Фрагмент для ознакомления
2
щелчков пальцами, притопываний. В танцах используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, «радуги» и кубики.
Игро-гимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышц, необходимых для реализации образно-танцевальных композиций, а также включает необходимые упражнения для развития пространственной ориентировки.
Игро-танец обогащает двигательный опыт и является базой для формирования танцевальных движений, которые используются в разнообразных образных композициях.
Оценка деятельности ребенка.
Всякое исполнительство существенно отличается от восприятия активностью действия. Исполнительство не является реакцией, а рассматривается как выполнение определенных заданий. Следовательно, оно может быть либо адекватное заданию, либо неадекватное.
Задача педагога состоит в том, чтобы перевести исполнительство с низкого уровня на более высокий.
Творчество –небывалая комбинация бывалых впечатлений, всегда новый, самостоятельный вид деятельности, антипод исполнительства.
Здесь используется креативная гимнастика - это двигательная импровизация, создание новых комбинаций движений, двигательных ситуаций.
Психогимнастика.
В банный раздел включены игры и упражнения, позволяющие выразить в творчестве свое эмоциональное состояние, осуществить развитие психических процессов в автоматизированной и спонтанной моторике, а также игры и упражнения, изображающие отдельные черты характера, способствующие снятию психоэмоционального напряжения.
Эмоциональная разминка – спонтанный вид деятельности, которая направлена на включение детей в игры, помогающие преодолеть «неуверенность» (страх, застенчивость и сверхчувствительность; замкнутость; инфантильность).
Творческое моделирование – это самостоятельный поиск образов, которые соответствуют заданному ритму, выражение их в движении. В данном блоке находятся задания на замещение предметов, определение пространственных отношений, создание новых образов, чье проигрывание может быть осознано детьми в наглядном моделировании.
Музыкально-подвижные творческие игры предполагают формирование нового образа (пластического, ритмического) на основе знакомых музыкальных впечатлений.
Творческие игры на уровне слова дают возможность ребенку реализовать умение мыслить самостоятельно и оригинально. В данный блок входят фантазии, игры, в процессе которых рождаются невероятные истории, волшебные названия стран и животных и др.
Оценка деятельности ребенка.
Творчество, как вид деятельности, характеризуется двумя существенными свойствами – это авторский характер его и новизна. Новое может быть новым не в полной мере, но отвечать требованиям новизны, когда «старые» элементы сочетаются по-новому. Важным здесь является факт самостоятельного проявления творчества ребенка. Можно выделить степень проявления творчества: от полного отсутствия творческого начала –
минимум, до истинного проявления творческого потенциала ребенка, проявление органичного творческого процесса.
2.2. Направления речевого развития на занятиях по логоритмике для детей с ОНР
Согласно исследованиям логопедов и нейропсихологов (А.К.Аксенова, Р.Е. Барабанов, Р.И.Лалаева, Л.C. Цветкова, А.В. Семенович, Ж.М.Глозман, Т.В.Ахутина и др.[4; 5; 28] в логоритмике реализуется развитие фонематического слуха. Некоторые игры рассмотрим ниже.
Работа строится поэтапно.
1. Формирование слухового гнозиса, с опорой на узнавание неречевых бытовых и природных шумов, музыкальных звуков и мелодий, голосов животных и людей, чувство ритма, невербальные средства коммуникации, действия и предметную соотнесенность слова.
Игры, направленные на отработку слуховой регуляции. Дети молча ходят по залу, на хлопок в ладоши – прыгают, на топот ногой – садятся на корточки. Или один хлопок – замереть на месте, два хлопка – присесть, три хлопка – прыгнуть. Сначала дети выполняют движения, опираясь на зрительный анализатор, потом на слух, так как логопед производит действия за ширмой. При этом логопед хлопает или топает громко-тихо, близко-далеко от них, т.е. передвигается в пространстве.
Дети молча передвигаются в пространстве (например, летают аистами). Логопед медленно ходит между детьми и произносит речевые звуки (тихо-громко, высоко-низко, далеко-близко от детей). Как только дети слышат обозначенный звук, например «А» – принимают образ «аиста» (ноги на ширине плеч, руки сложены на уровне груди).
Детям предлагается назвать картинки, выделяя голосом заданный звук и в этот момент нажимать на мяч. Сначала дается ряд слов с заданным звуком вначале слова, потом в конце и лишь затем в середине слова, с целью почувствовать границы слова. Важно в начале давать слова со сходной слоговой структурой или слова, которые между собой рифмуются. Упражнение можно выполнять обеими руками и поочередно.
Выделению речевого звука на слух обычно предшествует классическая логопедическая работа по уточнению его артикуляции, а так же выделению его хлопками. На этом этапе можно не только поиграть в подвижную игру, но и научить детей чувствовать и выделять звуки телом, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений, т.е. подключать работу слухового, зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Аналогичная работа проводится по выделению заданного звука из серии слогов с помощью обычного круглого мяча, путем отстукивания его об пол, с силой ударяя и выделяя позицию звука в данной серийной слоговой цепочке. Мяч можно заменить пищащей игрушкой, хлопками или отстукиванием ритма рукой (кулаком, локтем), ногой (коленом, стопой, пяткой) или другими частями тела.
Это упражнение возможно усложнить с помощью звучащих шипованных мячей небольшого размера разных цветов (красного для гласных, синего для твердых согласных и зеленого цвета для мягких согласных звуков). Этот вид упражнений опирается на совместную анализаторную работу в сочетании с реализацией пространственного фактора и чувства ритма.
2.Выделение позиции звука в слове.
