Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Гоголю Н.В. принадлежит весомое место среди деятелей русской и мировой культуры. Являясь феноменальным мастером поэтического слова, Гоголь Н.В. создал величайшие произведения, которые покоряют своей глубиной и правдивостью образов, силой фольклорного обобщения жизни, художественным совершенством.
Бесспорно, на мировоззрение Гоголя, оказало влияние творчество немецких романтиков. Он подвергся влиянию Гофмана Э.Т.А., Тика Л.И. Из данных произведений он почерпнул огромное количество фантастических, мифологических, мистических и в тоже время демонологических сюжетов. С другой стороны, невозможно сказать о том, что Гоголь незримо брал с них пример. Его более ранние произведения оригинальны по своей сути, безусловно неся на себе отпечатки их творчества.
Творчество Гоголя уходит глубоко корнями в народную жизнь и является великим национальным достоянием русского народа. Творения Гоголя гуманистичны, его нравственная позиция состоит в том, чтобы обличать все то, что мешает человеку быть человеком.
В русской литературе обозначился подъем романтического направления в начале 30-х годов XIX века, и на первом плане оказалась тема народности. В частности в фольклорных традициях писатели-романтики искали и находили дух нации. Появился интерес к народам, которые населяли Российскую империю, и, конечно же, к жизни малороссиян.
Украинская культура рассматривалась как наследница славянской традиции, которая не была подвержена влиянию современной цивилизацией. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832) принес Гоголю литературную популярность, повести были насыщены украинским этнографическим и творческим материалом. Белинский В.Г. назвал цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» поэтическими очерками Малороссии, уделяя значение романтическому настроению, лиризму и юмора автора, и при этом, подчеркнул в данном цикле повесть «Ночь перед Рождеством».
Но роль Гоголя-романтика не заключалась в воспроизведении быта и обрядов народа, у него было желание передать дух народа, его здоровое гармоничное мировосприятие, его представления о красоте, и силе. Не просто так он изобразил не обычную повседневность, а народно-праздничную и ярмарочную жизнь. Прошлое предстает в сказочном и чудесном фоне, в нем автор видел людей, которые не были затронуты жаждой наживы и духовной леностью. «Вечера на хуторе близ Диканьки» является сборником фантастических происшествий, именно такой взгляд на происходящее.
Целью данной работы является анализ смешение романтизма и реализма в цикле повестей Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Задачи заключаются в:
1. Анализе особенностей реализма «Вечера на хуторе близ Диканьки».
2. Рассмотрении своеобразной позиции автора.
3. Исследовании творческих традиций и определение их места в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Гоголя Н.В.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗМА «ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ»
1.1 Реализм и мифологичность цикла повестей «Вечера на Хуторе близ Диканьки»
Русский реализм, черты которого были заложены Пушкиным и Грибоедовым, у Гоголя имел своеобразное воплощение. Если литература у этих классиков понималась как носитель идей общественного просвещения, то в гоголевском творчестве акцентируется также и её нравственное звучание. Все наследие писателя, (исключение могут составлять лишь ранние произведения) – это пафос морализаторства, проповедничества и учительства, поскольку:
- автор не может фокусироваться лишь на «чистом искусстве»,
- автор должен открывать правду, даже если она слишком горька.
Николай Васильевич понимал реализм как задачу в том, чтобы порок был изображен максимально талантливо – так, чтобы оставался «гвоздем в голове» читателя, чтобы образ этого порока был необычайно «живучим» и постоянно воздействующим. В логике Гоголя таким образом читатель сможет возненавидеть этот порок у себя и постарается приложить всё возможное к его искоренению. Только тогда проповедническая или учительская миссия автора и будет полностью реализованной, когда в ней будет акцентироваться учение, а не только поучение. Воплощение подобной творческой «философии», разумеется, обуславливает и выбор писателем:
и художественных средств,
и жанров,
и стиля,
и особенностей систем образов,
и метода литературного решения произведения
Спецификой литературы Гоголя ввиду этого становится уникальный сплав романтизма, реализма, сатиры, гротеска, лирики.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» является первой книгой Гоголя Н.В., которая сразу же завоевала успех и известность. Гоголь изображал добрые и привлекательные образы людей из народа, с другой же стороны страшное возмущение писателя вызвала духовная пустота, мелочные интересы, недалекий ум буржуазии и помещиков. В данном творении заложена присущая лишь Гоголю привычка, замечать за смешным грустное, «сквозь видный миру смех… незримые ему слезы». По этой причине в сцены, которые были наполнены ярким юмором, солнечным смехом, очень часто вплетаются беспокойные нотки. Писатель старается изменить несправедливый мир при помощи разрушительной сатиры.
