Фрагмент для ознакомления
2
точные, мелкие движения, требующие ловкости и точной координации, им редко удаются, а иногда и не удаются вовсе. Как правило, грубые двигательные расстройства у детей старшего дошкольного возраста с общин недоразвитие речи отсутствуют, но уровень физического и моторного развития уступает нормально развивающимся сверстникам [23, 166].
Выводы по первой главе
Таким образом, для детей с ОНР характерно неполноценное развитие моторных функций. У детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в развитии тонкой моторики рук, а именно кистей и пальцев рук. Недостаточная сформированность лицевой и артикуляционной моторики проявляется в бедности, невыразительности мимических движений, в нечетком или неправильном звукопроизношении, в общей смазанности, невнятности речи.
Отставания в развитие общей двигательной сфере: плохая координация сложных движений, их недостаточной точности и ловкости, выраженные затруднения при выполнении упражнении по словесной инструкции, скованность, отсутствие легкости и грациозности при выполнении упражнений. Недостаточность лицевой и артикуляционной моторики. На фоне этого страдают все компоненты речи из-за неразрывной связи моторных и речевых функций.
2. Анализ исследования развития моторных функций речи у детей с ОНР
2.1 Цель, задачи и организация исследования
Цель констатирующего этапа экспериментального исследования – выявить особенности моторных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
В можно учитывать принципы комплексности, индивидуального, возрастного подхода, личностные особенности детей. В процессе исследования можно использовать следующие методы: тестирование, изучение психолого-педагогической документации: характеристик и заключений ПМПК.
Для изучения моторных функций можно использовать следующие методики:
1. Тесты Л. А. Квинта в модификации Г. Гельнитца (методика адаптирована применительно к старшему дошкольному возрасту) – обследование произвольной мимической моторики [23, 177].
2. Методика Г.В. Бабиной – обследование моторики артикуляционного аппарата [22, 156].
3. Мотометрическая шкала Озерецкого-Гельнитца – обследование общей моторики [25, 252].
4. Диагностические методики Г.А. Волковой и Н.В.Нищевой – обследование мелкой моторики [20, 133].
При обследовании произвольной мимической моторики оценивается качество и объем движений мышц лба, глаз, щек, так как при различных речевых нарушениях выявляются разные варианты изменения состояния мимики ребенка.
Обследуя мимическую моторику, можно использовать тесты Л.А. Квинта в модификации Г. Гельнитца, детям были предложены следующие задания:
1) Поднять брови («Удивление»).
2) Слегка сомкнуть веки.
3) Прищурить глаза («Яркое солнце»).
4) Плотно сомкнуть веки («Стало темно»).
5) Сжать губы.
6) Придать губам положение (как игра на духовом инструменте).
7) Вытянуть губы, как для произнесения звука «о».
8) Надуть щеки.
9) Оскалить зубы («Забор»).
10) Вытянуть губы, как для свиста.
Задания повторять подряд 3 раза.
Обследование проводится в игровой форме.
Так же можно дать общую характеристику мимики по наблюдению за ребенком (живая, вялая, напряженная, спокойная, амимия, гримасничанье, дифференцированная и недифференцированная мимика).
Оценка производилась по трехбалльной системе, отражающей выраженность нарушения функции. Полноценное, четкое выполнение оценивалось 3 балла; частичное, нечеткое выполнение - 2 баллами; невыполнение заданий - 1 балл.
Общий результат обследования произвольной мимической моторики по тестам Л.А. Квинта и Г. Гельнитца выводится исходя из суммы баллов: Высокий уровень - 25-30 баллов. Средний уровень -11-24 балла. Низкий уровень -0-10 баллов.
При обследовании артикуляционного аппарата (методика Г.В. Бабиной) оценивает состояние двигательной функции губ, челюсти, языка, мягкого неба.
Для исследования предлагались следующие пробы:
- На обследование двигательной функции губ:
1) сомкнуть губы;
2) округлить губы, как при произнесении звука «о», статика-счет до 10;
3) вытянуть губы в трубочку как при произнесении звука «у», статика под счет до 10;
4) вытянуть губы, сомкнуть их «хоботок», удержать под счет до 10;
5) растянуть губы в улыбке (зубов не видно), удержать под счет до;
6) максимально растянуть губы в улыбке (зубы обнажены), удержать под счет до 10;
7) поднять верхнюю губу, видны верхние зубы;
8) опустить нижнюю губу, видны нижние зубы;
9) многократно произносить губные звуки (б-б-б, п-п-п).
- На исследование двигательной функции челюсти:
1) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть;
2) сделать движение нижней челюстью вправо, влево, вперед.
