Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Русская литература рубежа XIX-XX веков характеризовалась активными поисками в области малой эпической прозы. Малый жанр нес большую идейно-эстетическую нагрузку, созвучную передовым исканиям и запросам времени. Показателен в этом отношении заметно возросший интерес писателей к фольклору, к легендам, сказкам, библейским сюжетам, притчам, аллегориям.
Обращение к мифам и легендам, их трансформация становятся особыми явлениями в литературе, представляющими собой и художественное средство, прием и определенное мироощущение. Мифологизация представляется фундаментальным принципом творческого восприятия действительности. Складывающиеся из образов и сюжетов разных эпох, мифы и легенды обладают способностью порождать новые тексты.
Так, в последние десятилетия в литературоведении в особый жанр выделяют авторскую или литературную легенду, которая, по сравнению с фольклорной, может отличаться четкой компоновкой материала и, как правило, строгой подчиненностью авторской мысли. Это активизирует использование современными исследователями такого понятия, как «мифопоэтика», которым мы будем пользоваться в ходе данной работы.
Термин «мифопоэтика» включает в себя литературный или биографический контекст. Мифы, легенды «обрабатываются» авторским сознанием, трансформируются, что порождает неповторимые уникальные сюжеты и образы. С жанрами авторской или литературной легенды связаны напряженные поиски писателями новых художественных приемов и принципов в познании действительности.
А.И. Куприн активно обращался к легендам, сказкам, преданиям и притчам в своем творчестве. Легенды-сказки писателя содержат в себе богатейший материал для исследования современного мифологизма и мифопоэтических мотивов.
А. И. Куприну, среди выдающихся русских писателей конца XIX - начала XX веков, принадлежит видное и своеобразное место. Восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия - все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней.
У писателя мы отмечаем напряженные поиски новых художественных приемов и принципов в познании действительности. Это свидетельствует о стремлении писателя трансформировать традиционные жанровые структуры, обогатить свою творческую палитру обращением к культуре прошлого, взглянуть на него сквозь призму современности.
Источниковой базой настоящей работы послужили труды таких отечественных исследователей, как Баевский В. С., Романова И. В., Самойлова Т. А., Вардугина Г.С., Киселев Б.М., Фроловой Е.А. и др.
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что до сегодняшнего дня без должного внимания литературоведов остается важная и уникальная страница творческого наследия А.И. Куприна – жанр легенды-сказки, в котором представлена оригинальная трансформация мифопоэтического жанра.
Объект исследования – малая проза в творчества А.И. Куприна.
Предмет исследования – мифопоэтика легенд-сказок А. И. Куприна.
Цель данного исследования − изучить специфику легенд-сказок А.И. Куприна посредством анализа их мифопоэтического начала.
Целью исследования определяются частные задачи:
1. изучить научную, методическую и художественную литературу по данной теме;
2. выявить мифопоэтические образы и мотивы в жанре легенды-сказки А.И Куприна;
3. определить способы и приемы художественной реализации в жанре легенды-сказки.
Решение поставленных задач исследования для достижения его главной цели определило выбор методов и структуру данной работы. При исследовании данной темы использовались следующие методы: описательный, метод целостного анализа, методика наблюдения над языковым материалом.
Структура работы представляет собой: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, библиографический список.
Глава 1. Истоки мифопоэтического начала
в творчестве А.И. Куприна
Литературная деятельность А.И. Куприна отражает его постоянный интерес к многообразному творчеству народа. Александра Ивановича всегда восхищал фольклор, который М. Горький впоследствии назовет основой художественной культуры нации.
Дочь писателя, Ксения Александровна Куприна, вспоминала: "Отец считал, что основоположником их рода был татарский князь Кулунчак, пришедший на Русь в XV в." [12, с. 25]. Александр Иванович очень гордился своим татарским происхождением по матери. Семейные предания, легенды и мифы, которые в детские годы писатель слышал от матери, сформировали мировоззренческую ориентацию А.И. Куприна на восточный фольклор.
О влиянии матери на формирование фольклорного сознания будущего писателя пишет В. Лилин: "От нее (Любови Александровны) мальчик слышал много интересных сказок, легенд, историй" [20, с.8]. "Расскажешь или прочтешь ей что-нибудь, - вспоминал А.И. Куприн, - она непременно выскажет свое мнение о метком, сильном, характерном слове. Откуда она брала такие слова? Сколько раз я обкрадывал ее, вставляя в свои рассказы ее слова и выражения» [20, с.8].
