Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы: Творчество А.П. Чехова до сих пор популярно во всём мире; различные произведения интересуют деятелей художественной сферы, т.е. его пьесы ставят в театрах, рассказы экранизируют и т.д.
Цель работы: рассмотреть место творчества А.П. Чехова в программе «История литературы страны первого изучаемого языка».
Задачи:
1. Значение творчества Чехова для литературы. Данную задачу ставим для рассмотрения важности творчества Чехова, как в русской. Так и в мировой литературе.
2. Место и значение работ писателя в курсе «История литературы страны первого изучаемого языка».
3. Отбор материала из работы А.П. Чехова для рассматриваемой программы.
Гипотеза: Творчество такого писателя, как А.П. Чехов, занимает не маловажное место в русской литературе и несомненно мировой, важно включать изучение его работ в учебные программы.
Вот уже не первое десятилетие произведения Чехова включены для изучения в различные программы. Многие методисты, такие как: Т.А. Баенова, Е.А. Щербакова, Т.С. Мушинская, предложили множество приёмов и методов для изучения, но с течением времени требуется их обновлять.
Произведения А.П. Чехова – своеобразные и особенные. Внешне они просты, но в них кроется множество сложностей при прочтении, многие учащиеся не понимают произведения в полной мере, поэтому к их изучению стоит подойти со всей серьёзностью [2].
Значение творчества А.П. Чехова в истории русской и мировой литературы
В творчестве Чехова видно продолжение лучших традиций классической русской литературы. Л. Толстой о нём однажды сказал: «…Чехов – это Пушкин в прозе». Лермонтов и Пушкин оказали огромное влияние на повествовательную манеру Чехова. На Чехова, как сатирика и юмориста оказали влияние Салтыков-Щедрин и Гоголь. Лиризм писателя и анализ внутренней жизни персонажей произведений всегда связаны с пониманием художественных открытий Толстого и Тургенева, они были переосмыслены с творческой точки зрения и использовались Чеховым для решения творческих задач.
Чехов в большинстве произведений проверяет героев правдой жизни, с её помощью он старался показывать человеку самого себя. Отсюда берётся именно принципиальный отказ без какой-либо идеализации и малейшего приукрашивания, они могут лишь дискредитировать цель писателя открыть для человека правду жизни, ведь в него герои погружаются порой даже этого не замечая.
В произведениях Чехова широкий охват современной для писателя жизни и глубины мысли, яркостью и краткостью слова, способностью мастерски изображать природу и людей. Именно Чехов смог довести русский литературный язык до высшей степени совершенства. Горький считал, что Чехов недосягаем в своей стилистике, по его словам, «в будущем историк литературы, рассуждая о росте русского языка, скажет, что создали его Пушкин, Тургенев и Чехов».
За последнее время интерес к творчеству А.П. Чехова заметно вырос. Более выраженно стало значение его работ в развитии и формировании нашей культуры. Благодаря именно этому писателю можно найти ответы на вопросы, которые волнуют людей и в наше время. Его книги являются не только источниками эстетического наслаждения, они служат как уроки нравственного и идейного воспитания, ведь они одухотворены идеей борьбы за сохранение красоты в мире, счастье и свободу человека. Такие вопросы общечеловеческие, но сразу и социальные, и политические, связаны с насущными проблемами и вопросами, стоящими и перед нашей современностью [3, 17].
В записной книжке Чехова остались строчки, которые проникнуты тревогой и скорбью «Разговор на другой планете о земле через 1000 лет: помнишь ли ты белое дерево…(берёзу)». Данная запись обращена ко всему человечеству, в ней присутствует суровое предостережение и тревожный тон. Чехов здесь является нашим единомышленником и соратником. Очень важно уметь услышать его призыв и сберечь сокровища и красоту культуры. Заветные мечты, надежды и мысли русского писателя – по своему существу считаются важным достоянием в традициях литературы. Чехов, несомненно, занял важное место в развитии русской литературы, а в последствии и мировой. У него учились и перенимали опыт: Горький (в области драматургии по большей части), Куприн, Бунин и Леонид Андреев, кроме них ещё множество российских драматургов и писателей себя относили к ученикам А.П. Чехова.
Возрастает во всём мире интерес к общечеловеческой проблематике чеховского творчества. Уже при жизни писателя публиковались первые переводы его работ на иностранные языки. Его повести и рассказы были очень популярны, драматургия всегда оказывала влияние на развитие театрального искусства. О выдающейся роли Чехова в культурной жизни стран мира говорило множество деятелей литературы из Азии, Америки и Европы. В 1919 г была опубликована пьеса Бернард Шоу «Дом, где разбиваются сердца», английский драматург утверждал, что написана она была под руководством со стороны А.П. Чехова. Дж. Пристли и Дж Голсуорси (английские писатели) тоже отмечали, что на мировую литературу Чехов оказал благотворное влияние. А. Вюрмсер и Ф. Пристли (французские писатели) и Т. Манн (немецкий писатель) тоже свидетельствовали о значении писателя и драматурга А.П. Чехова в развитии художественной культуры XX века [5].
Маленькая аллегория сохранилась в записной книжке писателя, заимствована она у Альфонса Додэ (писатель): «- Почему твои песни так коротки? – Спросили однажды птицу. – Или у тебя не хватает дыхания? – У меня очень много песен. – ответила птица. – и я хотела бы поведать их миру все».
В литературном наследстве Чехова есть множество мелких произведений и несколько драм, в каждом произведении Чехов словно торопился поведать миру все свои мысли о современной ему России. А как расценивает писателя наша эпоха?
Список литературы