- На исследование двигательной функции языка:
1) положить широкий язык на нижнюю губу и удержать под счет до 5;
2) положить широкий язык на верхнюю губу и удержать под счет до 5;
3) переводить кончик языка из правого угла рта в левый, не касаясь губ;
4) высунуть язык («лопаточкой, иголочкой»);
5) кончик языка по очереди приближать к верхним и нижним зубам с внутренней стороны при средне открытом рте;
6) поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет до 5, опустить к нижним зубам;
7) оттопырить правую, затем левую щеку языком;
8) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, кончик языка положить на нижнюю губу;
9) выполнить движение языком вперед-назад.
- На исследование двигательной функции мягкого неба:
1) широко открыть рот и четко произнести звук «а» (на твердой атаке);
2) провести шпателем или зондом по мягкому небу,
3) при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи. Подсчет результатов производился таким образом: за каждое правильно выполненное задание (по каждому разделу) ребенок получал 1 балл, если задание не выполнено ребенок получал 0 баллов, а после того как ребенок выполнил все задания, подсчитывался общий результат и выводился уровень развития обследуемой двигательной функции.
Общий результат выводился исходя из суммы всех разделов:
Высокий уровень - 20-25 баллов.
Средний уровень - 10-19 баллов.
Низкий уровень - 0-9 баллов.
С целью обследования общей моторной сферы учитывалась как статическая, так и динамическая координация, одновременность, отчетливость движений.
Использовались тесты мотометрической шкалы Озерецкого-Гельнитца;
1. Стояние в течение 10 сек. на пальцах ног («на цыпочках») с открытыми глазами.
Оценка результатов: 1 балл - задание ребенок выполнил. 0 баллов - задание ребенок не выполнил. Тест считался невыполненным, если испытуемый: сошел с первоначальной позиции, прикоснулся пятками к полу. Шатание, балансирование при поднимании и опускании на пальцах ног, за минус не принимаются.
2. Прыгание с открытыми глазами попеременно, правой и левой ногах на расстояние в 5 м.
Оценка результатов: 1 балл - тест считался выполненным, если задание выполнено для обеих конечностей. 0,5 баллов - при выполнении задания для одной ноги, в протоколе указывается для какой ноги выполнено задание. 0 баллов - тест считался невыполненным, если испытуемый больше чем на 50см отклонялся от прямой линии, коснулся пола подогнутой ногой или размахивал руками.
3. Стояние на одной ноге с открытыми главами в течение 10 сек. (попеременно на правой и на левой).
Оценка результатов: 1 балл - ставилсяся за выполнение задания на обеих конечностях. 0,5 баллов - при неустойчивости на одной ноге и в протоколе отмечалось, какая нога более устойчива. 0 баллов - тест считался невыполненным, если испытуемый после трехкратного напоминания все же опустил приподнятую ногу; тест также считается невыполненным, если испытуемый, хотя бы раз коснулся земли, подогнутой ногой, сошел с места, подпрыгивал, приподнимался на пальцах ноги, балансировал.
4. Бросание в цель ручного мяча диаметром 8 см.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.05.2020) «Об образовании в Российской Федерации». – 160 с.
2. Антонова, Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен [Текст] / Л.Н. Антонова // Педагогика. – 2012. - № 9. – С. 28 – 33.
3. Бадалян, Л.О. Детская неврология [Текст]: Учеб. пособие / Л.О.Бадалян. – 4-е изд. – М.: МЕДпресс информ, 2016 – 608 с.
4. Батюта, М.Б. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / М.Б. Батюта. - М.: Логос, 2013. - 306 c.
5. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие [Текст] / А.К. Болотова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 c.
6. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c.
7. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. [Текст] / Зацепина М.Б.// ФГОС 2016. – 96 с.
8. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: учебник для бакалавров [Текст] / Б.З. Вульфов. - М.: Юрайт, 2012. - 724 c.
9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
10. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 279 с.
11. Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема «Мебель»: Учебно-методическое пособие [Текст] / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.
12. Козырева, О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учрежд. [Текст] / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.
13. Краузе, Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика [Текст]: Практическое пособие / Е. Н. Краузе, – СПб.: Корона. Век, 2016. – 80 с.
14. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
15. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями [Текст] / Т.А. Матросова. – М.: В.Секачев, 2016. – 136.
16. Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб.: Детство-Пресс, 2013. - 624 c.
17. Панова, Н.А. Развитие речи дошкольников в режимных моментах [Текст] / Н.А. Панова, О.И. Дементьева //Воспитатель ДОУ. – 2016. – № 2. – С. 51-57.
18. Пузанова, Б.П. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студ. сред. пед. учебн.заведений. [Текст]/ Б. П. Пузанова. – М.: 2014. – 268 c.
19. Сатимбаева, Ю. Классификация методов обучения [Текст] / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
20. Стульник, Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4-7 лет. [Текст] /Стульник Т.Д //ФГОС. Издательство «Мозаика- Синтез» 2016. – 180с.
21. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 17 с.
22. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
23. Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.
24. Ушакова, О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 c.
25. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии: Учебное пособие [Текст] / О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эскимо, 2015. – 320 с.