Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Все войны в мире не проходят бесследно. Об этом нам говорит и послевоенная хроника о погибших солдатах, о потерях страны, и газеты, печатавшие всегда последние новости, и искусство.
Многие художники пишут картины на эту тему, музыканты - песни, поэты стихи. Великая Отечественная война 1945 года принесла с собой огромное количество великих произведений.
Тем более что это событие считается одним из самых жестоких в 20 веке. Но в России была же и еще одна Отечественная война 1812 года. Во время выступления на Круглом столе Фестиваля «Бородинская осень» Анна Евтихиева, кандидат филологических наук МГУ им. М.В. Ломоносова, сказала: « Все мы задумывались над тем, как повлияла война 12-го года на нашу культуру, культуру 19 века, в первую очередь век особый, век взлета русской литературы, музыки, живописи, науки и философии, эпоха, в которую сложился литературный русский язык, русское искусство стало классическим, т.е. образцовым для последующих поколений русских людей многие из создателей «золотого века», жили и творили, вдохновляясь патриотическими образами и переживаниями, рожденными «грозой 12-го года». А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, В.А Жуковский, П.А. Крымов, М.Ю. Лермонтов и Л.Н. Толстой.
Поэтому объектом данного исследования является творчество В.А. Жуковского.
Предметом исследования является патриотизм в творчестве В.А. Жуковского.
Цель работы – рассмотреть идею патриотизма в творчестве и педагогической деятельности В.А. Жуковского.
Задачи исследования:
- рассмотреть творчество Жуковского в русской литературе;
- рассмотреть становление идеи патриотизма в творчестве В.А. Жуковского.
Глава 1. Творчество В.А. Жуковского в русской литературе
1.1. Патриотизм в творчестве русских поэтов
Чувства любви к родине и патриотизма присутствует в произведениях Михаила Юрьевича Лермонтова, Александра Сергеевича Пушкина, Блока, Достоевского, Сергея Есенина и еще многих русских поэтов и писателей. У Пушкина это отражается в таких произведениях как «Евгений Онегин», «Капитанская дочка». Эти произведения доказывают, что Пушкин был не только замечательным поэтом и писателем, но и несомненно патриотом своей родины, причем любовь его была и к большой и к малой родине. И это можно сказать не только про творчество Пушкина, но и про всю русскую литературу в целом, ведь в большинстве произведений отражаются нотки патриотизма.
В произведении «Война и мир» Льва Николаевича Толстого тоже затронута тема патриотизма на фоне отечественной войны. В произведении «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого затронута эта же тема. Главный герой произведения «Повесть о настоящем человеке» летчик, который был сбит в бою, он ползком добирался до русской границы не чувствуя своих ног после падения и в последствии вовсе отморозил их. И даже потеряв ноги, он вновь ринулся в бой, вновь хотел летать. В последствии его желание сбылось и он летал, с протезами вместо потерянных ног. Он настолько патриот, что ринулся защищать родину даже потеряв ноги. У Лермонтова любовь к родине ярко отразилась в стихотворении «Родина». В этом стихотворении описывается истинный патриотизм, присутствующий в русских людях. Это стихотворение считается одним из лучших патриотических лирических произведений в русской классической литературе, которое отражает и нравственные принципы автора.
Каждый автор изображает тему патриотизма и любви к Родине, верность и преданность Отчизне по своему, в каждом произведении присутствует своя индивидуальность и изюминка, каждый автор по своему раскрывает эту тему. В творчестве авторы создали некий образ настоящего патриота своей Родины, готового идти на жертвы ради нее, и расстаться с жизнью во имя Отчизны.
1.2. Влияние творчества В.А. Жуковского на русскую литературу
В.А. Жуковский родился в 1783 году, в селе Мишенском Тульской губернии. Незаконнорожденный сын помещика Бунина и пленной турчанки Реклама Сальхи.
