Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1. теоретические основы формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования 6
1.1.Особенности формирования знаний о природе у младших школьников 6
1.2.Основные формы и методы формирования знаний о природе в процессе экологического образования 9
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования 15
2.1. Диагностика сформированного уровня знаний о природе у младших школьников 15
2.2. Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования 21
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 31
Заключение 35
Список использованной литературы 40
Приложение 46
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. По мнению ученых, в России существует не менее чем 15-летнее отставание уровня экологического образования от мирового. При этом, Россия отнесена ООН к странам с наихудшей экологической обстановкой: 15 % ее территории – зоны экологического бедствия и экологического неблагополучия. В 74 статье Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»[1] сказано, что «в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов». Формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания относится к числу важнейших задач экологической политики России.
Ещё несколько десятков лет назад термины «окружающая среда», «экология человека», «экологический кризис» изредка произносились лишь учёными на конференциях и симпозиумах. Теперь они всё чаще звучат по радио и телевидению, стали достоянием каждого человека, который осознал, что здоровье нынешнего и будущих поколений зависит от состояния окружающей среды. Осознают это и ведущие педагоги, занимающиеся проблемой экологического образования, которая относится к числу коренных проблем теории образования и имеет первостепенное значение для воспитательной работы.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я.А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. K.Д. Ушинский стремился вести детей в природу, чтобы сообщить им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «человек был и всегда остаётся сыном природы и то, что роднит его с природой должно использоваться для его приобщения с богатством духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, верный источник детского разума.
В настоящее время для экологического образования наметилось перспективное направление - обучение на открытом воздухе. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества. Экологическое образование не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, насекомых. Именно обучение на открытом воздухе, где задействованы все чувства ребенка, предоставляет для этого оптимальную возможность.
В настоящее время, экологическое образование не во всех школах соответствует должному уровню. Начальной школе, дающей учащимся первичные знания о природе и экологии, нужно уделять особое внимание экологической образованности и культуре детей. Экологическая культура является неотъемлемой частью общей культуры личности. Знания о природе необходимо постоянно формировать в процессе экологического образования младших школьников.
Проблема исследования: комплекс каких педагогических условий будет способствовать эффективному формированию знаний о природе у младших школьников
Одновременно, существует противоречие между необходимостью формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования развития и недостаточной разработкой данной проблемы у педагогов в современных школах, и ее несомненная актуальность для практики педагогов начальной школы послужили основанием для выбора темы работы: «Формирование знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования».
Объектом исследования будет процесс экологического образования в начальной школе, а предметом исследования – Педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать педагогические условия формирования знаний о природе у детей в процессе экологического образования и опытно-поисковым путем подтвердить их эффективность
Гипотеза исследования: Формирование знаний о природе в процессе экологического образования, будет эффективным:
- если будут определены психолого-педагогические основы формирования знаний о природе у младших школьников;
- если процесс формирования знаний о природе будет проводиться целенаправленно и систематически и включаться во внеклассную работу .
Таким образом, названные проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования, определили постановку и последовательное решение следующих задач:
1. Выделить особенности формирования знаний о природе у младших школьников.
2. Рассмотреть основные формы и методы формирования знаний о природе в процессе экологического образования.
3. Определить сформированный уровень знаний о природе у младших школьников экспериментальной группы.
4. Выяснить педагогические условия формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Методы исследования:
1. Теоретические: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, систематизация и обобщение.
2. Эмпирические – анкетирование, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, наблюдение.
3. Математическо-статистические – количественный и качественный анализ полученных данных, метод статистической обработки данных.
База исследования: Муниципальное автономное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 24 с углубленным изучением отдельных предметов, 4 «В» класс, 25 человек.
Глава 1. теоретические основы формирования знаний о природе у младших школьников в процессе экологического образования
1.1. Особенности формирования знаний о природе у младших школьников
Известно, что новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)[2], ставит главной своей целью развитие личности учащихся. Курс начальной школы «Окружающий мир» - объединяет природоведческие, исторические и обществоведческие знания. Ученик получает материалы как естественных, так и социально-гуманитарных наук, которые объединяются в целостную картину мира и его взаимосвязи.
Организацию экологического образования, прежде всего необходимо строить на знаниях характеристики младшего школьника. Младший школьный возраст – это вершина детства. Ученик начальной школы сохраняет много детских качеств, таких как наивность и легкомыслие, детский взгляд на многие вещи, но при этом, начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, в связи с появлением новой логики мышления, это следует учитывать при организации наблюдений.
Учебная деятельность у учеников начальной школы – это ведущая деятельность. Хотя во втором классе начальной школы, мотивация к учебной деятельности снизиться и ослабнет интерес к учебе, здесь важно особое мотивационное переключение на другие виды деятельности талантливым педагогом. Как раз в этот период возможно заинтересовать ребенка работой по формированию знаний о природе на уроках «Окружающий мир», а эти навыки пригодятся ему абсолютно на всех школьных предметах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 29.04.2018) «Об охране окружающей среды». // СПС КонсультантПлюс [электронная версия].
2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) // СПС Консультант Плюс [электронный ресурс].
3. Актуальные проблемы биологического и экологического образования в условиях реализации ФГОС: актуальные аспекты: материалы региональной научно-практической конференции, 21 апреля 2017 года, г. Воронеж / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский государственный педагогический университет», Естественно-географический факультет, Кафедра биологии растений и животных; [редколлегия: А. Н. Ершова и др.]. - Воронеж: Воронежский гос. педагогический ун-т, 2017. - 79 с.
4. Андрусякова И. П. Особенности воспитания экологической культуры у младших школьников // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 118-120.
5. Бойко, Л. А. Воспитание экологической культуры детей // Начальная школа. — 2011. — № 6. — с. 79–96.
6. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников; [Текст] под. ред. Г. В. Буковская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2014. — 192с.
7. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирование экологического сознания / А.В. Гагарин // монография. – М.: Изд-во РУДН, 2015. – 195 с.
8. Глазачев, С. Н. Экология и образование на пути к культуре мира [Текст] Биология в школе / С. Н. Глазачев. — М., 2010. -№ 3. — 10с.
9. Гончарова Е.В. Природа как фактор воспитания в педагогических системах прошлого. Учебное пособие для студентов дошкольных факультетов педагогических институтов и колледжей. Нижневартовский государственный педагогический институт. - Нижневартовск: НГПИ, 2000. – 108 с.
10. Гордеева, Т. Н. Экологическое образование и воспитание учащихся // Начальная школа.- 2014.- № 2.- с.75–128
11. Гринёва Е.А. Экологическая культура младших школьников: духовно-нравственный аспект: монография / Е. А. Гринёва, Л. Х. Давлетшина; Ульяновский государственный педагогический ун-т имени И. Н. Ульянова. – М.: Прометей, 2015. - 156 с.
12. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология: [Учеб. пособие для вузов] / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. - Ростов н/Д: Феникс: АО «Книга», 1996. – 476 с.
13. Дубровина, И. В. Психология: [Текст] учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Академия, -2010. — 464 с.
14. Зверев, И. Д. Экологическое образование школьников / [Текст] под ред. И. Д. Зверева, А. Н. Захлебного, Т. И. Суравегиной.- М.: Издательский центр «Академия».- 2010.- 160 с.
15. Здоровьесбережение и экологическое воспитание как главное направление реализации национальной стратегии действий в интересах детей России на 2012-2017 гг. [Текст] / ред. Кучма В.Р. - Москва: ПРОБЕЛ-2000, 2013. - 96 с.
16. Зебзеева В.А. Программы экологического образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / В. А. Зебзеева. – М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 307 с.
17. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников // Начальная школа. – 2004. - № 11. - С. 34.
18. Комарова В.И. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие. - 2-е издание, стереотипное. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2015. - 250 с.
19. Кондрашева Ю. В., Прудских Э. В., Шорстова В. Ф. Роль дидактической игры в экологическом воспитании // Молодой ученый. - 2014. - №6. - С. 718-721.
20. Краткий словарь современной педагогики / Сост. Т.Б. Санжиева, Ю.Г. Резни-кова, Т.К. Солодухина и др. / Под. ред. Л.Н. Юмсуновой. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. - 389 с.
21. Куприна Л. Е. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебное пособие / Л. Е. Куприна; Российская Федерация, Министерство образования и науки, ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, Институт дистанционного образования, Институт государства и права. - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2014. - 312 с.
22. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. обучения / С. Н. Николаева. — 7е изд. испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 272 с.
23. Остапенко В.В. Формирование экологической культуры младших школьников//Начальная школа/ В.В. Остапенко - 2013. - №2. – С.53 – 55.
24. Подоляк Д.О. Приобщение младших школьников к учебному исследованию во внеурочной деятельности по окружающему миру. // Начальная школа. - 2014. - №9. - С. 57-61.
25. Пономарева Л.И. Воспитание природолюбия в процессе экологического образования дошкольников: монография / Л. И. Пономарева; Междунар. ин-т назависимых пед. исслед. МИНПИ-ЮНЕСКО. - Санкт-Петербург: МИНПИ: Астерион, 2005. - 183 с.
26. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование [Текст] / В. А. Горецкий, А. А. Тимофеев, Д. В. Смитрнов; под ред. В. А. Горецкого — М.: Просвещение, 2011. — 111 с.
27. Руднявская Е.И. Организация сезонных природоведческих экскурсий в 3-м классе // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ/ Е.И. Руднявская - 2011. - №7. – С.11 – 15.
28. Сатуева Л. Л. Роль и значение экологического образования в формировании экологической культуры общества // Педагогика высшей школы. - 2016. - №2.
29. Сергеева Б. В., Станина А. С. Условия формирования экологических знаний младших школьников // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1181-1186. - URL https://moluch.ru/archive/113/29427/
30. Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе/ Л.П. Симонова // Учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений. М.: Просвещение, 2009.
31. Сихимбаева С.М., Рысбаева Г.А., Баймаханбетова М.А., Жияшева Ж.Ш. Экологическое воспитание детей в начальных классах // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 1 – С. 41-45.
32. Современное образование: теория и практика: сборник материалов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, студентов педагогических специальностей, 27 марта 2011 г. / отв. ред.: Козилова Л. В. – М.: Директ-Медиа, 2014. - 168 с.
33. Топор А. В., Калугина Т. Н. Краеведческие экскурсии как форма эколого-ориентированной работы в начальной школе // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 533-535.
34. Торохова Е. П. Пути повышения эффективности экологического образования учащихся // Начальная школа. — 2014. — № 12.- 104–128 с.
35. Флеенко А.В. Экологическая грамотность: современное состояние и проблемы // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6–4. – С. 930-934.
36. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст]. — М.: Гардарики, 2012. -349 с.
37. Экологическое воспитание детей и молодежи средствами туризма и краеведения: Международная научно-практическая конференция, 3 декабря 2016 г.: материалы конференции / [сост. И. А. Дрогов]. - Москва: ФЦДЮТиК, 2016. - 148 с.
38. Юркина С.В. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ/ С.В.Юркина. – 2011. - №3. – С.60 – 68.
39. Юркина С.В. Экологическое образование младших школьников // Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ/ С.В.Юркина. – 2011. - №7. – С.15 – 17.
40. Янкина Н. В., Ирешева О. А. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками // Молодой ученый. - 2015. - №20. - С. 511-514.
41. Ясвин В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2018. - 456 с.