Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Макроэкономика является наукой, которая изучает поведение экономики как единственного целого. Макроэкономика изучает причины колебаний экономических циклов, каким образом взаимосвязаны объемы производства, уровня инфляции и безработицы. Базой макроэкономики являются явления и процессы, например, изучение шоков спроса и предложения.
Актуальность рассматриваемого вопроса связана с необходимостью определения сущности, глубинных причин возникновения и развития особенностей возникновения шока спроса и предложения, стагфляции, а также учет и мирового опыта.
Целью данной работы является рассмотрение шоков спроса и предложения.
Задачи:
- описать сущность спроса и предложения;
- рассмотреть особенности шоков спроса и предложения;
- изучить макроэкономическое равновесие в долгосрочном периоде, рецессионный и инфляционный разрыв;
- охарактеризовать причины рецессий с точки зрения шоков спроса и предложения.
Объектом исследования является изучение шоков спроса и предложения. Предмет исследования – специфика проявления шоков предложения и спроса в различные временные периоды.
Информационной основой для написания работы послужили: учебная, научная литература по рассматриваемому вопросу.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
В работе присутствует 6 рисунков и одно приложение.
1 Спрос и предложение. Шоки спроса и предложения
1.1 Сущность спроса. Виды потребительского спроса
Важная категория рынка, показатель рыночной конъюнктуры – это спроса покупателя.
Через объем спроса мы можем видеть соотношение потребности как нужды, которая приняли определенную форму, которая определяется уровнем культуры, личностью потребителя и потребления как фактически удовлетворенной потребности .
Если рассматривать потребительский спрос как категорию экономики, то он представляет собой потребность, которая обеспечена средствами в качестве денег, которая представлена на рынке.
Если же рассматривать спрос как предмет деятельности коммерции, то он представляет собой объем товаров, который покупатель хочет и может купить по удовлетворяющей его цене в течение конкретного временного промежутка.
Главными компонентами спроса являются наличие конкретных потребностей в товарах или услугах и обеспеченность этих потребностей денежными средствами. Базовыми факторами, которые бы способствовали тому, чтобы спрос удовлетворялся, являются приемлемые для клиентов цены и соответствующее спросу по объему и структуре предложение товаров.
Теперь рассмотрим понятия совокупного и индивидуального спроса.
На спрос покупателя влияет огромное количество факторов, которые может типизировать на 6 групп:
1) Экономические (денежные доходы населения, распределение денежных доходов между конкретными группами населения; ценовой уровень на конкретные виды товаров; объем и структура производства; объем импорта; объем и особенности нетоварного поступления товаров; структура денежных доходов; возможность получения займа; соотношение потребления в товарном и нетоварном виде; качество обеспеченности населения жильем, товарами среднесрочного и длительного пользования, услугами платного и бесплатного характера; особенности состояния транспортных и других связей; особенности структуры торговой сети и пр.);
2) Социально-демографические (структура общества, численность и состав населения в плане возраста и пола; структура семей; качество и уровень образования и развития в сфере культуры; особенности распределения благ между членами социума; традиции в плане истории конкретной страны; мода, особенности проживания, плотность населения и пр);
3) Технологические (на сегодня являются важными - прогрессивные системы товароснабжения, реализации и хранения товаров, применение новых информационных систем и пр.);
4) Психологические (специфика организма человека, его реакция на внешнюю среду, религию, рекламу, отношение к имиджу и пр.);
5) Природно-климатические (влияние географического положения, специфика времени года, климата, температуры воздуха и пр.);
6) Прочие (правовые факторы, особенности культуры и истории, политики и пр.) .
Следует заметить, что спрос создается при воздействии нескольких факторов одновременно.
Типизируют факторы на количественно измеримые (экономические, к примеру) и те, степень влияния которых не оценивается и не может оцениться (психологические, к примеру).
Виды потребительского спроса
В Приложении 1 показали виды факторов, влияющих на спрос.
Огромная часть исследований поведения субъектов рынка посвящена проблемам предприятия-производителя, то есть производственной проблемы. Но экономическая идея состоит в том, что система экономики функционирует качественно тогда, когда удовлетворяются потребности потребителя, которые проявляются в потребительском поведении на рынке.