В некрологе, посвященном поэту А.Н. Будищеву, А.И. Куприн указывал на важность первых детских и юношеских впечатлений: "Какое это большое счастье для писателя, его первые впечатления бытия, эти богатые запасы на всю грядущую жизнь, украшены неразрывной, настоящей близостью милой, родной земле, к реке, к облакам, к хлебам, к тихим вечерним зорям, к ярким летним горам, снежным первопуткам, собакам, лошадям... смолистому бору, троицыным березкам, к простому, меткому и живописному, цельному языку. Все это похоже, как бы на здоровое целебное молоко самой матери-земли" [13, с.5].
Необходимость изучать сокровища устного народного творчества вытекала из самой художественной концепции А.И. Куприна. Он справедливо полагал, что реалистически-полнокровное отражение действительности обязательно включает в себя освоение исторического опыта народа, культурных многовековых традиций. И для того чтобы узнать "душу народа", надо не понаслышке, а лично общаться с простыми людьми, проникаясь их взглядами на жизнь, их привычками и обычаями, изучая их язык и искусство.
А.И. Куприн тонко чувствовал красоту устного народного творчества, хорошо ориентировался в многообразии жанров русского фольклора. Писатель знал множество сказок, легенд, с которыми знакомился не только изустно, но и по популярным изданиям, в частности собраниям сказок и легенд А.Н. Афанасьева.
Фольклорные включения помогали писателю воссоздать социальную среду во всех ее малозаметных подробностях, типизировать образы и явления, объединить их в цельную художественную картину.
Александр Иванович задумывался над истоками и причинами возникновения обычаев, культурных традиций, обрядов, о соотношении формы и содержания в произведениях устного народного творчества. "Только гений человека достиг художественной выдумки, - писал он Н.К. Вержбицкому, - способности создавать сказку, которая тоже есть не что иное, как обряд. Неужели Вы не чувствуете, что около каждой нашей древней былины стоит обряд-желание ее создателей обрядить в волшебную, сказочную форму, заветную мечту о силе, добре и чести" [3, с.15].
А.И. Куприн активно обращался в своем творчестве к легендам, сказкам, преданиям и притчам. Для понимания мотивов фольклоризма в творчестве писателя необходимо рассмотреть их источник – мифопоэтику, так как из самого мифа в ходе его развития появилась сказка, эпос и легенда. Такой жанр литературы, как фольклор, является безликим творчеством души народа, можно сказать, коллективной душой.
Миф постепенно нашел свое отражение в литературе. По сути, каждая литература определенной нации уже мифологична. Миф-это господствующее начало над историей и литературой. Постоянное взаимодействие литературы и мифа протекает непосредственно. [6, c. 59] Мифологическая тематика сыграла большую роль в генезисе литературных сюжетов. Мифологические темы, образы, персонажи используются и переосмысляются в литературе почти на всем протяжении ее истории. Общепринятый факт, что именно из мифов выросли сказки о животных и волшебные сказки с их фантастикой.
А. И. Куприн занял место в русской литературе как писатель- прозаик, и изначально сложно рассмотреть в его произведениях черты мифологии, но, вникнув, становится очевидно, что миф, безусловно, является основополагающей чертой в его прозе. Многие критики считали Куприна бытописателем, реалистом с цепким и точным, едва ли не себя фотографическим взглядом. Так же известно, что и сам Куприн считал себя как писателем-реалистом. Писатель уделял внимание полной зависимости от эмпирической реальности, которая не позволяла автору иметь возможность писать как-то иначе.
Анализируя каждый период творчества Куприна, можно проследить, как происходит в произведениях мифотрактование. Ориентир на включение приемов мифопоэтики в произведения задан сразу, начиная с самого раннего периода работы писателя[2]. Первое произведение с мифопоэтическим элементом - это повесть «Впотьмах». Проводя подробный анализ этой повести, можно четко увидеть, как сюжет мелодрамы раскрывается в сопоставлении коллизий и героев. Данные элементы играют роль моделей мифологии.
Главная героиня повести, Зинаида Павловна, заслуживает особенного внимания при изучении данного произведения. У данной героини имеется свой мифологический шаблон: ее образ фундаментально основывается на жертвенности, а это обычное явление для мифотворчества. Стоит сказать, что эту модель жизни она выбрала для себя сама еще в пору учебы в институте, когда определила для себя кумира жизни - Жанну д’Арк, принесшую себя в жертву, и воплотившая собой чистоту и самоотдачу.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ауслендер С.А. Из Петербурга. // Золотое руно. 1908. - №3 - 4.
