Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем, что туристические агентства, в основном представленные субъектами малого бизнеса, в условиях пандемии коронавируса подверглись сильному удару, многие из них разорены и обанкрочены. Что обусловило развитие внутреннего туризма и разработку новых интересных для потребителей маршрутов и туров.
Однако для быстрого развития внутреннего туризма в туристической экономике необходимы навыки их продвижения в информационных ресурсах, соцсетях, отсутствующие у большинства малых туристических предприятий. Что и обусловило выбор темы для исследования в рамках курсовой работы.
Целью является исследование туристической деятельности и разработка мер по стабилизации деятельности туристического агентства.
Объектом исследования является туристическое агентство ООО «БигТрансТур».
Предметом исследования выступает его туристическая деятельность и развитие внутреннего труизма в деятельности туристического агентства как основного фактора привлечения туристов.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть характеристику состояния туристической отрасли в Владимирской области,
- определить перспективы развития туристической отрасли (внутреннего туризма) во Владимирской области
- дать характеристику турагентства и его финансового состояния,
- провести анализ туристических продуктов турагентства,
- разработать меры по стабилизации деятельности.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученных по теме исследования.
Информационной базой исследования являются нормативные акты, труды российских специалистов, статьи в периодических журналах монографии, интернет – источники по теме исследования; информационные источники с предприятия в виде Устава и отчетности за 2019 год.
Использованы методы исследования, такие как синтез, математический анализ, графический метод, экономический анализ, анкетирование, опрос.
Степень изученности проблемы: данная тема малоисследована, что вызвано стремительным изменением экономической ситуации туристической отрасли в условиях пандемии коронавируса, отсутствием заинтересованности крупных туристических агентств в данной области.
Практическая значимость заключается в применении на практике предложенных разработок по созданию нового тур-продукта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
1.1 Характеристика состояния туристической отрасли в Владимирской области
Владимирская область - один из древнейших историко-художественных центров русской земли [12]. Территории, которые в нее входят, издавна составляли ядро Владимиро-Суздальского княжества, а с конца XVIII века - Владимирской губернии.
Владимирское Великое Княжество (1157-1362 гг.) образовалось в связи с переносом великим князем Андреем Боголюбским столицы Ростово-Суздальского княжества в город Владимир на Клязьме. Существует несколько точек зрения на дату основания города. По одной версии, он основан князем Владимиром Святославичем в 990 году, по другой - в 1108 году князем Владимиром Мономахом. При князе Андрее Боголюбском и его преемниках город достиг расцвета.
Культура Великого Владимирского Княжества оставила глубокий след в истории всей Северо-Восточной Руси. Владимирская архитектурная школа оказала влияние на каменное зодчество Москвы и других русских городов. Среди выдающихся памятников Владимиро-Суздальской архитектуры XII-XIII веков - белокаменные Успенский и Дмитриевский соборы, Золотые ворота, церковь Покрова на Нерли.
Область знаменита сохранившимися древними русскими городами Александров, Владимир, Гороховец, Кидекша, Муром, Юрьев-Польский, Гусь-Хрустальный, их архитектурно-историческими, культурными и религиозными памятниками, местом православного паломничества - городом Суздаль (Александровский, Покровский, Спасо-Евфимиев, и Ризоположенский монастыри), уникальным архитектурно-ландшафтным памятником - Церковью Покрова на Нерли в Боголюбово. По области проходит основная часть маршрутов знаменитого Золотого кольца России. Часто посещаемым туристами местом стала историческая тюрьма "Владимирский централ".
Насколько популярны услуги владимирских турфирм, показывает число реализованных турпакетов (рис.1) [15].
Рисунок 1 – Число реализованных турпакетов в 2017-2019 гг., тыс.шт.
Пик продаж был в 2017 году – 32,2 тысячи, потом три года спада до 15,7 тысячи в 2018 году. Следующий 2019 год принес долгожданный рост до 26,5 тысяч. Из них по территории России продано - 17,3 тысячи турпакетов, по зарубежным странам - 9,2 тысячи.
Число обслуженных туристов в 2019 году было на уровне 65,6 тысячи человек (рис.2) [14]. Среди них граждан России – 51,5 тысячи, иностранцев - немногим более 14 тысяч человек. Чаще всего в 2019 году услугами владимирских турфирм пользовались граждане Тайваня и Китая – почти 5 тысяч, второе место у итальянцев - 3,1 тысячи, третье место у граждан Германии - 700 человек.
Рисунок 2 – Число обслуженных туристов, тыс. чел.
Как следует из рисунка 3, общая сумма стоимости реализованных турпакетов в 2019 году поднялась до 1 миллиарда 351 миллиона рублей, в 2018 году было - 937,5 миллиона рублей. Но и этот рывок не перекрыл рекордный показатель 2017 года в 1 миллиард 532 миллиона рублей.
Рисунок 3 – Стоимость реализованных турпакетов, млрд. руб.
Из рисунка 4 видно, что число турфирм во Владимирской области в 2019 году достигло 197, в 2018 году было 168 турфирм, а в 2017 году - 200 фирм, работающих в сфере туризма [13]. Казалось бы, есть позитивная динамика, но настораживает другой показатель – уменьшение средней численности работников турфирм (рис.5). В 2019 году их число сократилось до 388 человек, при этом в 2018 году в турфирмах трудилось 405 человек, а в 2017 году – 593 человека.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства : учебник для среднего профессионального образования / Л. Г. Березовая. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 477 с.
2. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - С. 10-15
3. Долженко, Г. П. История туризма и гостеприимства : учебник для среднего профессионального образования / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 226 с.
4. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 227 с.
5. Дмитриев, М.Н. Экономика туристского рынка.: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлениям сервиса и туризма / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 311 c.
6. Здоров, А.Б. Экономика туризма: Учебник / А.Б. Здоров. - М.: ФиС, 2011. - 272 c.
7. Кабанова Е.Е., Ветрова Е.С. Оценка туристических возможностей Владимирской области / Социально-экономические явления и процессы. РГСУ / - 2017 г. Т. 12. С. 5-12.
8. Овчаров, А.О. Экономика туризма: Учебное пособие / А.О. Овчаров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 253 c.
9. Рындач, М.А. Основы туризма: Учебное пособие / М.А. Рындач, С.Н. Смоленский. - М.: ИТК Дашков и К, 2015. - 204 c.
10. Скобкин, С.С. Экономика предприятия в индустрии гостеприимства и туризма (ИГиТ): Учебное пособие / С.С. Скобкин. - М.: Магистр, ИНФРА-М, 2011. - 431 c.
11. Официальный сетевой ресурс Ассоциации Коммуникационных Агентств России [Электронный ресурс]. URL: http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id8180 (дата обращения: 13.06.2020)
12. Достопримечательности Владимирской области [Электронный ресурс]. http://vladimirtravel.ru/obzori/(дата обращения: 13.06.2020)
13. Туристический портал Владимирской области [Электронный ресурс]. https://www.tourism33.ru/(дата обращения: 13.06.2020)
14. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=194(дата обращения: 13.06.2020)
15. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики Владимирской области [Электронный ресурс]. https://vladimirstat.gks.ru/(дата обращения: 13.06.2020)