Фамилию получил от бедного белорусского помещика Андрея Григорьевича Жуковского. Жил в семье Буниных. Был зачислен на службу в Астраханский полк для получения дворянства.
Получив звание, 6-летний Жуковский в 1789 году получил грамоту на дворянское достоинство. В 1797 году 14-летний Василий Андреевич поступил в университетский благородный пансион и учился 4 года. На втором году пребывания возникло литературное общество - Собрание, с официально утвержденным уставом, в последствии Жуковским стал его первым председателем. В печати он дебютировал «Мыслями при гробнице», написанной в 1971 г. под впечатлением известия о смерти В.А. Юшковой. К 1801г. было около 15 произведений: в основном - подражательные оды. В 1802г. перевел элегию Т. Грея «Сельское кладбище». Жуковский давал уроки племянникам Марии и Александру Протасовым. С 1805 началась история любви между Василием Андреевичем и Машей, на тот момент ей было 12 лет.
В 1808 г. написал балладу «Людмила» на сюжет Бюргера «Леонора». Если подходить к поэтическому наследию В.А. Жуковского с узкоформальных позиций, с позиций литературоведа, исследующего частные вопросы (например, стих Жуковского), то и тут мы увидим Жуковского — родоначальника русского мелодического стиха, основателя «школы гармонической точности» (определение Пушкина). Наша задача — проследить (хотя бы фрагментарно) роль и значение Жуковского в русской литературе, его нравственное влияние на русскую литературу. А для этого нужно проникнуть в «тайну» Жуковского-человека. «В нем не было ни лжи, ни раздвоенья», — скажет Тютчев в стихотворении «Памяти В.А. Жуковского». Однако было бы неверным представлять Жуковского неким простодушным человеком «не от мира сего». Об этом сказал еще Тютчев в названном стихотворении.
Жуковский многие годы был при дворе (хотя назвать его царедворцем довольно трудно). Порой он верил в благие намерения царя, порой серьезно сомневался в них, высказываясь всегда откровенно и прямо (см., например, его письмо Николаю I по поводу запрещения журнала «Европеец»). Важно подчеркнуть другое: независимость Жуковского была всегда спокойной и неколебимой: «Не могу покорить себя ни Булгарину, ни даже Бенкендорфу», потому что «единственный вожатый — собственная совесть...» Жуковский нес свою трудную человеческую и художественную ношу без колебаний и без нарочитого акцентирования.
Говоря о жизни и творчестве Жуковского, уместно вспомнить одно высказывание М. Пришвина: «Русская классическая литература выделяется из всей мировой культуры тем, что наши люди называют правдой, чем питалась издавна народная наша культура и что я, пока не найдя своего подходящего слова, называю творческим поведением».
А разве, в сущности, не о том же сказал сам Жуковский: «Жизнь и Поэзия — одно»?! В плане общественном — это твердое неприятие рабства (крестьян имения, доставшегося ему по наследству, он немедленно отпустил на волю), дружба с декабристами (характерно, что, когда декабристы предложили Жуковскому войти в их организацию, они нисколько не сомневались, доверившись «царедворцу» Жуковскому), помощь им после 1825 года, бесконечное заступничество за них перед царем, доводившее последнего до гнева, заступничество за каждого гонимого, помощь крепостной интеллигенции (десятки крепостных, в том числе Тарас Шевченко, получили свободу благодаря Жуковскому)...
В литературе Жуковский всегда шел своим, особым путем. Написав в 1820 году на своем портрете, подаренном Пушкину, «победителю-ученику от побежденного-учителя», Жуковский не подпал под влияние Пушкина, а продолжал развиваться как самобытный, великий поэт.
В 1818 году Жуковский издает книгу стихов и переводов с характерным названием: «Для немногих», которое имело принципиальный смысл, что прекрасно выразил Пушкин в стихотворении «Жуковскому» (1818).
