Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня управление процессами социального обслуживания в учреждении является важнейшим
критерием его эффективной работы. В широком смысле управление — это процесс воздействия на
объект и его свойства с целью изменения его в нужном направлении, а социальное управление —
это процесс воздействия на общество и его отдельных граждан с целью сохранения их
существующего состояния, либо изменения этого состояния в лучшую сторону [5].
Качественное обслуживание граждан, в том числе и пожилого возраста, невозможно без
эффективной системы управления процессами социального обслуживания в организации, которая
2
напрямую связана с реализацией функции управления персоналом. В данных условиях актуальным
становится социальный менеджмент. Изначально менеджмент относился лишь к коммерческим
организациям. Однако со временем, зарекомендовав себя как эффективную форму управления,
менеджмент распространился и на другие сферы жизни, в том числе и на социальную сферу.
Авторы по-разному трактуют данный термин. Так, доктор экономических наук Афонин Ю. А.
определяет социальный менеджмент как «область управления, формирующую у будущих
специалистов теоретические и практические навыки, которые позволяют эффективно воздействовать
на социальные процессы, влиять на создание благоприятной социальной среды, проектировать
социальные организации» [2].
Научный сотрудник Института истории материальной культуры Российской академии наук Попов С. Г.
говорит, что» социальный менеджмент — это разновидность менеджмента, которая предполагает
разработку целей, формулировку проблем, составление планов посредством использования
определённых видов деятельности [6].
Таким образом, социальный менеджмент — это область организаторско-управленческой
деятельности, обеспечивающая выработку и реализацию решений по эффективному
функционированию организации как системы. Объектом управления в социальном менеджменте
выступает система общественных отношений, в которую включены учреждения социальной сферы, а
субъектом управления — руководители социальных учреждений и формируемые ими органы
управления [3]. Субъект и объект управления, а также существующие между ними связи образуют
систему социального управления, в том числе и систему управления по оказанию социальной
помощи различным категориям населения.
Приведенная выше информация указывает на актуальность темы курсовой работы и необходимость
ее изучения.
Целью курсовой работы является изучение системы функций управления социальной работы.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть основные принципы социального менеджмента;
изучить сущность и особенности управления в социальной работе;
проанализировать систему функций управления социальной работы;
провести анализ реализации социальной защиты;
провести анализ наиболее значимых проблем в сфере управления социальной работой и
возможности их решения;
дать рекомендации по совершенствованию системы управления социальной работы.
Объектом исследования является система управления социальной работы.
Предметом исследования является система функций управления социальной работы.
При работе над курсовой работой использовались аналитический метод, метод экспертной оценки,
метод сбора итоговых документов и метод анкетирования.
3
Основные научные работы, использованные в рамках курсовой работы, являются труды
отечественных ученых таких как: Жигас М.Г., Климантова Г.И., Савинская О.Б., и Филиппова А.В и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
1.1 Основные принципы социального менеджмента
Под принципами управления социальной работы понимают основополагающие правила, положения
и нормы, которыми должны руководствоваться управленцы в конкретных социальных условиях.
Принципы социального менеджмента должны быть основаны на законах развития общества,
соответствовать целям социального менеджмента, учитывать временные аспекты социального
управления; быть закреплены в соответствующих нормативно-правовых актах [4].
К принципам социального менеджмента относят:
1. Принцип коллегиальности в принятии управленческих решений.
2. Принцип научности социального менеджмента.
3. Принцип прогнозирования социального менеджмента
4. Принцип ответственности за результаты социального менеджмента
5. Принцип рационального подбора и использования кадров.
6. Принцип экономичности и эффективности управления.
7. Принцип системности.
8. Принцип иерархичности.
9. Принцип обязательной обратной связи.
В процессе развития общества определенные принципы социального менеджмента могут
изменяться. Но, тем не менее, полностью они не исчезнут, поскольку выражают серьезные
требования к системе социального управления.
Мировая практика в работе с пожилыми людьми отдаёт предпочтение социальному менеджменту.
