Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Верховенство права - это не только одна из важнейших общечеловеческих ценностей, призванная утверждать гуманистический принцип справедливости, но и эффективный практический институт, гарантирующий защиту прав и свобод человека, чести и достоинства. и граждане, средство борьбы с бюрократией, приходством и департаментализмом, форма реализации и существования истинной демократии.
В современной России создана правовая основа для формирования верховенства права, закрепленная в нормативных актах; разработка демократических принципов государственной деятельности; подтверждает функционирование государственной власти на основе разделения властей; усилена судебная власть; социальные институты гражданского общества формируются и развиваются; укрепляются права и свободы человека и гражданина, справедливое состояние личности в государстве; создана правовая основа для взаимодействия личности и государства; внутреннее право соответствует международному праву; обеспечена рационализация общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства. Верховенство закона предполагает определенный уровень индивидуальной и общественной морали.
Теория верховенства права нашла свой ответ между концом 19 и началом 20 веков. в либеральной мысли России это была программа, реализация которой, на мой взгляд, могла бы предотвратить все последующие революционные преобразования государства. Острая потребность в изменениях, которая была обозначена в конце века, напряженность в гражданском обществе, стремление юристов к теоретическому пониманию и практическая реализация реформ: это то, что объединяет исторический период до настоящего времени и сделать актуальным обращение к законному наследию историков либерального государства конца XIX и начала X в. В данной работе проводится научный анализ теории верховенства права в общеправовой системе понятий Бориса Николаевича Чичерина, Будучи представителем концепции «естественного права», он строил свои философско-правовые идеи в рамках единой естественно-правовой традиции, но их концепции верховенства права имели существенные различия.
Цель данной работы изучить политико-правовые взгляды Б.Н. Чичерина.
В соответствии с поставленной целью выявлены следующие задачи исследования:
Рассмотреть теории правового и конституционного государства в России во второй половине XIX - начале XX вв;
Провести краткий историко-биографический очерк выдающегося правоведа Б.Н. Чичерина;
Изучить научные и политические взгляды Б.Н. Чичерина;
Проанализировать правовые воззрения Б.Н. Чичерина.
Основными методами исследования, использованными в данной работе, были монографический метод (анализ научной и учебной литературы), метод анализа (анализ и обобщение данных СМИ и официальных отчетов), логика (информация, полученная из формулировок выводов) и другие методы.
Теоретической и методологической основой для написания работы стали труды отечественных и зарубежных правоведов, юристов, историков, материалы из научных журналов, интернет.
Структурно работа представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПОЛИТИКА-ПРАВОВЫХ ВЗГЛЯДОВ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
1.1 Теории правового и конституционного государства в россии во второй половине XIX - начале XX вв
Во второй половине XIX века в России стало заметно развитие науки о конституционном праве. В этот период работает над конституционно-правовыми проблемами А.С. Алексеева В.В. Ивановский, А.Ф. Кистяковский, М.М. Ковалевский, Н.М. Коркунова, С.А. Котляревский, М.И. Свешникова В.И. Сергеевич Б.Н. Чичерин и соавт.
Неразвитость представлений о конституционном государстве в массовом сознании не уменьшила интерес к этой проблеме среди русской интеллигенции. Западный опыт создания конституционного государства был не только детально изучен, но и непосредственно заимствован без учета социально-политического развития России. В ходе обсуждений рассматривались две будущие версии конституции: немецкий (с сильными позициями монарха как субъекта государственной власти в политической системе) и английский (с запасом власти в пользу парламента) [11, с.115].
Исследования немецких юристов Ф. Шталь, Г. Еллинек и Г. Келсен были заимствованы такими представителями российской юриспруденции, как: Б.Н. Чичерин К.Д. Кавелин, А.Д. Градовский - и внедрен в конституционные проекты Союза Освобождения (проекты Геллерт, в публикациях журнала «Освобождение» под редакцией П.Б. Струве), проект С.С. Муромцева, Ф.Ф. Кокошкин, конституционные построения В.А. Маклакова. Впоследствии именно на этих проектах основывались Основные законы Российской империи 1906 года.
Русская версия конституции была принята российской юриспруденцией и общественными деятелями (П.Н. Милюков, И.И. Петрункевич) от А. Дейзи, Дж. Брайса, Л. Дуги, А. Менгера. Сторонники двух версий конституции жестко критиковали друг друга за умеренность или радикализм.
Проекты российских конституций XIX века официально не назывались конституциями. Во второй половине 1865 г., когда земские институты начали свою работу и усилилось либеральное движение различных слоев общества, число конституционных проектов возросло. Начались даже дискуссии о структуре органа национального представительства (Законодательное собрание, парламент). Были предложены различные варианты состава камер и отношений между ними. В то же время двухпалатная система получила преимущество. Еще в начале 1870-х годов наверху были высказаны мнения о необходимости введения представительных органов.
Российские конституционалисты отстаивали идею изменения общественных отношений исключительно законным путем. Актуальной проблемой в этот период была разработка теории верховенства права. Идея свободы личности и ее правовое закрепление в законодательстве стали лейтмотивом исследования российских конституционных либералов. Надеясь превратить самодержавие в конституционную монархию законными средствами, они посвятили большое количество своих работ анализу дуалистической монархии как стадии ее превращения в конституционную.