2. Баевский В. С., Романова И. В., Самойлова Т. А. Русская лирика XIX - XX веков в диахронии и синхронии. М.:Владос, 2003. – 179 с.
3. Вардугина Г.С. Фольклоризм как элемент поэтики А.И. Куприна. - Челябинск, 1996. - 213 с.
4. Горячкина М.С.Художественная проза народничества.М.:Наука,1970.-257 с.
5. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX века. - Л.: Наука, 1979.-208 c.
6. Гусманов И. Г. Греческая мифология. Боги. М.: Наука, 2002. - 355 с.
7. Зуева Т.В. Русский фольклор: Учебник. - М., 2003. 245 с.
8. Ибатуллина Г.М. Мифопоэтические образно-смысловые парадигмы и их художественные функции в повести А.И. Куприна "Олеся" // European Social Science Journal. - 2014. - № 6-2 (45). - С. 245-252.
9. Киселев Б.М. Рассказы о Куприне. – М.: Сов. писат. 1964. – 203 c.
10. Кранихфельд В.П.В мире идей и образов. Т.II. - Пб.: Просвещение, 1912. – 304 c.
11. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна. 1883-1907. Изд. 2-е перераб. и доп. - Мн.: Изд. БГУ, 1983. – 351 c.
12. Куприна К.А. Куприн - мой отец - М., 1979 - С. 287.
13. Куприн А.И. А.Н. Будищев. Некролог // Русское слово, - 1916. - № 273.-С. 5-6.
14. Куприн А.И. Новые повести. – Париж: Изд. т-ва «Н.П. Карбасников», 1927. - 162 c.
15. Куприн о литературе. - Мн.: Изд-во БГУ, 1969. – 456 c.
16. Куприн А. И. Пестрая книга: Несобранное и забытое / Сост., вступ. и прим. Т. А. Каймановой. Пенза, 2015. – 627 c.
17. Куприн А.И. Собрание сочинений в 2 томах. Т.1. М.: Владос, 2000. – 429 с.
18. Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 томах. Том 7. - М., Правда, 1964- Т.2. - 493 с.
19. Куприн А.И Четверо нищих // Куприн А.И. СС: В 8 тт. М., 1973. Т. 7. – 637 c.
20. Лилин В. А.И. Куприн. Биография писателя. - Л., 1975.-112 c.
21. Осипова Н.О. Мифопоэтика как сфера поэтики и метод исследования// Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 7. Литературоведение: РЖ. - 2000. № 3. С. 1-10.
22. Пильский П. Радости земли О Куприне // А.И.Куприн. Купол св. Исаакия Далматского. – Рига: Литература, 1928. – C. 7-13.
23. Скубачевская Л.А. Специфика неореализма А.И. Куприна : дис. на соискание науч. степени канд. филологических наук: 10.01.02. - Харьков, 2007. – 206 с.
24. Смирнова Л.В. В поисках духовной гармонии: Куприн А.И М.: Худож. лит., 2016. – 116 с.
25. Фролова,Е.А.Тайны "Синей звезды" А.И.Куприна : [анализ текста] / Е. А. Фролова// Русский язык в школе. -2000. -N4.-С.48-51.
26. Элиаде М. Аспекты мифа.– М. : Академический проект, 2014. – 223 с.
27. Куприн А.И. Ужас.// Проект "Собрание классики"
URL http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1290.shtml (дата обращения 14.06.2020 г.)
28. Куприн А.И. Счастье.// Проект "Собрание классики"
URL http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1802.shtml (дата обращения 14.06.2020 г.)
29. Куприн А.И. Палач.// Проект "Собрание классики"
URL http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1522.shtml (дата обращения 14.06.2020 г.)
30. Куприн А.И. Синяя звезда.// Проект "Собрание классики"
URL http://az.lib.ru/k/kuprin_a_i/text_1927_sinyaya_zvezda.shtml ( дата обращения 14.06.2020 г.)
31. Куприн А.И.Два святителя. / Электронная библиотека Южно-Уральского государственного университета.
URL http://liv.piramidin.com/belas/Kuprin/dwa_swiatitelia.htm ( дата обращения 14.06.2020 г.)