Фрагмент для ознакомления
2
2.1. Методика преподавания русского языка
В процессе обучения используют разнообразные приемы обучения. Приемы обучения – это последовательность действий, которая определяет ход урока и способ взаимодействия школьника и преподавателя. Приемы направлены на достижение конкретной задачи. Приемы подразделяют на приемы преподавания и приемы обучения. К примеру, перед преподавателем стоит задача объяснить значение нового слова [12].
Для этого он может применять несколько способов: может воспользоваться толковым словарем, может нарисовать, показать предмет, объясняющий слово, может создать ассоциативный ряд, который поможет быстрее запомнить слово и правильно применить его в повседневной практике.
К приемам обучения относят те действия школьника, которые он применяет для того, чтобы достичь тех целей, которые ставит перед ним предмет и преподаватель. К примеру, школьнику необходимо запомнить новое слово. Для этого он может применить различные приемы: записывать слово, переводить, запоминать слово группировкой в составе ассоциативного ряда или практиковать его в ходе устной речи [8].
В ходе обучения преподаватель обязательно должен проводить контроль знаний, в ходе которого определяются те моменты, на которых стоит акцентировать внимание, выясняются моменты, которые остаются сложными и непонятными. Кроме того, преподаватель может применять не только открытые приемы обучения. Часто важное практическое значение имеют скрытые приемы обучения. Они основаны на том, что учащийся не понимает цели обучения. К примеру, школьник может не понимать, для чего он выполняет задание преподавателя [9].
Он может, не понимая цели рассказывать, чем он занимался вчера. При этом он отрабатывает приемы применения прошедшего времени глагола. Для успешной реализации скрытых приемов применяют упражнения. Упражнение – это специально разработанная система действий, основанная на не необходимости повторять в определенной последовательности некоторые действия. При этом происходит закрепление и полное усвоение отрабатываемых навыков. Целей некоторых упражнений студент может также не понимать [13].
Напрямую с понятием прием обучения связано еще одно понятие – метод обучения. К методам обучения относят ту определенным образом отработанную и организованную последовательность действий школьника и преподавателя, которая направлена на достижение поставленных целей и задач.
Выделяют три основные группы методов обучения: методы непосредственного обучения, которые включают применение различных наглядных материалов, пособий, вспомогательных средств, систематизацию и визуализацию материала. Второй группой признаются приемы мотивации, которые мотивируют школьника на дальнейшее изучение предмета, помогают определить новые цели, задачи обучения, позволяют поддерживать постоянный интерес к предмету [9].
Важной группой методов является также контроль и самоконтроль, который позволяет выявить проблемы и определить недостающие знания и навыки и в дальнейшем скорректировать план и содержание обучения. Методы обучения реализуются при помощи различных средств обучения. Они различны для преподавателя и школьника. Для преподавателя это в первую очередь план и программа курса, план урока, для школьника – учебные пособия, методические рекомендации, словари, аудиовизуальные материалы, схемы [14].
Кроме того, существует понятие принцип обучения. В литературе не существует четкого определения этого термина, однако известно, что он оказывает существенное влияние на процесс обучения. Бывают цели дидактические и методические. К дидактическим целям относят общие цели и требования, предъявляемые к процессу обучения в целом. К методическим целям относят те цели, которые свойственны каждому отдельному предмету. Например, для русского языка существуют следующие требования: язык должен изучаться в тесной взаимосвязи с культурой, традициями, принципами и нормами русского народа. Также должны учитываться особенности школьника, должна прослеживаться связь между русским языком и реальной повседневной жизнью школьника, должен присутствовать краеведческий, страноведческий, исторический аспект и коммуникативный принцип [15].
Методика обучения русскому языку является отдельной педагогической наукой. Она состоит из дидактики и методики, как и все остальные науки. Дидактика изучает вопросы преподавания, общие педагогические проблемы. Методика изучает частные проблемы, применительно к каждому конкретному предмету. В данном случае существует отдельная методика, изучающая особенности преподавания русского языка школьникам. Как и в любом другом предмете, существуют определенные трудности при изучении языка, связанные с психологическими и другими особенностями учащихся, сложностью и многообразностью языка.
