Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1 Теоретический анализ диалога с односторонней организацией
1.1. Суть строя диалогической речи
В широком понимании диалог (диалогичность) является свойством всякого речевого общения во всех сферах жизни: диалогично общение в целом, речь всегда обращена к кому-то, текст всегда имеет адресата.
Существует несколько языковых явлений, которые трудно интерпретировать, например, эллипсы, ссылки на местоимения и выражения замещения. Для решения таких проблем необходима как информация из сложившегося контекста, так и ожидания от текущей ситуации диалога. Чтобы получить эту информацию, должна быть построена структура диалога, которая указывает целевую иерархию высказываний в диалоге. Требуется анализ диалога и его необходимо определить; (1) как вывести каждую цель высказывания в диалоге, (2) как прояснить связь между целями в диалоге. Для первой проблемы метод вывода плана распознавания является адекватным для идентификации намерения высказывания, потому что намерение может быть выведено путем распознавания плана говорящего путем объединения коммуникативных действий, рассматриваемых как речевые акты в определенной области. Что касается второй проблемы, предметно-специфические знания связаны с действием и объектами, особенно с иерархией действий, которая используется для понимания высказывания, а для понимания используются три вида прагматики между участниками в устном диалоге, развитие диалога.
«Диалог» является важной концепцией в современном мире. Он играет очень важную роль в английском публичном дискурсе, и через английский или, главным образом, через английский, он распространился по всему миру. Разговор — это совместная деятельность, в которой два или более участников используют лингвистические формы и невербальные сигналы для общения в интерактивном режиме. Диалоги — это разговоры между двумя участники (хотя условия диалог и разговор часто используются взаимозаменяемо).
Общение лицом к лицу является универсальным - участвует во всех человеческих культурах и обеспечивает интерактивный контекст, в котором дети изучают свои родные языки. Разговор также может быть опосредован, например, когда электронная технология используется для речи или текста.
Разговор - это не просто последовательность сообщений оценивается как говорящие повороты, производится спикерами, а также принимается и декодируется адресатами.
В работах многих лингвистов, таких как М. Я. Блох, С.М. Поляков в качестве коммуникативной единицы диалога признается диалогическое единство, определяемое как монотематическая единица, обладающая коммуникативной целостностью, создаваемая двумя коммуникантами, обладающая соответствующими коммуникативными интенциями, и выражающаяся в логико-семантической, грамматической, просодической (полной или частичной) целостности.
Исходя из определений диалогического единства, можно сделать вывод, что в его основе лежит одна микротема, а его границей служит компонент-реплика, реализующая коммуникативную интенцию.
В соответствии с признаком направленности выделяются интенциональные (стимулирующие, управляющие) реплики, в которых выражается мысль говорящего, и реактивные, так называемые зависимые, реагирующие, в которых форма выражения речевой реакции обусловлена, в частности, типом речевого стимула.
Механизмы речевого взаимодействия тесно связаны с конкретными формами диалога. Последние же зависят от целого ряда факторов: от тематики общения, состава участников коммуникации, их социальных ролей, намерений, представлений партнеров друг о друге, знаний о мире, ценностных ориентаций и т.д.
В качестве нехоженого высказывания в простых диалогических единствах могут выступать предложения различных коммуникативных типов.
Известно, что "предложения-высказывания самого разнообразного конкретного смысла либо что-то сообщают, либо о чем-то спрашивают, либо к чему-то побуждают. Эти коммуникативные типы предложения вычленяются на основании их взаимной противопоставленности по наборам формальных и содержательных свойств, которые прямо и непосредственно соотнесены с дополняющими их наборами свойств речевых реакций слушающего.
Своеобразие взаимообусловленности двух соседних реплик позволяет подразделить простые диалогические единства на три типа: повествовательно-отзывные. вопросно-ответные и побудительно-отзывные.
Данные единства, в свою очередь, в зависимости от применяемых реплик, делятся на ряд подгрупп, как это показано на рис.1.
Отметим, что диалогическое единство с односторонней организацией по некоторым параметрам соотносимо с монологической речью, по той причине, что в нем можно выявить информационные типы речи, стоящие в соответствии с композиционно-речевыми формами, характеризующими монологическую речь. Таковыми являются:
1) диалог-повествование;
2) диалог-описание;
3) диалог-объяснение;
4) диалог-извещение.