Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Специфика работы любого современного учебного заведения требует применения соответствующей методики. Эффективность обучения главным образом зависит от научно-теоретического уровня содержания программного материала, правильного выбора типа урока и соответствующей структуры, применение методов, форм и приёмов работы.
Развитие науки и техники даёт учителям и ученикам новые формы коммуникации, новые способы решения абстрактных и конкретных задач, изменяя учителя с авторитарного транслятора готовых идей в вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала ученика.
Сегодня в образовательном процессе преобладает система обучения, которая укладывается в схему ученик – технология – учитель, при которой преподаватель превращается в педагога-методолога, технолога, а ученик становится активным участником учебного процесса.
Педагогическое мастерство современного учителя должно развиваться не из обеспечения его большим количеством пособий и широкое использование им готовых поурочных разработок. Ему нужны, прежде всего, фундаментальные знания по базовым предметам, высокая общая культура и основательная дидактическая компетентность [3].
Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как системный анализ, информационные технологии, предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, которая отличается по содержанию и форме от традиционных уроков. В нем проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности.
В процессе изучения основных предметов важно шире применять такие методические приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся:
- беседу, которая раскрывает возможности других предметов в обогащении лексического состава русского языка;
- создание проблемных ситуаций, которые требуют знаний из других дисциплин; сочетание индивидуальных и групповых заданий по коллективной учебной работой;
- сопротивления на внеклассную работу, способствует обобщению знаний обучающихся по различным предметам;
- межпредметные конкурсы, брейн-ринги, тесты, контрольные работы;
- мультимедийные технологии.
Каждый учитель должен помнить, что независимо от того, он работает по традиционной системе обучения, или внедряет инновационные методы, приёмы и формы работы, главной в работе наставника должно быть личность ученика. Ученики должны чувствовать себя во время урока спокойно и свободно, они не должны бояться высказывать свои мысли, даже когда они, возможно, неправильные. Школьникам на уроке должно быть комфортно, уютно, они должны быть уверены в том, что каждому ученику всегда выслушают и никогда перед классом не сделают посмешищем. Каждый ученик имеет право исправить свою ошибку, имеет право работать в группе.
Жизнь стремится нового слова и новых технологий.
Теория формирования и организации самостоятельной учебной деятельности разработана в исследованиях педагогов: А.П. Беляевой, В.В. Давыдова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукин.
Все вышесказанное обуславливает актуальность темы исследования.
Объект исследования – процесс обучения математике обучающихся 10-11 классов.
Предмет исследования – методические аспекты формирования творческой деятельности обучающихся основной школы в процессе организации практических работ по геометрии.
Цель исследования – составить рекомендации к организации практических работ по геометрии как средству формирования творческой деятельности обучающихся основной школы.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: правильная организация учебной деятельности в курсе геометрии и будет способствовать формированию творческой деятельности обучающихся основной школы, если:
– на уроках будут использоваться практические работы;
– будет продумана система заданий, реализующая принцип «от простого к сложному»;
– постепенно и целенаправленно изменятся функции педагога от организатора – наставника к позиции партнера, а затем – консультанта.
Соответственно цели, перед нами был поставлены задачи, а именно:
- изучить и описать особенности понятия «творческая деятельность»;
- рассмотреть структуру творческой деятельности обучающихся;
- определить основные элементы типологизации практических работ по геометрии и их значение в процессе формирования творческой деятельности обучающихся;
- проанализировать и составить рекомендации к комплексу заданий для практических работ по геометрии, способствующих формированию творческой деятельности обучающихся основной школы;
- проанализировать особенности моделирования как элемента проектной деятельности в процессе решения задач по геометрии;
- охарактеризовать методику организации практических работ по геометрии как средства формирования творческой деятельности обучающихся основной школы;
- организовать, провести и проанализировать экспериментальную работу по реализации методики организации практических работ по геометрии обучающихся основной школы.
Для решения поставленных задач используются следующие методы:
– теоретический – анализ психологической и дидактической литературы по исследуемой проблеме, изучение учебников и учебных пособий по математике, изучение методик обучения математике;
– эмпирический – анализ педагогического опыта, его реконструкция, наблюдение за деятельностью обучающихся, беседы, опросы, опытно–экспериментальная работа.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы на уроках геометрии и позволят привести к развитию творческой деятельности, творческого мышления, повышению эффективности обучения, систематизировать знания.
На защиту выносится: методические аспекты развития творческой деятельности учащихся в процессе обучения математике.
Поставленные задачи работы предопределили её структуру, состоящую из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ГЕОМЕТРИИ
1.1. Анализ понятия «творческая деятельность»
Профессиональная деятельность современного учителя должна быть нацелена на организацию учебно-воспитательного процесса, когда обучающиеся активно вовлекаются в работу по самостоятельному добыванию знаний.