Для того чтобы процесс обучения русскому языку был эффективным, необходимо, прежде всего, правильно организовать урок, разработать программу обучения, составить план, четко установить цели, задачи курса и каждого отдельного урока, сформулировать ожидаемые результаты. Кроме того, в ходе обучения необходимо проводить тщательный контроль полученных знаний, стимулировать практическое применение полученных знаний на практике, в устной и повседневной речи [16].
Периодически должны проводиться опросы, тестирование, проверка устной и письменной речи. Также должны применяться специфические лингвистические подходы к обучению: например, сопоставление слов, изучение фразеологизмов, изучение толковых, орфографических словарей. Должны рассматриваться практические и ситуативные примеры применения слов и фраз [12].
Методика обучения русскому языку отличается тем, что обучение происходит непосредственно в языковой среде. Это может иметь как свои преимущества, так и свои недостатки. К преимуществам относят, прежде всего, постоянную практику, которая ускоряет и облегчает освоение навыков устной речи. С другой стороны, это же положение может и усложнить процесс обучения, особенно на начальных этапах, когда в речь могут проникать просторечия, специфические выражения, несвойственные литературному языку [3].
В основе курса русского языка лежат данные научных исследований в области лингвистики, психологии. На основании этих данных разрабатывается и корректируется курс, методы преподавания, цели и задачи. Особое внимание уделяется особенностям взаимоотношений между преподавателем и учащимся, воздействие окружающей среды на учащегося. Естественная языковая среда является ведущим фактором, определяющим эффективность обучения [17].
Больших успехов в обучении удалось достичь после того, как внедрили различные аудиовизуальные методы изучения языка. Эффективным является программирование обучения. Краеведческий способ изучения русского языка позволил существенно облегчить усвоение новых знаний учащимися. Большое значение имеет наличие специальных программ, национальных учебников для изучения русского языка. Основным принципом обучения русскому языку является принцип коммуникативности, основанный на необходимости систематически и регулярно применять полученные знания на практике [18].
Методика обучения русскому языку имеет свой установленный понятийный аппарат. Основными понятиями являются следующие: процесс, формы, способы, методы обучения, содержание, цели, задачи. Именно от этих понятий зависит эффективность организации программы. Основное и центральное место в понятийном аппарате занимает понятие процесс обучения. Процесс обучения состоит из двух взаимосвязанных понятий: преподавание и обучение. Преподавание определяет ход обучения [19].
На основании потребностей и мотивов учащегося формируются основные цели обучения, которые определяют ход дальнейшего взаимодействия преподавателя и школьника. На основании целей формируется план, содержание, программа, определяются основные методы, формы и способы обучения. Различают три основные цели изучения русского языка: воспитательная, общеобразовательная, коммуникативная [23].
Важным инструментом повышения качества образования является постоянное, регулярно обновляемое и контролируемое методическое обеспечение занятий. Каждый урок должен быть тщательно спланирован. На основании методических рекомендаций к учебному курсу осуществляется планирование каждого отдельного занятия, осуществляется тщательный отбор задач для классного и домашнего решения.
Невозможно достичь повышения уровня мотивированности учащихся, получить ответный положительный результат при проведении урока без четко разработанной программы. Именно методическому обеспечению следует уделять первостепенное значение. Необходимо помнить, что учитель всегда и во всех смыслах является ведущей центральной фигурой в процессе управления и организации учебного процесса. В связи с этим к учителю предъявляют и соответствующие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азимов, Э.Г. Живой русский: Учебник русского языка для начинающих / Э.Г. Азимов, Л.В. Фарисенкова. - М.: ИКАР, 2015. - 220 c.
2. Айзацкая, Н.И. Русский язык: 3 класс. Найди ошибку. Языковые игры / Н.И. Айзацкая. - М.: Эксмо, 2017. - 96 c.
3. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 2: (уроки 16-22) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2016. - 408 c.
4. Аксенова, М.П. Русский язык по-новому. В 2-х т. Русский язык по-новому. Часть 1 (уроки 1-15) / М.П. Аксенова. - М.: Форум, 2017. - 648 c.
5. Арбатова Е.А. Правила русского языка в таблицах и схемах. – СПб.: Изд.Дом “Литера”, 2016. – 76 с.
6. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи.: Учебное пособие для аудиторной и самостоятельной работы студентов-нефилологов высших учебных заведений / Л.А. Баландина. - М.: Моск. ун-та, 2017. - 256 c.
7. Баландина, Л.А. Русский язык и культура речи: Практикум для аудиторской и самостоятельной работы студентов-нефилологов ВУЗов / Л.А. Баландина, Г.Р. Давидян, Г.Ф. Кураченкова и др. - М.: Моск.университета, 2016. - 96 c.
8. Баранов М.Т. Русский язык: справочные материалы: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений , М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В.Прудникова; под ред. Н.М. Шанского – 11 изд. – М.: Просвещение, 2019. – 210 с.
9. Барова, Е.С. Дидактический материал (упражнения) к: Учебнику "Русский язык" для 6-го кл. Бунеева Е.В. ФГОС / Е.С. Барова. - М.: Баласс, 2014. - 144 c.
10. Бенвенист, Эмиль. Общая лингвистика: Пер. с фр. / Э. Бенвенист. - М.: РФ, 2014. – 448 с.
11. Воскресенская, Е.О. ЕГЭ. Русский язык. Универсальный справочник / Е.О. Воскресенская, Е.М. Ткаченко, Н.В. Слаутина. - М.: Эксмо, 2015. - 336 c.
12. Галкина-Федорук, Е.М. Современный русский язык: Синтаксис / Е.М. Галкина-Федорук, К.В. Горшкова, Н.М. Шанский. - М.: КД Либроком, 2015. - 200 c.
13. Гвоздева, Е.В. Русский язык. Пособие для поступающих в ВУЗ. / Е.В. Гвоздева, Е.Ф. Косицына, В.Н. Орлова, И.В. Чирин. - М.: МГИУ, 2017. - 160 c.
14. Герд, А.С. Прикладная лингвистика. - Спб.: Изд-во СпбГУ, 2015. - 268 с.
15. Девятова, Н.М. ЕГЭ. Русский язык. Типичные ошибки: Учебное пособие / Н.М. Девятова, Е.Ю. Геймбух.. - М.: Проспект, 2013. - 208 c.
16. Дейкина, А.Д. Русский язык. 5-й класс. В 2-х т.Русский язык. 5-й класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: В 2ч / А.Д. Дейкина. - М.: АСТ, Астрель, 2017. - 444 c.
17. Диброва, Е.И. Современный русский язык: Учебник для бакалавров / П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин . - М.: Юрайт, 2013. - 559 c.
18. Докучаева, Р.М. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения: Учебное пособие / Р.М. Докучаева. - М.: Флинта, 2016. - 232 c.
19. Загидулина М.В. Русский язык: полный курс подготовки к ЕГЭ. М.: АСТ. 2014.- 320 с.
20. Загоруйка, А.Я. Конверсия – морфологический способ словообразования. – М.: Наука, 2015. – 219 с.
21. Кубрякова, С.С. Что такое словообразование. – М.: Наука, 2016. – 327 с.
22. Куликова, И.С., Салмина, Д.В. Введение в металингвистику. – СПб, 2012. - 352 с.
23. Павлова С.А. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: алгоритмы рассуждения при выборе правильного ответа. – М.: Просвещение, 2019.- 192с
24. Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 кл., [И.И.Постникова, И.М.Подгаецкая, М.Н. Везерова и др.] -М.: Просвещение, 2017.
25. Розенталь Д.Э.Ю Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М. Московская международная школа переводчиков, 2015. – 178 с.