Итак, в структуре отношений экономики главная роль принадлежит потребителю. Последний – это носитель целевой функции производства на уровне социума.
Потребитель влияет на режим обратной связи производителя, корректирует деятельность производителя для того, чтобы полно обеспечивать общественные потребности. Если этой связи нет, то система экономики не обладает внутренним способом развития и не эволюционирует.
Поведение потребителя определяет трудовую, сберегательную и другие виды экономической деятельности, характеризует виды поведения в экономике.
Теория поведения потребителя характеризует то, почему люди покупают. Это предмет науки экономики в целом.
Потребительское поведение изучается целым комплексом наук. Поведения потребителя характеризуется богатым набором ценностей и предпочтений. Люди максимизируют свое благосостояние, каким они его себе представляют, независимо от того, эгоисты или альтруисты они. Также важны и социальные институты в формировании у людей представлений о том, на каком уровне находится их благосостояние.
Рассмотрим фазы поведения потребителя.
1) Преддействие – создание настроений, оценок, которая предшествует определенным решениям и действиям потребителя;
2) Потребительское действие по обретению благ – приобретение благ на рынке или другим способом;
3) Потребительское удовлетворение (производство базовых благ потребления).
Поведения потребителя как объект категории экономики – это сложная категория экономики, которая отражает целую совокупность отношений экономики, явлений и процессов.
Факторы, определяющие поведение потребителя
На уровне ожиданий, настроений потребителя функционируют индивидуально-психологические факторы, которые влияют на микрофакторы. Изменения на микро и макроуровне влияет на них. Факторами могут быть изменение политики государства в сфере доходов, установление ценового контроля, контроль за внешней торговлей и валютным курсом, изменение социальной политики в регионе и пр.
Нанофакторы, то есть факторы на уровне ожиданий влияют на факторы поведения экономики – увеличение, например, инфляционных ожиданий, развитие ажиотажного спроса и пр.
На микроуровне на спрос могут влиять особенности распределения доходов и формирование цен на рынке.
Также на поведение потребителя могут оказывать влияние общеэкономические и демографические факторы, степень инфляции в области и регионе и пр.
Также на макроуровне мы говорим о таких факторах, как инфляция, ситуация в стране и др.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Аникин А. В. История финансовых потрясений. Российский кризис в свете мирового опыта. М., 2002.
2) Вечканов, Г. С. Макроэкономика: моногр. / Г.С. Вечканов, Г.Р. Вечканова. - М.: Питер, 2017. - 288 c
3) Гончаренко, В. М. Дисбаланс спроса и предложения в условиях неопределенности / В.М. Гончаренко, М.С. Елаева, А.Б. Шаповал. - М.: Инфра-М, Форум, 2015. - 160 c.
4) Горюнов Ф. А. В петле инфляции / Ф.А. Горюнов. - М.: Издательство политической литературы, 2018. - 112 c.
5) Журавлева Г.П. Экономическая теория : макроэкономика-1, 2, метаэкономика, экономика трансформаций [Текст]: учебник для вузов / Журавлева, Г.П. – Москва.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. – 919 с.
6) Климов, С. М. Макроэкономика / С.М. Климов, А.П. Селин, Т.А. Федорова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 360 c.
7) Матвеева, Т.Ю. Введение в макроэкономику / Т.Ю. Матвеева. - М.: ГУ ВШЭ; Издание 2-е, испр., 2016. - 512 c.
8) Меньшиков С. М. Инфляция и кризис регулирования экономики: моногр. / С.М. Меньшиков. - М.: Мысль, 2018. - 368 c.
9) Неустроева Е.М. Инфляция: причины, особенности проявления в регионах РФ // Экономическая наука сегодня: теория и практика : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 29 июня 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 167-170.
10) Никифоров, А. А. Макроэкономика / А.А. Никифоров, О.Н. Антипина, Н.А. Миклашевская. - М.: Дело и сервис, 2014. - 624 c.
11) Трунин, С. Н. Макроэкономика / С.Н. Трунин, Г.Г. Вукович. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 312 c.