аналитического проекта относятся к внутренним факторам, возможности и угрозы по внедрению проекта зависят от внешних условий, которые помогают либо мешают достичь поставленных целей компании.
Такая модель пользуется огромной популярностью и применяется очень широко среди компаний. Однако следует учитывать, что результативность SWOT - анализа очень сильно зависит от полноты и качества исходной информации, и от высокой компетентности бизнес - аналитика, который его проводит. Большим является риск ошибок еще на ранних стадиях бизнес - анализа, что может привести к неверным результатам. Кроме того, интерпретировать результаты нужно с большой осторожностью, так как однозначных решений они не дают.
Таким образом, для устранения недостатков системы стратегического управления, ООО «Алтын Мир» рекомендуется внедрять показатели оценки эффективности проектируемых мероприятий.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский Кодекс РФ (глава 4)
2. Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес - анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2018. - 272 с.
4. Елиферов В. Г. Бизнес - процессы: регламентация и управление. - М.: Дашков и Ко, 2019. - 386 с.
5. Зудина Л.А. Организация управленческого труда. Учебное пособие, 2017. - 546 с.
6. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. - 2018. - №8(144). - С.56 - 67.
7. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. - Краснодар: КубГАУ, 2016. - 266 с.
8. Поршнев А.Г., Румянцева З.П. Управление организацией/ А. Г. Поршнев, З. П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 375 с.
9. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 352 с.
10. Репин В. В., Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 419 с.
11. Терехин В.И., Моисеев С.В. Финансовое управление фирмой / В.И. Терехин, С.В. Моисеев. - М.: Экономика, 2019. - 350 с.
12. Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности. - М.: Инфра-М, 2017. - 504 с.
13. http://www.refa.de/home - институт менеджмента, инноваций и бизнес - анализа
14. http://www.jobgrade.ru/ - все об организации труда в компании
15. http://www.inventech.ru - библиотека по менеджменту
16. http://consulting.1c.ru - управление предприятием
17. http://investobserver.info - институт управления бизнесом
18. http://institutiones.com/ - экономический портал
19. http://hr-portal.ru/ - сообщество HR менеджеров
20. http://altyn-mir.tiu.ru/ - компания ООО «Алтын Мир»