«Вечера на хуторе близ Диканьки» создают народные мотивы, бытовые обычаи и поверья, в основном, стародавнего времени, в тот момент, когда Украина была свободной от крепостного права. Вознося в поэзии свободную жизнь простого трудового народа, писатель в повестях «Сорочинская ярмарка» и «Майская ночь, или Утопленница» обращает свое внимание не к подневольно-крепостным, а к государственным земледельцам, которых на Украине было крайне много. Слова Левко: «Мы, слава богу, вольные казаки!» были выражением чувств, эмоций, желаний Гоголя и его положительных персонажей.
Фантастика в «Вечерах…» этнографически достоверна. Герои и рассказчики невероятных историй верят, что вся область непознанного населена нечестью, а сами «демонологические» персонажи показаны Гоголем в сниженном, обытовленном обличье. Они тоже «малороссияне», только живут на своей «территории», время от времени дурача обычных людей, вмешиваясь в их быт, празднуя и играя вместе с ними.
Например, ведьмы в «Пропавшей грамоте» играют в дурачка, предлагая деду рассказчика сыграть с ними и вернуть, если повезет, свою шапку.
В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» персонажи находятся под властью религиозно-фантастических представлений, языческих и христианских верований. В рассказах о недавних событиях, о современности демонические силы описываются как суеверие («Сорочинская ярмарка»). Отношение Волшебно-сказочная фантастика выражается Гоголем не мистически, а более или менее человечно. Чертям, русалкам, ведьмам придаются реальные свойства человека.
Фантастическое в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» находится по соседству и пересекается с фольклорно-сказочным. Свои повести писатель собирает из фольклорных блоков. Данной теме посвящена сотня, исследований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Афанасьев А.А. Мифология Древней Руси: поэтические воззрения славян на природу / А.А. Афанасьев. М., 2006. - 607 с.
2. Афанасьев А.А. Народ-художник. Миф. Фольклор. Литература / А.А. Афанасьев. М., 1986. - 366 с.
3. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. Искусство слова и народная смеховая культура // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. – 485 с.
4. Белинский В.Г. Белинский о Гоголе. – Ленинград: Государственное издательство художественной литературы, 1949. – 526 с.
5. Бланк К. По заколдованным местам Гоголя / К. Бланк // Новое литературное обозрение. 1995. №11. - С. 177-179.
6. Вайскопф М.Я. Сюжет Гоголя: Морфология, Идеология. Контекст / М.Я. Вайскопф. М., 2002. - 686 с.
7. Воропаев В.А. Н.В. Гоголь: Жизнь и творчество. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам/В.А.Воропаев. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1999. - 203 с.
8. Воропаев В.А. Современное прочтение Гоголя // Современное прочтение русской классической литературы XIX века: В 2 т. – Т. 1. – М.: Пашков дом, 2007.
9. Гаджиева Т.Б. Нравственный и эстетический идеал Н.В. Гоголя в повестях миргородского цикла: Диссертация канд. филол. наук. – Махачкала, 2008. – 139 с.
10. Горанчаровская Е.В. Видение мира через фантастику: Обобщающий урок по творчеству Н.В. Гоголя ("Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород")// Литература в школе.- М., 2006. - №10.
11. Докусов А.М. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя / А.М. Докусов. Л., 1962. - 44 с.
12. Капица, Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 216 с.
13. Кардаш Е.В. Образная структура «Вечеров на хуторе близ Ди-каньки» Н.В. Гоголя в контексте романтической историософии и эстетики: Диссертация канд. филол. наук. – СПб., 2006. – 233 с.
14. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя / Ю.В. Манн. М., 1998. - 412 с.
15. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. Происхождение образа / Е.М. Мелетинский. М., 1958. - 264 с.
16. Мелетинский Е.М. От мифа к литературе: учеб. пособие по курсу «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров» / Е.М. Мелетинский. М., 2000. - 167 с.
17. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя / К.В. Мочульский. М., 2004. - 157 с.
18. Панина М.А. Комическое и языковые средства его выражения: Диссертация канд. филол. наук. – М., 1996.
19. Пропп В.Я. Поэтика фольклора: Собрание трудов / В.Я. Пропп. М., 1998. - 352 с.
20. Пушкин А.С. Письма 1831-1833 гг //Письма № 392-560. Т.3
21. Соколов Б.В. Гоголь: Энциклопедия / Б.В. Соколов. М., 2003. - 538 с.
22. Степанов Н.Л. Ранний Гоголь-романтик. // Н.В. Гоголь. Собр. соч. в 7 т. Т.1. М., 1976.
23. Степанов Н.Л. Н.В. Гоголь: Творческий путь/Н.Л.Степанов. - М.: Государственное издательство Художественной литературы, 1959. - 648 с.
24. Трофимова И.В. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя: Особенности сюжетосложения и символика цикла: Диссертация канд. филол. наук. – СПб., 2001.
25. Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь. Величие писателя/М.Б.Храпченко. - М.: Современник, 1984. - 653 с.