На этапе выделения позиции звука в слове (т.е. определения его местоположение: в начале, середине или конце слова) детям предлагается буквально «потрогать звуки руками», с целью развить скоординированную работу между рукой, артикуляцией, зрением и слухом. Такая системность помогает быстро выделить и подобрать фонему, графему, кинему, что обеспечивает правильное и слитное написание слов в будущем.
Игра: «Металлофон».
Ход игры. Логопед медленно и плавно произносит слово «мак», берет палочку и начинает играть на металлофоне следующим образом: на плавное произнесение звука «м» он ударяет на ноту «до», затем плавно переключается на звук «а» и ударяет на ноту «ре», и в конце произносит взрывной согласный «к» и резко ударяет на ноту «ми». Ребенок сначала смотрит за действиями логопеда, потом учится работать совместно с ним и далее самостоятельно медленно и плавно выполнять это упражнение. Очень важно научить ребенка выполнять это упражнение правой, левой, обеими руками и поочередно.
Можно использовать и иной вариант игры, имеющий тот же результат. Специалист произносит звук «м» и ударяет на ноту «до», на звуковое сочетание «ак» действий не производится. На следующем этапе логопед произносит звук «м» без действий руками, произнося звук «а» он ударяет на ноту «ре», при произнесении звука «к» действий не производится. На третьем этапе логопед произносит звуковую комбинацию «ма» не производя действий руками, на произнесение звука «к» ударяет на ноту «ми». Игры: «Пианино», «Флейта», «Барабан» производятся в том же алгоритме.
3. Автоматизация и дифференциация звуков.
По завершении выделения данного звука на слух из слогов и слов переходим к его дифференциации с конкурентами.
Игра: «Эхо» направлена на автоматизацию и дифференциацию звуков, где используются обычный мяч, мяч с шипами или мяч с выемками.
Ход игры. Логопед произносит слово с данным звуком, выделяя его голосом, и одновременно с этим кидает мяч ребенку, который ловит мяч и обратно кидает его логопеду, при этом повторяя слово как эхо. Если логопед произносит неправильно слово, то ребенок мяч не ловит.
При дифференциации звуков детей можно просить заменять один звук на другой (скала-шкала), давать пары слов или поочередно давать слова с дифференциальными звуками.
Вариации применения конкретных методик и упражнений на каждом этапе развития фонематического восприятия могут дифференцироваться в зависимости от возрастных, познавательных, мотивационных и других особенностей детей и подбираться для занятий на уровне конкретного методического материала.
Развитие звукового анализа и синтеза.
Методическая работа по развитию звукового анализа и синтеза с помощью логоритмических упражнений, строится согласно разработкам в рамках отечественной психолого-педагогической, логопедической, дефектологической школ, на основе теории Эльконина Д.Б. и Гальперина П.Я. о поэтапном формировании умственных действий. Упражнения
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях / М. М. Аманатова // Логопедия. № 1. - 2007. – С.9-11.
2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
3. Бабушкина Р.Л., Грасюк И.В., Кислякова О.М. «Логоритмика - занятие или игра?» Программа коррекционно-развивающих занятий по логопедической ритмике для детей 3-7 лет с общим недоразвитием речи. – СПб, 2000
4. Барабанов Р.Е. Коррекционно-логопедическая работа по развитию фонетико-фонематической системы речи. – Монография. — М.:Другое Решение, 2018. — 69 с.
5. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи: (В норме и патологии) / НИИ дефектологии АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1977. - 176 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия/ Л.С. Волкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.
7. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Часть 1, 2. – М.:ТЦ «Сфера», 2016. – 64 с.(Ч.1).; 64 с. (Ч.2).
8. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод.пособие / Т.Г. Визель. - М.: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 127 с.
9. Выготский Л.С.Мышление и речь/Л.С.Выготский. – М.:АСТ, 2013. – 790 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Детство-Пресс, 2007. – 480 с.
11. Лалаева Р.И. Проблемы логопедической диагностики. / Р.И.Лалаева // «Логопедия сегодня». – 2007. - № 3. – С.8-9.
12. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей / сост. Л. В. Лобода; ред. Е. В. Поле. -М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008. - 80 с.
13. Лопухина И.С. Логопедия (речь, ритм, движение) / И.С.Лопухина – М.: Корона-принт, 2004. – 128 с.
14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
15. Левина Р. Е., Никашина Н. А. Общее недоразвитие речи: характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии // Под ред. Р. Е. Левиной М.: Просвещение, 1968. С. 67-166.
16. Лурия А.Р. Язык и сознание А.Р.Лурия – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 214 с.
17. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2005. – 240 с.
18. Мастюкова Е.М. Основы клинической типологии и медицинской коррекции общего недоразвития речи у дошкольников / Е.М. Мастюкова. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. - М.: Прометей, 1991. - С.4-15.
19. Ткаченко Т.А. В первый раз - без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. - Спб.: Детство-пресс, 2010. - 286с.
20. Усанова О.Н., Синякова Т.Н. Особенности невербального интеллекта при недоразвитии речи // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М ., 1982.
21. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина // Первый год обучения (старшая группа): Учебное пособие. - М.: Альфа, 1993. - Ч. I. - 103 с.
22. Фотекова Т.А. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта у детей с ОНР / Т.А. Фотекова //Дефектология. - 1994. -№2. - С.9-14.
23. Хватцев М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов высших педагогических учебных заведений. В двух книгах. Книга 1 / М.Е. Хватцев ; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шахоской. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2009. 272 с.
24. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность / М.И.Матусевич, Л. Р. Зиндер. — М., 2008.- 212 с.
25. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психол.— 1956.— № 5.— С. 51-59.