Именно в это время Пушкин напишет стихотворение «К портрету Жуковского», где предскажет поэтическое бессмертие своему другу и учителю: «Его стихов пленительная сладость Пройдет веков завистливую даль...») «Пленительная сладость» стихов Жуковского пленяла человечностью — человечностью звучания, поэтического смысла — всего. Жизнь не баловала Жуковского. Детство — «чужой среди своих», юность — смерть лучшего друга Андрея Тургенева, затем — вершинная трагедия жизни Жуковского, оказавшая определяющее влияние на тон всей его поэзии, — любовь к Маше Протасовой...
Образ этой любви и любимой мы встречаем не только в великолепной лирике и в балладах, где впервые в русской литературе заговорила душа любящего, выразилась женская душа (не случайно Пушкин, создавая образ Татьяны, дважды возвращает читателя к Светлане Жуковского), но даже и в крупных лиро-эпических творениях («Ундина» и др.). Следы этой любви — во всем творчестве Жуковского.
Список использованной литературы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверинцев С.С. Размышления над переводами Жуковского / Зарубеж. поэзия в переводах В.А. Жуковского. М.: Языки русской культуры, 1985.
2. Афанасьев В.В. Жуковский / Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 4. М.: Мол. гвардия, 1986.
3. Афанасьев В.В. Жуковский / Жизнь замечательных людей. Выпуск 10. М.: Мол. гвардия, 1987.
4. Белинский В.Г. Собр. соч. В 9 т. Т. 7 / Ред. Г.А. Соловьева, подгот. текста В.Э. Бограда, ст. и примеч. Ю.С. Сорокина. М.: Худож. лит., 1981.
5. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья вторая. Хрестоматия лит.-крит. мемуарных и эпистолярных материалов. Пособие для учащихся / Сост. И.Е. Каплан, П.Г. Пустовойт. М.: Просвещение, 1981.
6. Берковский Н.Я. О романтизме и его первоосновах // Проблемы романтизма. Сб. статей. Вып. 2. М.: Исскуство, 1971.
7. Бессараб М. Я. Жуковский [Текст] / М.Я. Бессараб. – М.: Современник, 1975. – 316 с.
8. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». 2-е изд. СПб.: Наука, 2002.
9. Велединская С. Б. Курс общей теории перевода: учебное пособие / С. Б. Велединская; Томский политехнический университет. – Томск. Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 230 с.
10. Веселовский А.Н. В.А. Жуковский. Поэзия чувства и сердечного воображения. М.: Интрада, 1999.
11. Волков P.M. Славянские параллели к балладам В.А. Жуковского «Людмила» и «Светлана». Учен. записи (Черновиц. ун-т). Т. 30. Серия филол. наук, вып. 6, 1958.
12. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. 3-е изд. М.: Интрада, 1995.
13. Дудин М. Поэт. Рыцарь. Человек. К 200-летию со дня рождения В.А. Жуковского // Аврора. 1983, №2.
14. Душечкина Е. Душа задумчивой Светланы. Приложение к газете «1 сентября». Литература 1997, №30.
15. Душина Л.Н. Роль «чудесного» в поэтике первых русских баллад / Проблемы идейно-эстетического анализа художественной литературы. М, 1972.
16. Душина Л.Н. Жанр баллады в творчестве Пушкина-лицеиста / Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII-XIX веков. Сборник научных работ. Л., 1974.
17. Душина Л.Н. Поэтика русской баллады в период становления жанра. Л., 1975.
18. Ерофеев В. Мир баллады // Воздушный корабль. Литературные баллады. М.: Правда, 1986.
19. Жуковский и русская культура. Сб. науч. тр. АН СССР, Институт русской литературы (Пушкинский Дом). Л.: Наука, 1987.
20. Жуковский и литература в конце XVIII-XIX в.в. Сб. статей. АН СССР, Институт мировой литературы им. A.M. Горького. М.: Наука, 1988.
21. Полевой Н.А., Полевой Кс. А. Литературная критика: Статьи и рецензии 1825-1842. – Ленинград, 1990. – 592 с.