Самостоятельная деятельность непосредственно затрагивает личность учащегося, создавая возможности для ее развития, т.е. возможности для возникновения новообразований в личности, новых психических качеств или их новых уровней, для формирования способностей, интересов, потребностей, воли, эмоций. Важным моментом является то, что эти новообразования относятся к качественным изменениям личности как целостной системы, затрагивая не только изменения отдельных компонентов, но и системы их взаимосвязей. Это и определяет значение самостоятельной деятельности как существенного компонента в системе процесса обучения [23].
Важнейшим компонентом творческой деятельности обучающихся, составляющим основу ее структуры, являются самостоятельные предметные действия, которые ученик выполняет без помощи учителя. Он сам выбирает адекватные с его точки зрения способы выполнения этих действий, совершает множество операций, контролирует их в соответствии с поставленной целью. Эти действия разнообразны по своему содержанию и направленности и осуществляются на основе разных средств обучения, чем и обеспечивается их разнообразие и предметность.
Образовательная, развивающая и воспитательная ценность самостоятельной деятельности в том и состоит, что она требует при решении каждой задачи комплекса умственных, практических и организационных действий. В самостоятельной деятельности более чем в других видах познавательной деятельности выражены процессы саморегуляции, одним из характерных проявлений которых является самоконтроль. Каким бы активным ни было руководство педагога, правильные результаты работы не могут быть достигнуты, если ученик сам не контролирует свои действия.
Необходимо подчеркнуть, что развитие познавательной самостоятельной деятельности обучающихся непосредственно зависит от освоения, формирования и развития творческой деятельности обучающихся основной школы.
На современном этапе перед школой остро встала и остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учениками новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют как предметные, но метапредметные и личностные результаты [1].
В условиях модернизации Российского образования остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя, в том числе, преподавателя литературы.
Принятие федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. [2] обусловлено произошедшими в последние два десятилетия изменениями в нашей стране. Изменения социально – экономических отношений, повышение требований к выпускникам различных образовательных учреждений, рост числа образовательных учреждений, появление ряда авторских образовательных методик – все это требовало более чёткой законодательной базы. В настоящее время нет однозначного ответа, насколько эффективным является новый закон об образовании.
Проблема формирования и развития познавательных интересов обучающихся в процессе обучения занимает одно из ведущих мест в современных психолого-педагогических исследованиях, изучением данной проблемы занимались многие учёные, исследователи, в том числе, Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, А.М. Леонтьев и многие другие учёные [15, с. 22, 23, с. 45, 23, с. 30]. От решения этой проблемы в значительной степени зависит эффективность учебного процесса, поскольку интерес является важным мотивом познавательной деятельности школьника, и, одновременно, основным средством её оптимизации. Следовательно, ведущим аспектом организации учебного процесса является формирование универсальных учебных действий обучающихся.
Если анализировать термин «универсальные учебные действия», то, в широком значении, данный термин, согласно исследованиям Г.Б. Голуб [17, с. 87] обозначает умение учиться, иными словами, наличие у субъекта способности к саморазвитию и самосовершенствованию благодаря сознательному и активному присвоению нового социального опыта.
Данный термин, по мнению Р.С. Немова, обладает более узким значением – совокупность способов действий обучающихся, а также тех навыков учебной работы, что связаны с данными действиями, посредством которых возможно обеспечить самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, в том числе, и организацию данного процесса [28, с. 76].
Следовательно, способность обучающихся к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, умений и компетентности, иными словами, умение учиться может быть обеспечено тем, что посредством универсальных учебных действий как обобщённых действий предоставляется возможность широкой ориентации обучающихся, – как в определённых предметных областях, так и в построении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Под достижением «умения учиться», под творческой деятельности обучающихся основной школы многие учёные, педагоги подразумевают полноценное овладение школьниками всеми компонентами учебной деятельности, а именно:
1) познавательными и учебными мотивами;
2) учебной целью;
3) учебной задачей;
4) учебными действиями, и операциями (ориентировкой, преобразованием материала, контролем и оценкой) [43].
Основными функциями, которые выполняют универсальные учебные действия в процессе обучения, являются такие функции, как:
1) функция обеспечения возможностей обучающихся самостоятельной реализации деятельности учения, постановке учебных целей, поиска и применения необходимых средств, и способов их достижения, контроля и оценки процесса и результатов деятельности;
2) функция создания условий, что необходимы для гармоничного развития личности, и её самореализации, основываясь на готовности к постоянному образованию, а важность образования, в свою очередь, обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
3) функция обеспечения успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [24, с. 56].
В контексте усвоения разных предметных дисциплин осуществляется формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе. Требования к формированию универсальных учебных действий отражены в планируемых результатах освоения программ учебных предметов.
Таким образом, развитие и формирование творческой деятельности обучающихся основной школы возможно в рамках выполнения учебной деятельности.
