Фрагмент для ознакомления
2
Фромм описал несколько стратегий, которые используют люди, чтобы «убежать от воли». Первая из них – это авторитаризм, который определяется Фроммом как «... тенденция отказаться от независимости своей личности, соединить свое Я с кем-нибудь или с чем-нибудь внешним, чтобы, таким образом, найти силу, которой недостает самому индивиду. Иными словами, индивид ищет те «вторичные» связи взамен утраченной первичным 23, с. 21.
Авторитаризм проявляется как в мазохистских, да и в садистских тенденциях. Фромм отмечает, что психологически обе тенденции происходят от одной и той же причине - неспособности принять собственную изоляцию и слабость собственной личности, хотя может показаться, что эти устремления противоположные друг другу [23, с. 26].
Другой способ бегства – деструктивность. Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, уничтожая других.
Кроме вышеуказанного, агрессия рассматривается некоторыми исследователями как защита от фрустрации, которую переживает человек. Фрустрация означает, собственно говоря, срыв какой-либо деятельности, направленной на определенную цель.
Фрустрация возникает тогда, когда организм или личность встречает на пути к удовлетворению какой-либо жизненно важной потребности непреодолимые препятствия или ограничения. Препятствия на пути к достижению цели встречаются довольно часто, причем они имеют и положительное значение, так как заставляют человека мобилизовать все свои способности и силы для их преодоления. Однако, фрустрация более чем препятствие, это срыв деятельности, вызывает у субъекта особое интенсивное переживание или состояние 13, с. 41.
Фрустрация выполняет для организма защитную функцию, создавая новую мотивацию, направленную на преодоление препятствия на пути реализации выходных мотивов. Ситуация, в которой такое препятствие возникает, называется стресс. Например, человек, боится, что пострадает его престиж, если выяснится, что он заикается.
Фрустрация характерна состоянию детского возраста, когда дети часто вынуждены прекращать игру по требованию взрослых, им многое запрещается, они видят или предполагают несогласие родителей с их поведением и т.д.
Принято считать, что организм обладает способностью сопротивляться фрустрацией без того, чтобы произошел срыв приспособления. Такая способность организма сказывается толерантностью по отношению к фрустрации. Это толерантность сохраняется до тех пор, пока индивид не прибегнет к какой-либо неадекватной реакции с целью преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Если возникают подобные неадекватные реакции на условия фрустрации, можно говорить о реакции на фрустрацию. Среди таких реакций, как уже отмечалось, может быть и агрессия 11, с. 39.
Исследователи убеждены, что агрессия является наиболее естественной и чаще всего встречающейся реакцией на фрустрацию. Целью агрессии в этом случае является устранение препятствия на пути к достижению цели и удовлетворению потребностей. У детей это чаще всего прямая форма агрессии. Существует физическая и вербальная агрессия. С возрастом проявление прямого способа выражения агрессии уменьшаются. Однако продолжают использоваться другие формы агрессии, такие как, например, сарказм, клевета и т.д. 15, с. 39.
С точки зрения психогигиены не следует полностью осуждать агрессию. Ее появление просто вызывают определенные ситуации. Подавлять гнев, агрессию может оказаться рискованным. Поэтому полезно искать такие формы канализации агрессии, которые являются социально приемлемыми. В качестве примера можно привести спортивные соревнования, участие в спектаклях, некоторые виды игр и т.д.
1.2 Особенности агрессивного поведения у детей и его профилактика
Агрессивность – один из факторов, который негативно влияют на адаптацию ребенка в коллективе. Во взаимодействии со сверстниками следствием агрессивности является неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношение к нему. Соответственно, в свой адрес такой ребенок будет получать больше негативных действий, чем другие дети, что, в свою очередь, повлечет новые вспышки агрессивности как следствие эмоционального напряжения и стрессового состояния 17, с. 21.
Агрессивный ребенок может попасть в группу изолированных детей в коллективе, что также негативно влиять на психоэмоциональное состояние. Причем, присутствие агрессивно ребенка в группе может повлечь конфликтную ситуацию: дети жалуются родителям, родители обвиняют воспитателя. У воспитателя формируется негативное отношение к ребенку 20, с. 15.
Следовательно, повышенная агрессивность не несет в себе ничего положительного ни во взаимодействии с окружением, ни относительно реакции родителей, ни для самого ребенка, ни для его отношений с учителем. Поэтому своевременное выявление агрессивных тенденций в поведении дошкольника и их устранение с помощью психокоррекционной работы является актуальной проблемой 14, с. 753.
Проблема агрессии в последнее время вызывает все больший интерес исследователей и практиков, однако, большая часть научных исследований посвящена изучению особенностей агрессивно поведения подростков и младших школьников, в то время как агрессивные реакции и проблемы необходимости коррекции агрессивно поведения дошкольников, как правило, остаются недостаточно изученными. Вместе с тем, воспитатели детей дошкольного возраста все чаще наблюдают агрессивные проявления в поведении своих воспитанников и особенно остро эта проблема поста у детей шестого года жизни, что связано с необходимостью решения задач подготовки детей к систематическому школьному обучению на первый план в воспитании выступают проблемы формирования у них познавательной активности, внимания, организованности, трудолюбия и тому подобное, и преодоления определенных трудностей в нравственно-эстетическом воспитании, связанных с тем, что некоторые дети начинают обманывать, проявлять демонстративное непослушание, агрессивно вести себя по отношению к сверстникам, а иногда и взрослым. Подобные проявления могут быть обусловлены новым этапом развития самосознания ребенка и возникновение в связи с этим потребности быть более, самостоятельным. Однако, часто шестилетний ребенок наряду с непослушанием оказывается также агрессивность в отношении к сверстникам или чрезмерную нелюдимость, тревожность 20, с. 17.