Отметим также, что в западноевропейской историко-правовой мысли рассматриваемого периода существовало много теорий происхождения государства, основанных на открытиях представителей естествознания и позитивистских школ [15, с.85]. Так, например, в работах отечественных ученых есть много ссылок на труды немецкого философа права Г. Еллинека (1851 - 1911), который рассматривал религиозно-богословскую теорию происхождения государства, теорию властные, родовые, договорные и некоторые другие. Мы находим не только анализ работ Г. Еллинека, Р. Иеринга, но и диалог с ними. Периодическая печать начала века содержит множество обзоров работ отечественных ученых как положительного, так и отрицательного характера [17, с.106].
Однако даже в условиях кризиса самодержавия периода 1904-1907 гг. Конституционная модель никогда не выходила за рамки конституционных предложений М.М. Сперанский. Более того, эта модель была ухудшена из-за заимствования элементов из Конституции Германии 1871 года, которая одобрила кратковременный период существования дуалистической монархии. Назовите основные государственные законы с изменениями от 23 апреля 1906 г.
Конституция в точном смысле этого понятия также была невозможна, потому что отсутствовали такие фундаментальные принципы конституционализма, как народный суверенитет и разделение властей. Тем не менее, определенные конституционные ограничения монархии, тем не менее, были установлены. Что касается Манифеста от 17 октября 1907 года, то это был акт конституционного характера, поскольку Россия впервые сформулировала чрезвычайно важный принцип конституционного государства: никакой закон не мог быть принят, кроме как с согласия народное представительство.
Актуальность работы ученых была обусловлена политической ситуацией в стране после опубликования 23 апреля 1906 г. Основных государственных законов России, в которых российское государство было провозглашено единым и неразделимым, где высшая автократическая власть принадлежит Император Всея Руси. В то же время было отмечено, что Российская империя регулируется на твердой основе законами, изданными в установленном порядке. Действие законов является обязательным для всех без захвата российских граждан и для иностранцев, прибывающих в российское государство. Ни один новый закон не может быть соблюден без одобрения Госсовета и Государственной Думы, и получения власти без одобрения суверена императора [5, с.108].Однако провозглашение основных принципов верховенства права не означало, что такое государство было создано в
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов А.И. Обоснование метафизики в русском консервативном гегельянстве (к описанию философских взглядов Б. Н. Чичерина) // Социальная философия в России в XIX веке. - М., 2015.93-100.
2. Аннерс Л. История европейского права // Вопросы философии. № 5 .- 2015. - С. 56 - 67.
3. Березко В.Е. Б.Н. Чичерин: Местное самоуправление в государстве // Право и политика. - 2018. - № 4. - С. 78-90.
4. Валицкий А. Мораль и закон в теориях русских либералов конца XIX - начала XX вв. // Вопросы философии. - 2016. - № 8. - С. 45-50.
5. Вышеславцев Б.Н. Несколько слов о мировоззрении Б.Н. Чичерина // Свободная совесть. Книга 1. - М., 2017, - С. 178-179.
6. Графский В. Г. История политических и правовых учений: учебник. для студентов вузов, обучающихся по специальности и направлению «Правоведение» / [В.Г. Графский и др.]; Под итог. редактор В.С. Nersesyantsa. - 4-е изд., Ред. И доп. - М .: НОРМА, 2016. - Х, 933 с.
7. Гурвич Г. Д. Философия и право // Вопросы философии. - 2018. - № 2. - С. 34-45.
8. Ерыгин А.Н. Философия истории русского либерализма II этаж. XIX век (Кавелин, Соловьев, Чичерин): Автор. дис .... д. философ, н. Ростов-на-Дону, 2016 – 412 с.
9. Захаров А.В. B.N. Чичерин о соотношении права, морали и политики // Правовая политика и правовая жизнь. - 2016. - N 4. - с.186-195
10. Зорькин В.Д. Чичерин. - М .: Юрид. лит,2019. - 245 с.
11. Искра Л. М. Бориса Николаевича Чичерина о политике, государстве, истории. - Воронеж.: Изд-во Воронеж, ун-та, 2015 .-- 123 с.
12. Кизельштейн Г. Б., Борис Николаевич Чичерин // Вопросы истории. - 2017. - № 4. - С. 53-67.
13. Китаев В.А. С фронта на охрану. Из истории русской либеральной мысли 50–60-х годов XIX в. М., 2017 – 365 с.
14. Кокорев А.С. B.N. Чичерин как социальный мыслитель // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 6. - С. 12-24.
15. Михайловский И.В. Взгляды Б.Н. Чичерин о праве и государстве // Образование. - 2018. - № 7. - С. 24-38.
16. Нерсесянц Б.С. Верховенство права: история и современность // Вопросы философии. - 2019. - № 2. - С. 34-41.
17. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современной справедливости. Есть ли выход? URL: http: //constitutions.ru/archives/1965/10
18. Новикова Л.И., Симемская И.Н. Либерализм в России: модель Чичерина // Власть. - 2017. - № 4. - С. 63-68
19. Палухина Елена Сергеевна Эволюция взглядов на национальную безопасность в политико-правовой мысли России конца XIX - начала XX века // Философия права. 2016. №5 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vzglyadov-na-natsionalnuyu-bezopasnost-v-politiko-pravovoy-mysli-rossii-kontsa-xix-nachala-xx-veka (дата обращения: 18.06.2020).
20. Погодин С.Н. К истории философии права в России. // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2016. - № 1. - С. 56-67.
21. Чичерин Б.Н. О национальном представительстве. 2-е изд. М. 2019 – 128 с.
22. Чичерин Б.Н. Философия права. - Санкт-Петербург: Наука, 2018 – 412 с.