С целью формирования творческой деятельности обучающихся основной школы педагогом могут быть использованы следующие технологии:
- технология проблемного диалога (по Н.Ю. Пахомовой) [32, с. 16] которая базируется на системно-деятельностном подходе и обеспечивает создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, компетенций, видов и способов деятельности. При этом постановку учебной проблемы и поиск решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога;
- использование элементов технологии адаптивного обучения позволяет варьировать обучение, осваивать новые структуры деятельности, что формирует у учеников умение работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль;
- одним из наиболее эффективных методов формирования творческой деятельности обучающихся основной школы принято считать групповое и парное обучение, которые предполагают высокую степень самостоятельности, инициативности обучающихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе взаимодействий. Данный метод считается эффективным, поскольку может быть реализован в рамках учебной деятельности, при этом, работу в группах следует начинать с выработки основных правил. При этом должно достигаться:
- полное внимание к однокласснику;
- серьёзное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие:
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет «право на ошибку».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт. – [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://standart.еdu.ru/ (Дата обращения: 22.06.2020).
2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Педагогика, 2011.- 128 с.
4. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. В., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – М.: Педагогика, 2011. – №. 1. – С. 25-30.
5. Амонашвили Ш. А. К каждому ребенку – индивидуальный подход // Воспитание школьника. – 2018. – № 5. – С. 47-52.
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя.– М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
7. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения.- М.: Просвещение, 2017. – 154 с.
8. Березина Т.Н. Развитие способностей как гуманистическая составляющая образования. – Alma Matеr. – М.: Вестник высшей школы, 2019. – Вып. 7. – С. 12-34.
9. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М.: Просвещение, 2011.- 174 с.
10. Бондарева И.И., Дедова О.Ю., Деменева Н.Н., Захарова Е.А., Мохова И.Н., Кузьмина Н.А. и др. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2013. – 129 с.
11. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. – 2011. №2. С.108-115.
12. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М.: Рось – Нова, 2018. – 189 с.
13. Венгер Л. А., Марцинковская Т. Д., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребёнок к школе. – М.: Знание, 2014. – 192 с.
14. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. И.В. Дубровина, А.Н. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 320с.
15. Воскобойникова Е. А. Проектные работы первоклассников в период обучения математике // Начальная школа. – 2017. -№ 12.- С. 20-22.
16. Воюшина М.П. Формирование культурного поля школьника в урочной и неурочной образовательной деятельности // Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения. Выпуск 7. – СПб.: Северная звезда, 2018. – С. 24.
17. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т.2. – М.: Наука, 2003. – 409 с.
18. Гаврилова Е. Э. Формирование творческой активности школьников средствами проектной деятельности // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита: Издательство Молодой учёный, 2012. – С. 66-72.
19. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», 2013. – 188 с.
20. Землянская Е.Н. Учебное сотрудничество школьников на уроках // Начальная школа. – 2018. – №1. – С. 17-23.
21. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2013. – 384с.
22. Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. – М.: Наука, 2018. – 157 с.
23. Коноводова Ю.А. Сущность понятия «самостоятельная деятельность учащихся» при обучении школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). – Уфа: Лето, 2012. – URL https://mоluсh.ru/соnf/pеd/arсhivе/60/2536/ (дата обращения: 22.06.2020).
24. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М.: Издательство УРАО, 2011. – 176 с.
25. Леонтьев А.М. Избранные психологические произведения. В 2 т. – М.: Педагогика, 2013. – 189 с.
26. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Алексей Николаевич Леонтьев. – 2-е изд., стер. – М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2005 – 352 с.
27. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. М.: Рось – Нова, 2017. – С.56-57.
28. Михайлова Н.Н. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие. – М.: МО РФ ИРПО, 2012. – 90 с.
29. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч.-практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2019. – Вып. 1(5). – С. 41-47.
30. Мухина В. С. Психология школьника. – М.: Просвещение, 2005. – 236 с.
31. Немов Р.С. Психология. Т.1. – М.: Владос, 2019. – 356 с.
32. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 2014. – 190 с.
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка – М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ, 2013. – 190 с.
34. Панько Е.А. и др. Развитие познавательных процессов школьников. Учебное пособие. – Минск: МГУ, 2014. – 349 с.
35. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: – М.:АРКТИ, 2015. – С. 16 -23.
36. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М, 1980.-240 с.
37. Розенберг Н.М., Дутко Э.Н., Носаченко И.М. Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами. – Киев: Вища шк., 2019. – 159 с.
38. Сластенин В.А. Психология и педагогика / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 480 с.
39. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 2014.-175 с.
40. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования // Народное образование 2003 – №8 С.107-115. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 2016. – 144 с.
41. Чечель И.Д. Метод проектов или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. – 2018. – № 3. – С.11-16.
42. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М.: Педагогика, 2019. – С.10-15.
43. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА, 2014. – 144 с.