Особенности социального менеджмента в работе с пожилыми людьми включают в себя следующие
положения:
– комплексный подход к пожилому человеку, предполагающий тесное взаимодействие различных
специалистов;
– учет психологических особенностей пожилых людей;
– организация усилий каждого специалиста учреждения как элемента в целостной системе
социального обслуживания.
4
Социальный менеджмент позволяет обеспечить эффективное управление деятельностью
учреждения с целью удовлетворения потребностей той или иной категории населения в различных
услугах [1].
Социальный менеджмент в учреждении охватывает три аспекта работы [7]:
1. Социальный аспект (удовлетворение потребности в социальных услугах).
2. Организационный аспект (организация и координирование работы в учреждении). Важным
становится необходимость интегративности и межведомственного взаимодействия между
учреждениями системы социального обслуживания всех уровней, некоммерческими организациями
и благотворительными организациями.
3. Кадровый аспект (профессионализм специалистов по социальной работе). Данный аспект
является одним из значимых в управлении социальными процессами, поскольку эффективность
оказания социальной помощи напрямую зависит от профессионализма специалиста. Следовательно,
важным становится процесс обучения и подбора персонала, в связи, с чем для учреждений
социального обслуживания необходимым становится развитие нового направления — социальный
менеджмент.
Итак, социальный менеджмент — это область управления, направленная на формирование у
специалистов теоретических и практических навыков, позволяющих эффективно воздействовать на
социальные явления и процессы. Менеджмент в социальной сфере обеспечивает эффективное
управление процессами социального обслуживания, направленными на удовлетворение
потребностей населения, в том числе и пожилого возраста, в социальных услугах.
1.2 Сущность и особенности управления в социальной работе
Социальная защита по общему признанию играет значительную роль в развитии современного
социального государства, поэтому особое значение сегодня приобретают организационные моменты
оказания социальной защиты во всем многообразии ее видов и форм. В связи с этим особое
значение приобретает актуальность теоретической практикоориентированной базы организации
защитной деятельности на первичном уровне, и в первую очередь - социальной работы. В
соответствии с имеющимися стандартами (мировыми и национальными) квалифицированный
социальный работник должен иметь необходимое образование: медицинское и/или
психологическое для того, чтобы предоставлять населению квалифицированные консультации, не
нанося при этом вред психическому здоровью человека. Однако с учетом роста потребности
населения в социальной защите, поскольку в обозримой перспективе социальная работа в России
должна стать неотъемлемой частью работы учреждений и организаций различного профиля,
достижение высокого качества организации мероприятий социальной работы невозможно без
эффективного управления данным процессом. Соответственно, управление в социальной работе
может являться самостоятельным предметом научного исследования, имеющего теоретическое и
прикладное значение.
Вопросы управления в социальной работе активно рассматривались в специальной литературе с
конца прошлого века [8], в том числе, когда стало востребованным соответствующее
профессиональное образование средней и высшей ступени [5; 7; 9]. Однако, поскольку управление в
5
системах социальной защиты вообще [11] и в социальной работе в частности имеет свои
особенности [6; 12], считаем необходимым начать анализ с основ управления трудом.
Разработанная и научно представленная Ф. Тейлором система управления трудом стала отправной
точкой многих научных теорий в сфере экономики, так как она закрепила управленческий процесс
как объект научного исследования и создала базу для дискуссий. Использованные на практике
управленческие разработки показали экономическую выгоду грамотной организации
управленческих процессов. Данная система управления заложила основу для
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации 1993 года (ред. от 21.04.2014).
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016 с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 28.12.2016 с изм. и
доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
5. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от
27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 16.12.2019).
6. Федеральный закон «О государственных пособия семей, имеющих детей» от 19.05.1995 N 81-
ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016).
7. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от
21.11.2011 N 323-ФЗ 21 ноября 2011 года (с изменениями от 27.12.2019).
8. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред.