В современной психологической литературе, посвященной изучению проблемы детской агрессивности, определяются следующие источники ее возникновения:
- травматические переживания, нарушения автономии ребенка в раннем возрасте;
- различные виды страха: страх перед разлукой, страх потери родительской любви, страх перед телесным наказанием;
- пережитые негативные ощущения 9, с. 80.
Современные исследователи причинами агрессивно поведения детей считают:
- копирование поведения родителей;
- научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта;
- участие, а не пассивное наблюдение;
- чрезмерное увлечение видео, телевидением, компьютерными играми;
- врожденные предпосылки для так называемой детско нервозности и наследственная предрасположенность к определенному типу нервно системы, характеризующаяся неустойчивостью, легкой возбудимостью нервной системы;
- отсутствие условий для активно деятельности, переутомления, хроническая усталость;
- любые стрессовые факторы (например, поступление в детский сад);
- заболевание;
- нездоровый психологический климат в семье 22, с. 36.
Главными факторами возникновения агрессивных проявлений у детей:
- стиль воспитания в семье (гиперопека или попустительство);
- повсеместная демонстрация сцен насилия;
- нестабильные социально-экономические условия;
- индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т. п);
- социально-культурный статус семьи 1, с. 105.
Агрессивность детей старшего дошкольного возраста связана также с процессами половоролевой идентификацией, отсюда вытекают различные проявления агрессивности у мальчиков и девочек. Агрессивность девочек чаще направлена на личность «изнутри», а мальчиков – «внешняя» агрессивность.
Агрессивный ребенок часто чувствует себя обездоленным, не нужным. Жестокость и безразличие родителей приводят к нарушению детско-родительских отношений и вселяют в душу ребенка уверенность в том, что его не любят.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок, почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что от детей может получить отпор, а от взрослых - наказание. На самом деле, такое поведение – попытка получить долю внимания. При этом агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину на других.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача психолога состоит не в том, чтобы искоренить
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Бандура, А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений Текст / А. Бандура, Р. Уолтерс; пер. с англ. Ю. Брянцевой, Б. Красовского. – М: Апрель Пресс, ЭКСМО – Пресс, 1999. – 512 с.
2. Басс, А. Психология агрессии Текст /А. Басс // Вопросы психологии. – 1967. – № 3. – С. 60–67.
3. Березин, Ф. Б. Мир вокруг ребенка Текст / Ф.Б. Березин.– М: Просвещение, 2015. – 260 с.
4. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль Текст /Л. Берковиц. – СПб: Прайм – Еврознак, 2002. – 512 с.
5. Бочаров, В.В. Антропология возраста Текст: учебное пособие / В.В. Бочаров. – СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 196 с.
6. Бэрон, Р. Агрессия Текст/ Р. Бэрон, Д. Ридардсон. – Спб. : Изд – во Питер, 1999. – 352 с.
7. Введение в общую психологию: курс лекций Текст: учебное пособие для вузов по спец. психология / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер. − М: ЧеРо, 2016. − 336 с.
8. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка Текст / Л.С. Выготский. – М.: Смысл, 2005 – 512 с.
9. Добрынин, Н. Ф. Возрастная психология. Курс лекций Текст /Н.Ф. Добрынин. – М.: Просвещение, 2005. – 296 с.
10. Дубровина, И. В. Психология Текст / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. Прихожан. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2019 – 421 с.
11. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства Текст: монография /Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2002. – 752 с.
12. Карпинская, Т. Основные методы и приемы предупреждения и контроля агрессивного поведенияТекст / Т. Карпинская // Психология и общество. – 2010. – № 4 (42). – С. 104-110.
13. Левитов, Н. Фрустрация как один из видов психических состояний Текст /Н. Левитов // Вопросы психологии. –2007. – № 6. – C. 38-58.
14. Масаева, З.В. Психологическая составляющая проявления агрессивного поведения в контексте семьи у детей дошкольного возраста [Текст] /З. В. Масаева // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 753-754.
15. Налчаджян, А. Агрессивность человека [Текст]: монография /А. Налчаджян. – СПб: Питер, 2012. – 736 с.
16. Немов, Р. С. Психология [Текст]: учебник: В 3 кн. Книга 1. Общие основы психологии. /Р.С. Немов. – М.: Владос, 2020. – 608 с.
17. Общая психология Текст: учебное пособие для вузов и слушателей курсов психологических дисциплин / под ред. А. Г. Маклакова. – СПб: Питер , 2016. − 583 с.
18. Психология личности: функционирование самосознания и поиск смысла жизни Текст: учебно-методическое пособие: в 2 ч. / Е. Г. Богдан; Е. Л. Малиновский, С.Л. Ящук; УО «Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина», 2017 − 232 с.
19. Психология Текст: учебник/ под ред. А.А. Крылова. – М.: Проспект, 2016. – 752 с.
20. Рогозинский, А. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста: причины возникновения и пути преодоления /А. Рогозинский // Психолог. – 2006. – № 19 (211). – С. 15-19.
21. Рогов, Е.И. Психология человека Текст /Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2017. – 320 с.
22. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль Текст/ Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1992. – № 5–6. – С. 35-40.
23. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности Текст: монография /Э. Фромм. – М: Республика, 2004. – 385 с.
24. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраст: Текст монография /И.А. Фурманов. – М.: НИО, 2017. – 198 с.