от 19.12.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
9. Постановление Правительства Ростовской области от 28.02.2013 № 107 «Об утверждении
Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере
социального обслуживания населения Ростовской области (2013–2018 годы)» (ред. от 08.05.2015)//
http://www.donland.ru/documents/Ob-utverzhdenii-Plana-meropriyatijj-dorozhnojj-karty (дата
обращения 15.06.2020).
10. Анисимова С. А. Управление персоналом в современной организации социального
обслуживания // Проблемы экономики и юридической практики. — 2015. — № 2. — С. 265–268.
11. Афонин Ю. А., Жабин А. П., Панкратов А. С. Социальный менеджмент: учебник. — М.:
Издательство МГУ, 2004. — 320 с.
12. Войтенко, А. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе:
Учебник / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. — М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 255 с.
6
13. Жигас М. Г., Социальная защита материнства / М.Г. Жигас, Ю.А. Канина; М-во образования и
науки Рос. Федерации, Байк. гос. ун-т экономики и права. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2014. - 202 с.
14. Климантова Г.И. Социальная политика: семья, демография, детство: монография / Г. И.
Климантова. - Москва: Ритм, 2016. - 144 с.
15. Коротун А.В. Механизмы социально-правовой защиты материнства детства в современной
России / А.В. Коротун // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 10. - С. 197-204.
16. Майоров А.В., Еремеев С.Г., Волкова А.М., Потапов А.Д. Цифровые технологии в
управленческой деятельности: философско-антропологический и прикладной аспекты // Вестник
Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2019. - № 1. - С. 34-48.
17. Минаева О. В. Принципы социального управления // Вестник МИЭП. — 2016. — № 2 (23). — С.
15–23.
18. Основы социального управления: Учебное пособие / А. Г. Гладышев, В. Н. Иванов, В. И.
Патрушев и др. Под ред. В. Н. Иванова. — М.: Высш.шк., 2001. — 271 с.
19. Попов С. Г. Социальный менеджмент: учебное пособие. — М.: издательство «Ось-89", 2009. —
160 с.
20. Савинская О. Б., Маркина В.М., Подстрешная Е.С. Социально опасное положение семьи и
детей: анализ понятия и методология оценки / Москва: Вариант, 2015. - 99 с.
21. Современные технологии социальной работы с семьей и детьми: коллектив. моногр. / [Н.П.
Клушина и др.]; под общ. ред. Н.П. Клушиной, Е.И. Зритневой; Сев.-Кавказ. федер. ун-т, Ин-т
образования и соц. наук, каф. соц. технологий, лаб. разраб. и практики применения соц. технологий. -
Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016.
22. Управление в социальной работе: учебник для бакалавров. - 2-е изд., стер. / под ред. Е.И.
Холостовой, Е.И. Комарова, О. Г. Прохоровой. - М., 2019.
23. Филипова А. Г., Социальная защита детства в современной России: монография / А.Г.
Филипова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. учреждение высш. проф.
образования «Комсомольский-на-Амуре гос. техн. ун-т». - Санкт-Петербург: Астерион, 2012. - 247 с.
24. Фирсов М.В., Студёнова Е.Г. Теория социальной работы: учебное пособие для высшей школы.
- М.: ООО «Издательство «КноРус», 2018.
25. Халикова Г. Р. Менеджмент в социальной работе // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С.
541–543.
26. Черкасская Г. В. Исследование теоретических основ организации и управления системой
социальной защиты // Отечественный журнал социальной работы. -2014. - № 1 (56). - С. 11-42.
27. Черкасская Г. В. Исследование теоретических основ организации и управления системой
социальной защиты // Отечественный журнал социальной работы. -2014. - № 1 (56). - С. 11-42.
28. Taylor F.W. The Principies of Scientific Management. 1911. [Фредерик Уинс-лоу Тейлор.
Принципы научного менеджмента]. - М., 1991. [Электронная публикация]. - Центр гуманитарных
технологий. 03.06.2010. - URL: https://gtmarket.ru/ laboratory/basis/3631.